Методическая разработка "Выявление профессиональных наклонностей учащихся путём реализации личностно-ориентированного подхода"


Муниципальное образовательное учреждение

«Октябрьский межшкольный учебный комбинат

Белгородского района Белгородской области»










Методическая разработка










Выявление профессиональных наклонностей обучающихся

путём реализации личностно-ориентированного подхода









Выполнила: методист,

Рудь Ольга Евгеньевна









пгт. Октябрьский,

2011 г.


Цель:

выявить профессиональные наклонности обучающихся

с помощью личностно-ориентированного подхода.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ педагогической, методической литературы по проблеме профессиональной ориентации учащихся.

  2. Провести теоретический анализ педагогической, методической литературы по проблеме личностно-ориентированного подхода в обучении.

  3. Провести тестирование обучающихся на определение конкретных наклонностей.

  4. Дать советы и рекомендации родителям.


Выбор профессии – очень важный момент в жизни человека. Каждый человек нуждается в признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Один их способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила эмоциональное удовлетворение. Готовность к профессиональному выбору предполагает знание своих интересов и склонностей, способностей, индивидуальных особенностей, а также личностных свойств и качеств человека. Экспериментальной группой детей была группа, приезжающая по четвергам в МОУ «Октябрьский МУК»: Весёлолопанская СОШ (16 уч.), Октябрьская СОШ (28 уч.), Щетиновская СОШ (4 уч.), Яснозоренская СОШ (9 уч.), Пушкарская СОШ (11 уч.), Стрелецкая СОШ (3 уч.), всего обучающихся – 71 человек.

К каждому ученику в процессе работы я применяла личностно-ориентированный подход, который является одним из новых форм организации обучения. При данном подходе происходит не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивается необходимость учёта индивидуальных способностей. Для личностно-ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделённого своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений.

Интерес – это значительность, занимательность, привлекательность чего-либо для человека. Склонность – это ярко выраженный интерес. Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические), по широте (разносторонние, узкие), по глубине (глубокие и поверхностные), по длительности (устойчивые и не устойчивые), по предметной направленности (технические, гуманитарные, художественные…). В том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы человека, говорят о профессиональных интересах. Профессиональные интересы проявляются в эмоционально окрашенном отношении человека к труду и стремлении больше узнать о нём. Они могут формироваться на основе учебных интересов, разнообразных увлечений во внеучебное время.

Для изучения интересов и склонностей подростков (как связанных с выбором профиля, профессиональной деятельности, так и свободных от столь конкретной задачи) создано немало тестов, опросников и анкет. Я в своей работе с детьми использовала наш отечественный опросник под редакцией Е.А. Климова. Результаты представлены в следующей диаграмме:

Таким образом можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство обучающихся (72%) планируют избранием своей дальнейшей профессии в направлении «Человек – Человек», здесь главный, ведущий предмет труда – люди. Среди этого типа можно выделить профессии:

  • связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

  • связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

  • связанные с бытовым, торговым и информационным обслуживанием;

  • связанные с информационно-художественными обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

  • связанные с медицинским обслуживанием.

(врач, учитель, психолог, менеджер по работе с персоналом, парикмахер и др.)

11% учеников в будущем видят себя в профессиях, связанных с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной деятельностью, а также с деятельностью актёрско-сценического мастерства. Всё это профессии типа «Человек – художественный образ» (артист, художник, музыкант, дизайнер, ювелир, писатель и др.)

Очень малое количество обучающихся хотели бы связать свою дальнейшую жизнь с профессиями типа «Человек – Знаковые системы», «Человек – природа», «Человек – техника», по 6%, 6% и 5% соответственно.

Родителям учеников я рекомендовала

соблюдать следующие пункты:

  • Изучите вместе с вашим ребёнком профессиональную востребованность в нашем регионе. 

  • Имейте информацию об учебных заведениях нашего региона.

  • Важны интересы и способности вашего ребенка. Вы можете помогать ему советами, правильно направить его. Но ни в коем случае не оставлять последнее слово за собой, пусть этот выбор останется за вашим ребенком.

  • Помните! Некоторые родители заставляют идти детей к тем идеалам, которых придерживаются сами. Убеждения типа «у меня не получилось, зато получиться у него» неверно, так как у вашего ребенка могут быть другие идеалы и, выбрав предложенную вами профессию, он может быть несчастен всю жизнь.

  • Некоторые профессии, например, относящиеся к искусству, требуют особых способностей и одаренности. Не забывайте, что профессия, не соответствующая умениям и способностям вашего ребенка, сделает его несчастным и неудачливым.

  • Никогда не сравнивайте своих детей с другими. Как известно, люди отличаются друг от друга по своим личностным качествам, также как ростом, цветом глаз. Не могут быть одинаковыми и их успехи.

  • Ссоры и разногласия между родителями могут отрицательно повлиять на психику ребёнка и мировоззрение.

  • Не следует оказывать на него давление.

Литература:

  1. «Выбор профессии: оценка готовности школьников» под ред. д.п.н. профессора, члена-корреспондента С.Н. Чистяковой., Москва, 2009 г.

  2. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» Москва, 1998г.

  3. «Профориентация в школе и колледже» под ред. Н.С. Пряжникова, Москва, 2008 г.

  4. Белухин Д. А. «Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах», Москва, 2006.

  5. Демин, А.Н. «Психологическое содержание профессиональной ориентации, прикладная психология, 1999 г.

  6. Долинская, Л.В. «Профессиональное самоопределение учащихся. Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся. – Киев, 1988 г.

  7. «Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя». Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой, Кемерово, 1996 г.


















Слайд 1
МОУ «Октябрьский межшкольный учебный комбинат Белгородского района Белгородской области» Методическая разработка Выявление профессиональных наклонностей учащихся путём реализации личностно-ориентированного подхода Выполнила: методист, Рудь Ольга Евгеньевна пгт. Октябрьский, 2011 г.
Слайд 2
Цели и задачи Цель Выявить профессиональные наклонности обучающихся с помощью личностно-ориентированного подхода. Задачи: 1. Провести теоретический анализ педагогической, методической литературы по проблеме профессиональной ориентации школьников. 2. Провести теоретический анализ педагогической, методической литературы по проблеме личностноориентированного подхода в обучении. 3. Провести тестирование обучающихся на определение конкретных наклонностей. 4. Дать советы и рекомендации родителям.
Слайд 3
Готовность к профессиональному выбору (знание) Интересов Способностей Склонностей Индивидуальных особенностей Личностных свойств и качеств личности
Слайд 4
Экспериментальная группа детей       Весёлолопанская СОШ (16 уч.) Октябрьская СОШ (28 уч.) Щетиновская СОШ (4 уч.) Яснозоренская СОШ (9 уч.) Пушкарская СОШ (11уч.) Стрелецкая СОШ (3 уч.) Всего – 71 человек.
Слайд 5
Личностно-ориентированный подход При данном подходе происходит не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивается необходимость учёта индивидуальных способностей. Для личностно - ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”).
Слайд 6
Основа личностно-ориентированного подхода Индивидуальность Индивидуальность Самобытность Самобытность Самоценность Самоценность
Слайд 7
По содержанию: музыкальные, технические По широте: разносторонние, узкие Интерес Интерес По длительности: устойчивые, не устойчивые По предметной направленности: технические, гуманитарные, художественные
Слайд 8
6% 11% 6% 5% Человек - природа Человек - техника Человек - человек Человек - Зн. Системы Человек - Худож. образ 72%
Слайд 9
Советы и рекомендации родителям 1. Изучите вместе с вашим ребёнком профессиональную востребованность в нашем регионе. 2. Имейте информацию об учебных заведениях нашего региона. 3. Важны интересы и способности вашего ребенка. Вы можете помогать ему советами, правильно направить его. Но ни в коем случае не оставлять последнее слово за собой, пусть этот выбор останется за вашим ребенком. 4. Помните! Некоторые родители заставляют идти детей к тем идеалам, которых придерживаются сами. Убеждения типа «у меня не получилось, зато получиться у него» неверно, так как у вашего ребенка могут быть другие идеалы и, выбрав предложенную вами профессию, он может быть несчастен всю жизнь.
Слайд 10
5. Некоторые профессии, например, относящиеся к искусству, требуют особых способностей и одаренности. Не забывайте, что профессия, не соответствующая умениям и способностям вашего ребёнка, сделает его несчастным и неудачливым. 6. Никогда не сравнивайте своих детей с другими. Как известно, люди отличаются друг от друга по своим личностным качествам, также как ростом, цветом глаз. Не могут быть одинаковыми и их успехи. 7. Ссоры и разногласия между родителями могут отрицательно повлиять на психику ребёнка и мировоззрение. 8. Не следует оказывать на него давление.
Слайд 11
Литература:        «Выбор профессии: оценка готовности школьников» под ред. д.п.н. профессора, члена-корреспондента С.Н. Чистяковой., Москва, 2009 г. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» Москва, 1998г. «Профориентация в школе и колледже» под ред. Н.С. Пряжникова, Москва, 2008 г. Белухин Д. А. «Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах», Москва, 2006. Демин, А.Н. «Психологическое содержание профессиональной ориентации, прикладная психология, 1999 г. Долинская, Л.В. «Профессиональное самоопределение учащихся. Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся. – Киев, 1988 г. «Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя». Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой, Кемерово, 1996 г.
Слайд 12
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Методическая разработка "Выявление профессиональных наклонностей учащихся путём реализации личностно-ориентированного подхода" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рудь Ольга Евгеньевна  Ol04
22.02.2012 1 3400 641

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК