Программа психолого-педагогического сопровождения учеников 5-х классов в условиях введения ФГОС


Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,
  • формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,
  • вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.

В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:
  • появление не успешности в учебе;
  • снижение мотивации к учению;
  • возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
  • нарушение поведения у детей и подростков;
  • явление «школофобии».
Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:
  • в снижении успеваемости;
  • в значительно изменяющихся условиях обучения;
  • в противоречивости отношений и системы требований к ученику;
  • в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.
Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность.

На основании диагностических данных нами были сформулированы проблемы:
  • система психолого-педагогического сопровождения зачастую работает исключительно с последствиями несовершенной организации процесса обучения и воспитания;
  • не эффективным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.
Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.

Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и учителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса (администрация школы, социальный педагог, психолог).

Полный текст материала Программа психолого-педагогического сопровождения учеников 5-х классов в условиях введения ФГОС смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никитина Елена Владимировна  elnikita
педагог-психолог, МАОУ СОШ№2 с углубленным изучением английского языка Великого Новгорода
02.09.2012 0 15433 3380
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0