Проектно-исследовательская деятельность как сфера позитивной социализации учащихся учреждений дополнительного образования


ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА МИРОШНИКОВА,

кандидат педагогических наук,

руководитель объединения французского языка «Радуга»,

Дворец творчества детей и молодёжи, г. Саратов




Проектно-исследовательская деятельность,

как сфера позитивной социализации

учащихся учреждений дополнительного образования



(Опыт социально-культурных практик в объединении французского языка «Радуга»)


В рамках реализации образовательных стандартов второго поколения говорится о необходимости дальнейшего развития системы образования, которая должна успевать и за преобразованием общества, и за информационными потоками, и за своими учениками. Речь идёт об образовательной системе, открытой к построению нового качества отношений с детьми, благодаря которому привычная деятельность приобретает совершенно новые ориентиры и смыслы.

В данном контексте сила и привлекательность дополнительного образования детей, учитывая его специфику, очевидны. Перечислим лишь некоторые преимущества:

- содержание деятельности можно свободно варьировать, т.к. оно не настолько зарегламентировано как в школе;

- сочетание разнообразных форм работы, обеспечивает, как интересы личности, так и общий успех коллектива;

- организация реального сотворчества учащихся, педагогов и родителей;

- обращение к творческому началу человека, на основе добровольности и самодеятельности, помогает избежать рутины, т.к. творчество её не приемлет.

Являясь агентами первичной социализации, наряду с семьёй, педагоги дополнительного образования находятся в самом близком окружении ребёнка, и их задача – помочь ему перейти во взрослую жизнь. Это особенно важно в ранние периоды жизни, ведь от того, как ребёнок научится жить и взаимодействовать в детском коллективе, зависит успех вторичной социализации на более поздних этапах жизни.

Формирование и совершенствование социального опыта подростков на основе социокультурных практик успешно осуществляется во многих объединениях Дворца творчества. Так, в разновозрастном объединении французского языка «Радуга» разработан алгоритм учебных и внеучебных практик: образовательно-исследовательских, проектных и игровых, которые органично встраиваются в образовательную программу.

Главные цели данных практик:

- привлечение учащихся и их семей посредством «Семейного клуба» к единым социокультурным ценностям;

- развитие внутренней мотивации каждого учащегося, ведущей к само созиданию своей личности и, как результат, уверенному самоопределению в будущем.

В основе практик лежит принцип диалогизации. Продуктивный диалог на основе общих интересов является одновременно и процессом, и результатом деятельности его участников.

Основными формами практик являются:

  • занятие-проект;

  • исследование; (с последующей публикацией в СМИ или участием в конференции, конкурсе);

  • виртуальные и реальные ролевые игры.

Речь идёт о разнообразии форм внеаудиторной деятельности, в которых французский язык выступает как средство познания, развития, свободного общения.

В этой связи вспоминается случай из практики. Во время набора в объединение адресуем вопрос новому ученику: «Ты уже знаешь французский язык?»

- Да, немного.

- Где его изучал, в какой школе?

- А я его ещё не учил.

- Так откуда же ты знаешь этот язык?

- Но как же, из жизни, он везде вокруг нас и сам всему учит: bonjour, merci, pardon, s`il vous plaît..И мальчик охотно продолжил ряд французских слов.

Данный пример лишь подтверждает общеизвестное высказывание «иностранному языку нельзя обучить, язык можно только изучать». Эта идея лежит в основе механизма проектно-исследовательской деятельности: учащихся меньше учат, они больше учатся сами, приобретая новые знания и опыт социального взаимодействия. Не случайно ученик, погружённый в исследовательскую деятельность, становится взрослее в своём общественном сознании, он способен занимать определённую позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной ситуации.

Накопленный опыт образовательно-исследовательских и проектных практик в объединении позволяет сделать вывод о том, что ребята чаще выбирают:

- исследовательские проекты, которые имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию с выдвижением и последующим подтверждением гипотезы;

- творческие проекты, предполагающие оформление собственных идей в творчески продуманной форме;

- практико-ориентированные проекты с чётко обозначенным результатом деятельности, значимым для каждого участника.

Важно, что все перечисленные типы проектов основаны на кросскультурном аспекте – пересечении областей страноведения и краеведения, благодаря чему учащиеся преодолевают разрыв между языком, который изучают на занятиях, и языком, который используют в повседневной жизни.

Каждый проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения. Многолетняя практика позволила по-новому взглянуть на организационные этапы деятельности и к привычным добавить ещё один – этап совместного анализа последствий осуществлённого взаимодействия, в ходе которого задумываются новые творческие планы, обусловленные предшествующим успехом. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своём развитии. Речь идёт о целенаправленном включении учащихся в деятельность с хорошими перспективами на результат.

Так, например, произошло с проектом «Французы в Саратове». Успешная презентация индивидуальных проектов на занятии, предопределила продолжение поисковой работы, но уже в рамках другого проекта «Выдающиеся саратовцы во Франции». Добытый исторический материал о наших земляках вышел за пределы учебного кабинета, получив одобрение саратовских краеведов, встреча с которыми состоялась в областной библиотеке им. А.С. Пушкина. После чего ребята всерьёз занялись исследовательской деятельностью, участвуя во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», организатор издательский дом «1 сентября», г. Москва.

В результате появились билингвальные публикации 2010/2011 год: «Последний гусар Наполеона» – о французе Жане Батисте Николя Савэне, прожившем в Саратове до 127 лет; «Саратов в истории авиаполка Нормандия-Неман» – о связи саратовского края с легендарным французским авиаполком; «Французы в Саратове: театр Сервье» – об историческом прошлом Саратова через призму театральной жизни…

2011/2012 год. Статьи: «Неразрывная связь саратовских импрессионистов с Францией» – о саратовских художниках-импрессионистах: Борисове-Мусатове, Кузнецове, Петрове-Водкине и др., получивших мировую известность; «Мир ярких красок художницы Альфии Пономаренко» – показан творческий взлёт молодой саратовской художницы, с детства мечтавшей побывать в Лувре и позднее, добившейся признания своего мастерства и др.

Представленные результаты соответствуют требованиям нового образовательного стандарта (ФГОС) к результатам учащихся. Личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию. Метапредметные результаты: сформированность умения учиться и приобретение опыта позитивной коммуникации. Предметные результаты: получение нового знания по конкретной предметной области – французский язык.

В этом году получил логическое завершение ещё один долгосрочный проект «Французский язык в Канаде», в рамках которого в 2008 году во ДТ состоялась встреча объединения с канадской писательницей Мартиной Жако. Сложившаяся коммуникативная ситуация явилась промежуточным контролем как степени информационной подготовки учащихся по теме проекта, так и уровня сформированности навыков иноязычного общения. И это общение состоялось. Современные мультимедийные технологии позволили продолжить взаимодействие на расстоянии. В течение трёх лет учащиеся не только приумножали свои лингвострановедческие знания о канадских франкофонах, проживающих в Новой Шотландии на юго-востоке Канады, но и сами становились активными участниками диалога двух культур, приобщая Мартину Жако к русскому языку и культуре.

А в начале 2012 учебного года объединение «Радуга» получило в подарок к 15-летнему юбилею книгу «Три лета в году» с автографом автора – М. Жако. Писательница делится своими впечатлениями о путешествии по городам России: «…Мы разные, пишет она, но мы понимали друг друга». Несколько страниц посвящены и встрече с воспитанниками саратовского Дворца Творчества. Мартина обращается к ребятам со словами «Мои юные друзья», сравнивает голос нашего солиста Валентина Ткаченко с «золотым голосом соловья», а сам Дворец Творчества называет «школой будущего».

Своеобразным мониторингом эффективности социокультурных практик является ежегодное анкетирование учащихся в начале второго полугодия, в процессе которого респонденты отвечают на ряд вопросов, например: «Что тебе понравилось в работе объединения в первом полугодии, и какие твои пожелания на второе полугодие?».

Полученные ответы: «Хочу участвовать во всех мероприятиях объединения»; «Понравилось быть ведущей и придумывать сценарий праздников»; «Запомнилось, как мы работали переводчиками»; «Хотела бы подготовить доклад о праздниках в России и Канаде и выступить с ним» и др., можно объединить одной фразой: «Не хочу быть только зрителем, хочу сам быть актёром», что свидетельствует об активной жизненной позиции и позитивной социализации учащихся объединения «Радуга».




Полный текст материала Проектно-исследовательская деятельность как сфера позитивной социализации учащихся учреждений дополнительного образования смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мирошникова Галина Николаевна  GalinaDTDiM2010
05.11.2013 0 2024 351

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК