Рабочая программа коррекционно-развивающей области "Коррекция и развитие высших психических функций"; 1-4 классы


Пояснительная записка

 

Рабочая программа коррекционно-развивающей области «Коррекция и развитие высших психических функций» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 № 4/15).

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на четыре года обучения (1-4) класс – 136 часа, (34 часа в год, один час в неделю).

Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.

Основные направления работы:

- диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);

- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

- формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими ( в семье классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).

Принципы коррекционной работы:

- Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

- Принцип системности – обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

- Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

- Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

- Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

- Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Основное своеобразие познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями – это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов мышления, памяти, внимания и вместе с тем наличие потенциальных возможностей, которые можно реализовать лишь в условиях, когда деятельность детей специально стимулируется как на уроках, так и на занятиях блока коррекционных технологий.

Необходимость активизации познавательной деятельности школьников с проблемами в обучении и воспитании, а также оказание конкретной поддержки этим детям стали причиной создания системы блока коррекционно-развивающей области «Коррекция и развитие высших психических функций», рассчитанного на младших школьников.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Занятия проводятся педагогом – психологом, но материалы могут быть использованы и учителем. Коррекционно - развивающие занятия не носят

характера дополнительных учебных занятий, а как игровые и творческие должны компенсировать недостатки и отклонения в познавательной деятельности, путем их преодоления устранять или уменьшать отставание школьников в усвоении программных навыков и умений. Эти занятия должны помочь ребенку достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития, которое обеспечит ему полноценную школьную деятельность.

Взяв за основу классификацию мышления по его содержанию, включены в занятия упражнения на развитие как конкретно – действенного, так и наглядно - образного и логического мышления . Совершенствуются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация, обобщение.

Принимая во внимание значение памяти в развитии человека, в занятия входят упражнения для развития всех видов памяти: слуховой , зрительной, зрительно – моторной.

Включая в состав занятий упражнения на внимание, исходим из утверждений многих психологов о том, что внимательность и наблюдательность - это не раз и навсегда данные качества, их можно и надо развивать путем тренировки. Слабо развитые сенсорные способности требуют включения в занятия упражнений по развитию мелкой моторики и восприятия.

Учитывая психологические особенности младших школьников на занятиях чередуются различные виды деятельности, используются игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, поддержать интерес ребенка к занятиям.

В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды).


 

Содержание программы

 

1 КЛАСС (34ч)

 

Раздел 1 «Формирование эмоционального общения со взрослыми и выполнение элементарной инструкции» (3ч)

  1. Формирование эмоционального контакта со взрослыми.

  2. Развитие внимания и подражания.

  3. Усвоение действий по образцу.

 

Раздел 2 «Развитие ручной моторики» (4ч)

  1. Развитие хватания.

  2. Развитие соотносящих действия.

  3. Подражание движением рук.

  4. Развитие движений пальцев, кистей рук.

 

Раздел 3«Сенсорное развитие . Коррекция процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира» (11ч)

  1. Развитие зрительного восприятия.

а) восприятие формы. Запоминание, связанное с представлениями о форме;

б) восприятие величины. Запоминание , связанное с представлением о величине.

в) восприятие цвета , различение цветов. Запоминание , связанное с представлением о цвете.

г) формирование целостного образа предмета.

д) классификация предметов по отличительным признакам.

е) восприятие пространства и ориентировка в нем ( на, под, над, за…)

Ориентировка на листе бумаги, в помещении.

Формирование пространственных представлений.

ж) развитие тактильно – двигательного восприятия.

2. Развитие слухового восприятия.

а) развитие неречевого слуха

б) развитие речевого слуха.

 

Раздел 4 « Развитие мышления» (8ч)

  1. Переход от восприятия к обобщению.

  2. Переход от восприятия к наглядно –образному и элементам логического мышления.

  3. Развитие наглядно – действенного мышления.

  4. Развитие элементов причинного мышления.

  5. Развитие наглядно-образного мышления.

  6. Формирование аналитико-синтетической деятельности.

  7. Формирование способности к логическим выводам и обобщениям.

  8. Установление ситуативных связей между предметами.

 

Раздел 5 «Развитие речевого общения» (8ч)

  1. Развитие делового эмоционального общения.

  2. Игры – драматизации.

  3. Сюжетно-ролевые игры.

  4. Расширение, уточнение и обобщение значения слова.

  5. Коррекция произносительной стороны речи.

  6. Коррекция звукопроизношения на основе чистоговорок, скороговорок, потешек.

  7. Коррекция связной речи. Составление рассказа по картинке.

 

Учащиеся должны знать:

 

- формы: круг, квадрат, треугольник;

- названия основных цветов (красный, синий, жёлтый);

- правила игр;

- левую и правую руку.

 

 

Учащиеся должны уметь:

 

- обращаться к другим по именам;

- выполнять речевую инструкцию учителя и действовать по образцу;

- пользоваться карандашом;

- хватать большие предметы двумя руками;

- хватать маленькие предметы одной рукой;

- уметь действовать по подражанию;

- узнавать предмет по форме, величине, цвету;

- ориентироваться на листе бумаги, в помещении;

- располагать предметы на листе (внизу, вверху, по сторонам);

- узнавать предметы на ощупь и по словесному описанию;

- различать звуки по тембру звучания;

- уметь звукоподражать;

- уметь обобщать предметы по цвету, форме;

- использовать в общении простейшие слова и выражения.

 

Учащиеся должны иметь представление:

 

- о совмещении предмета с отверстием;

- о действиях, требующих согласования обеих рук;

- о способах предметных действий.

 

2 КЛАСС (34ч)

 

Раздел I «Сенсорное развитие. Коррекция процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира» (12ч)

  1. Развитие зрительного восприятия.

а) Восприятие формы. Запоминание, связанное с представлениями о форме.

б) Восприятие величины. Запоминание, связанное с представлением о величине.

в) Восприятие цвета, различение цветов. Запоминание связанное с представлением о цвете.

г) Формирование целостного образа предмета.

д) Восприятие пространства и ориентировка в нём (впереди, назад, на, под, около, …) Ориентировка на листе бумаги, ориентировка в помещении. Формирование пространственных представлений.

е) Развитие тактильно-двигательного восприятия.

 

2. Развитие слухового восприятия

а) Развитие неречевого слуха

б) Развитие речевого слуха

 

Раздел 2 «Развитие мышления» (7ч)

  1. Переход от восприятие к обобщению.

  2. Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления

  3. Развитие наглядно-действенного мышления

  4. Развитие элементов причинного мышления

  5. Развитие наглядно-образного мышления

 

Раздел 3 «Развитие речевого общения» (15ч)

  1. Развитие делового эмоционального общения

  2. Игры – драматизации

  3. Расширение, уточнение и обобщение значения слова

  4. Коррекция произносительной стороны речи

  5. Коррекция произносительной стороны речи

  6. Коррекция звукопроизношения на основе чистоговорок, скороговорок, потешек

  7. Коррекция связной речи. Составление рассказа по картинке

  8. Составление рассказа по плану

  9. Разучивание стихов, песен

  10. Коррекция письменной речи

 

Учащиеся должны знать:

- имена и фамилии товарищей;

- цвета (оранжевый, зелёный, голубой, фиолетовый, белый, чёрный)

- правила игр

 

Учащиеся должны уметь:

- обращаться к другим по имени и фамилии;

- выполнять речевую инструкцию учителя и действовать по образцу;

- хватать большие и маленькие предметы одной рукой;

- узнавать предметы по форме, величине, цвету;

- ориентироваться в помещении, на улице, в городе;

- узнавать предметы по словесному описанию;

- различать звуки по тембру звучания;

- обобщать предметы по цвету, форме;

- использовать в общении слова и выражения.

 

Учащиеся должны иметь представление:

- о совмещении предмета с отверстием и отверстия с предметом;

- о способах предметных действий;

- о правилах игр.

 

3 КЛАСС (34ч)

Раздел 1 «Коррекция восприятия и их ориентировке в пространстве» (8ч)

  1. Отработка понятий «правый» и «левый»

  2. Отработка выполнения упражнений на освоение пространственных отношений ( на, над, под, за,

  3. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка

  4. Развитие представлений о частях суток, о временах года

  5. Пространственная ориентировка в тетради, классе, школе

  6. Коррекция способностей к фонематическому различению.

  7. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание

  8. Коррекция фонематического восприятия и произношения

 

Раздел 2 «Коррекция внимания» (7ч)

  1. Упражнения на развитие способности к переключению внимания

  2. Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости

  3. Упражнения на развитие устойчивости внимания

  4. Упражнения на развитие произвольного внимания

  5. Упражнения на развитие распределения внимания и избирательности

  6. Упражнения на развитие объема внимания

  7. Упражнения на усиление концентрации слухового внимания

 

Раздел 3 «Коррекция мышления» (10ч)

  1. Упражнения, направленные на развитие образного мышления

  2. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления

  3. Упражнения на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов»

  4. Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  5. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

  6. Упражнения на развитие гибкости умы

  7. Упражнения на развитие словесно-логического мышления

  8. Упражнения на развитие скорости мышления

  9. Упражнения на развитие мышления и речи

  10. Упражнения и игры, развивающие мышление, сообразительности

 

Раздел 4 «Коррекция памяти» (9ч)

  1. Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов

  2. Упражнения на осознанное восприятие

  3. Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала

  4. Упражнения на развитие объёма кратковременной слуховой памяти

  5. Упражнения на развитие долговременной и зрительной памяти

  6. Упражнения на развитие памяти на цифры, буквы, слова

  7. Упражнения на развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей

  8. Игры на развитие памяти «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат»

 

 

Учащиеся должны знать:

- левую и правую руку;

- времена года;

- формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- различать звуки по тембру звучания;

- правила игры;

- изученные цифры и буквы.

 

Учащиеся должны уметь:

- узнавать предмету по контурному изображению и деталям рисунка;

- сравнивать предметы;

- употреблять предлоги (впереди, назад, на, под, около);

- внимательно рассматривать предметы;

- следить за движущим предметом;

- внимательно рассматривать игрушку для последующего узнавания;

- составлять мини-рассказы по плану;

- осматривать пространство, ориентируясь на определённые объекты.

 

Учащиеся должны иметь представление:

- о частях суток, месяцах, днях недели;

- о выделении существенных признаков.

 

4 КЛАСС (34ч)

 

Раздел 1 «Коррекция мышления и речи» (9ч)

Развитие наглядно-действенного мышления

  1. Анализ зрительного образа и свойств предметов

  2. Узнавание объекта на основе описания отдельных признаков. Сочетание признаков разных предметов

  3. Нахождение общих и различающихся признаков объектов

  4. Узнавание объекта по описанию возможных действий с ним

  5. Составление сюжетного рассказа

  6. Решение задач на сравнение

  7. Расположение предметов в порядке возрастания или убывания

  8. Учимся делать логические выводы

  9. Нахождение действия, противоположного по значению

 

Раздел 2 «Развитие причинного мышления» (17ч)

  1. Планирование преобразований предметов и слов

  2. Устанавливание ситуативных связей между предметами

  3. Нахождение причины событий

  4. Представление последствий событий

  5. Обозначение словами существенных признаков предмета

  6. Составление слов с заданной буквой

  7. Подбор слов, противоположных по значению

  8. Подбор слов-синонимов

  9. Классификация и соединение слов в предложение

  10. Согласовывание слов в предложении

  11. Понимание социальных взаимосвязей

  12. Учимся придумывать сказки

  13. Учимся придумывать сказки по опорам

  14. Описываем характер героев

  15. Составление текста по вопросам

  16. Оценивание событий с разных сторон

 

 

Раздел 3 «Коррекция произвольной сферы» (8ч)

  1. Упражнение «Раскрась фигуры»

  2. Упражнение «Копирование образца»

  3. Упражнение «Рисование узоров»

  4. Упражнение «Найди такой же предмет»

  5. Упражнение – игра «Пуговица»

  6. Упражнение «Кто сегодня именинник»

  7. Упражнение «Хитрые картинки»

  8. Упражнение «Веселые человечки»

 

 

 

Учащиеся должны знать:

- части суток, названия месяцев, дней, недели;

- правила игр;

- формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

- изученные цифры, буквы.

 

Учащиеся должны уметь:

- составлять рассказ с помощью учителя и по плану;

- уметь находить общие и различающие признаки;

- узнавать предмет по описанию и свойствам;

- употреблять предлоги (впереди, назад, на, под, около);

- сравнивать и различать предметы;

- уметь составлять предложения;

- придумывать сказки по опорам с помощью учителя;

- пользоваться правилами игр;

- описывать характер героев;

- составлять текст по вопросам;

-согласовывать слова в предложении;

- подбирать слова –синонимы, слова-антонимы;

- подбирать слова, противоположные по значению;

- решать задачи на сравнение;

- располагать предметы в порядке возрастания и убывания;

- составлять слова с заданной буквой.

 

Учащиеся должны иметь представление:

- о выделении существенных признаков;

- о словах-антонимах, синонимах;

- о логических выводах.

 

 

 

 

Список литература

  1. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов - на Дону: «Феникс», 2003.

 

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось» - 1989.

 

  1. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: «Просвещение» - 1995.

 

  1. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: «Бук-Матер» 1993.

 

  1. М.А.Панфилова. Игротерапия общения . Москва. : «Издательство ГНОМ и Д» , 2001.

 

  1. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. С-Пб.: «Речь» - 2003.

 


 

 


Полный текст материала Рабочая программа коррекционно-развивающей области "Коррекция и развитие высших психических функций"; 1-4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлова Александра Васильевна  Публикатор
26.09.2022 0 625 67

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК