Статья: "Диагностика качества обучения в сфере художественного исполнительства детей (хореографии) в системе дополнительного образования"


Мониторинг педагогической деятельности является обязательным для педагога дополнительного образования в целях качественной реализации образовательной программы. Согласно нормативным документам по дополнительному образованию, диагностика проводится на трёх этапах: в начале, в середине и в конце учебного года.

Автор, являясь руководителем танцевального коллектива и реализуя дополнительную общеразвивающую программу по художественному направлению  предлагает опыт  проведения мониторинга по качеству обучения в танцевальном коллективе.

Цель программы: привитие обучающимся общей и танцевальной культуры, развитие их социальной активности на основе практической исполнительской деятельности.

Диагностика по программе включает: начальную, промежуточную, итоговую. Начальная диагностика проводится при приеме детей и в начале учебного года. Промежуточная диагностика проводится в середине года (декабрь) и при переходе на следующий год обучения (май). Итоговая – при окончании программы.

Программа предполагает 2 уровня обучения: начальный и базовый

Соответственно используются 2 системы диагностики: для начального и базового уровня.

Диагностика охватывает предметные, метапредметные, личностные результаты (самостоятельность, социальная и творческая активность, старание и прилежание) и качества исполнительской деятельности – творческого продукта – танца.

Система диагностики по программе.

Критерии

Показатели

Начальный уровень

Базовый

уровень

  1. Мотивы деятельности

социальные или познавательные

есть

есть

  1. Музыкальность и ритмичность

высокий, средний, низкий уровень

есть

есть

  1. Координация

высокий, средний, низкий уровень

есть

нет

  1. Пространственная ориентация

высокий, средний, низкий уровень

есть

есть

  1. Предметные результаты (освоение образовательной программы)

высокий, средний, низкий уровень

есть

есть

  1. Техничность

баллы от 1 до 10

нет

есть

  1. Осознанность

 

нет

есть

  1. Творческое самовыражение (эмоциональное выражение характера музыки, импровизация, выразительность и артистизм)

высокий, средний, низкий уровень

есть

есть

  1. Физические качества (гибкость, сила, равновесие)

высокий, средний, низкий уровень

нет

есть

  1. Социальная активность

количество участия

есть

есть

  1. Самостоятельность и творческая активность

 (в исполнении причёски и макияжа, проведении разминки, сочинении танцевальных комбинаций, в организация выступлений)

высокий, средний, низкий уровень

нет

есть

  1.  Старание и прилежание

баллы от 1 до 10

есть

есть

  1.  Культура поведения (владение навыками культурного зрителя и артиста)

высокий, средний, низкий уровень

есть

есть

  1.  Достижения обучающихся (портфолио)

участия и достижения в конкурсах, фестивалях на разных уровнях

есть

есть

 

           Основной формой предъявления результата является танцевальный номер. В диагностике по программе танцевальный номер оценивается по следующим критериям:

- музыкальность и ритмичность исполнения,

- техничность исполнения,

- синхронность исполнения,
- линии и пластика,

- артистизм исполнения,

- культура артиста.

Дети начального уровня учатся давать оценку по каждому критерию отдельно. На базовом уровне задача перед обучающимися состоит в том, чтобы оценить исполнение танцевальной композиции в комплексе.

Данные материалы по диагностике помогают не только фиксировать и отслеживать результаты обучения и продвижения обучающихся, но и предъявлять к участникам образовательной деятельности единые требования.

Формы диагностики:

  1. Компетентное профессиональное педагогическое наблюдение.
  2. Анкетирование.
  3. Опрос.
  4. Выступление, концерт.
  5. Оценка качества танцевального номера по критериям.
  6. Упражнения.
  7. Контрольные задания.
  8. Тест.
  9. Само- и взаимооценка.

Проявление динамики по критериям от начального до базового образовательных  уровней.

Критерии

Начальный уровень

Базовый

уровень

  1. Мотивы деятельности

социальный

познавательный

  1. Музыкальность и ритмичность

Имеет элементарные знания и умения по разделу «Музыкальная грамотность». Умеет распознавать танцевальные ритмы; самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ.

Владеет основами музыкальной грамоты. Знает средства музыкальной выразительности

  1. Координация

Координирует движения рук и ног при выполнении танцевального движения

Владеет танцевальными системами координации в различных танцевальных направлениях по программе

  1. Пространственная ориентация

Знает направления шагов относительно корпуса.  Имеет начальные навыки ориентирования на сценической площадке.

Умеет «видеть площадку»,  свободно ориентируется на ней. Не допускает столкновения в коллективе при исполнении танца

  1. Знания и умения по предмету (освоение образовательной программы)

Имеет конкретные знания, умения и навыки танцевальной деятельности «по образцу». Знает основные элементы классического, народного танцев.

Знает отличительные особенности классического, народного, бального и современного танца; владеет танцевальной терминологией и умениями и навыками по соответствующему  танцевальному направлению.

  1. Техничность. Осознанность

 

Умеет держать спину при исполнении танца, правильно выполняет движения и координирует их с музыкой

Контролирует своё исполнение

  1. Творческое самовыражение (эмоциональное выражение характера музыки, импровизация, выразительность и артистизм)

Умеет импровизировать, эмоционально отражает характер музыки

Умеет выразительно исполнить танец и проявляет артистизм

  1. Физические качества (гибкость, сила, равновесие)

Знает о роли танцев в формировании здорового образа жизни. Понимает необходимость разминки на занятиях. Знает и умеет выполнять физические упражнения.

Имеет навыки сохранения и поддержки собственной физической формы. Владеет комплексом упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств.

  1. Социальная активность

Участвует в мероприятиях Центра

Участвует в выступлениях по заявкам социума

  1. Самостоятельность

 

Может самостоятельно провести часть разминки, подобрать танцевальное движение

Проявляет самостоятельность в сочинении танцевальных комбинаций, в организации выступлений,  в исполнении причёски и макияжа, проведении разминки.

Умеет самостоятельно получать знания.

  1.  Старание и прилежание

 

Имеет творческую самодисциплину

  1.  Культура поведения (владение навыками культурного зрителя и артиста)

Знает правила культурного поведения

Владеет навыками культурного артиста и зрителя.

  1.  Достижения обучающихся (портфолио)

Выступает на уровне коллектива и Центра (на открытых занятиях,  в классах, на праздниках.

Выступает на сценических площадках разного уровня

Диагностические материалы

Диагностика старания и прилежания н занятиях (само и взаимооценка)

Существенным элементом для любой обучающей модели обучения является рефлексия. Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и стиль познания с тем, чтобы "найти себя", свое место в жизни.

Для 2-3  года – 6 -бальная система

Для последующих годов  - 10-бальная

В самооценку работы на занятии входят

- приход на занятие вовремя: опоздание -1 балл

- наличие соответствующей формы одежды, обуви: отсутствие  - 1 балл

- наличие аккуратной соответствующей  прически: отсутствие  - 1 балл

- старание на занятии: максимум 6 или 10 баллов

Дополнительные баллы:

- за шпагат: поперечный, продольный (правый, левый)

- за выступления на различных уровнях

- за участие в мероприятиях коллектива

-за проведение разминки

- за самостоятельную работу

 Итоги подводятся в конце каждого полугодия на основании листа само и взаимооценки и прилежания. Награждаются те, кто набрал большее количество баллов.

Итоги по Активности подводятся в конце года на основе карты активности обучающихся в течение года.

Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Задание: прохлопай (или простучи), ритм прослушанной  мелодии. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

 Чувство ритма - Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках.

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

Диагностика теоретических понятий по программе (анкетирование, опрос)

Цель: выявит уровень осмысления теоретических понятий, закрепление усвоенных знаний и выявление значений не понятных или не понимаемых детьми

Дай толкование словам:

  1. Танец
  2. Доля (часть целого, единица)
  3. Баланс (равновесие)
  4. Интервал (промежуток, расстояние между чем-либо)
  5. Перенос веса (перемещение всей тяжести тела с одного места на другое)
  6. Музыкальная фраза (законченная часть мелодии)
  7. Свинг (качание)
  8. Свей (наклон)

Выбери правильный ответ:

  1. Темп (скорость)  варианты ответов : скорость, характер, динамика
  2. Ритм (Равномерное чередование) варианты ответов : рисунок. Равномерность чередования, созвучие
  3. Линия (черта на поверхности или в пространстве) варианты ответов: черта, путь , граница, полоса. Какие линии знаешь?(прямые, кривые, круглые)

Какие фигуры можно составить из линий в танце (параллельные, диагональ, полукруг, под углом, угол прямой, звездочка – соединение нескольких прямых линий в центре с раскрытием под одним углом)

Контрольные вопросы и задания по разным темам.

  1. Что такое рисунок танца? Назовите какие знаешь рисунки в танце.
  2. Назовите части сцены (авансцена, кулисы, задник, занавес, рампы и т.д.)
  3. Перечислите основные средства танцевальной выразительности.
  4. Перечислите какие знаете критерии оценки выступления.
  5. Что такое амплитуда? Выбери правильный ответ:
    1. максимальный размах,
    2. наибольшее отклонение колеблющего тела от положения равновесия (наибольшее расстояние между крайними точками),
    3. движение в танце,
    4. выполнение движения  в полную силу.
  6. Что такое рефлексия?
  7. Степени поворота ½, ¼, 1/8. Каким градусам они соответствуют?
  8. Что такое управление в танце? В каких выученных вами танцах оно используется, напиши фигуры?
  9. Опишите рисунок танца с помощью геометрических фигур?
  10. Какие проходящие позиции ног в танце вы знаете?
  11. Что такое противоход?
  12. Что такое свинг?
  13. Что такое свей?
  14. Какие танцевальные ритмы вы знаете
  15. Что такое коллектив?
  16. Перечисли фигуры в танце…
  17. Что такое работа стопы?
  18. Что такое баланс?
  19. Опиши технику исполнения основного шага или фигуры танца …

Счёт

Движение

 

 

 

 

 

 

  1. Напишите какие позиции ног знаете. Покажите позиции ног:1,3,6. По каким позициям исполняются танцы вальс, ча-ча-ча, лебедушка и т.д.?
  2. Покажите направления: лицом к зрителю, правым боком к зрителю, левым боком к зрителю, спиной к зрителю
  3. Покажите пружинистый шаг или галоп по левой диагонали, шаг с носка в правую диагональ, подскок вперёд, подскок назад
  4. Выполните поворот на ½, полкруга
  5. Встаньте в круг, в колонну, в линию лицом к зрителю
  6. Какие танцевальные ритмы вы знаете? Послушайте музыку и определите их. Найди сильную долю. Прохлопай ритм.
  7. В каком танце встречается подъём и снижение?
  8. Что такое опорная нога, свободная нога?
  9. В каком танце у нас есть музыкальная пауза?
  10. Что такое темп? В каком танце у нас используются разные темпы?

 

Диагностика владения знаниями о культурном поведении артиста и зрителя (опрос, анкетирование).

Цель:  выявить уровень знаний по сценической и зрительской культуре поведения, как должен вести себя культурный, грамотный и воспитанный артист и зритель

 Выбери правильный ответ

  1. Культурный, грамотный и воспитанный артист тот, кто

А) комментирует со снисходительным видом выступления других артистов;

Б) умеет незаметно передвигаться за кулисами, готовясь к своему выходу;

В) выглядывает из-за кулис, чтобы лучше видеть, как выступают другие;

Г) приходит на концерт заранее, имея при себе всё необходимое для выступления.

     2. Быть готовым к выступлению, это:

          А) знать наизусть и без ошибок свою партию;

          Б) просто привести себя в порядок и прийти в чем есть;

          В) приготовить костюм (выгладить, подшить, почистить, сложить в специальный пакет);

          Г) знать, что должен исполнять партнёр и как взаимодействовать с другими исполнителями  в номере;

          Д) сделать причёску, какая тебе нравится;

          Е) иметь с собой, расчёску, лак, шпильки, невидимки, резинки.

3.  Культурный, грамотный и воспитанный зритель тот, кто

        А) разговаривает, громко комментирует выступления, чтобы показать свои знания;

        Б) если не нравится выступление встает с места до окончания номера, входит и выходит во время выступления из зала;

        В) перед входом в зрительный зал обязательно выключает сотовый телефон;

        Г) всегда благодарит за выступления артистов аплодисментами;

        Д) может перекусить во время выступления, если проголодался;

        Е) ждет полного окончания спектакля или номера, чтобы выйти из зала.

4. Продолжи правила поведения:

  1. Вставать с места до окончания номера…
  2. За выступление артистов благодарят…
  3. Перед входом в зрительный зал необходимо выключить …
  4. Разговаривать, перешептываться, шуршать фантиками, жеваться и употреблять еду во время выступления….
  5. Вставать с места до конца представления …
  6. На концерт приходить…

Диагностика гибкости, силы, подвижности, равновесия (контрольные упражнения)

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).
«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Для определения уровня развития силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения:

  1. Прыжки через скакалку,
  2. Отжимания от пола или от скамейки,
  3. Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями

5. Тест на равновесие

Встаньте на одну ногу; поставьте на ее колено пятку другой ноги и закройте глаза, одновременно запустив секундомер или ведите счет секундам сами. Длительность стойки в таком положении будет характеризовать вашу устойчивость.


Полный текст материала Статья: "Диагностика качества обучения в сфере художественного исполнительства детей (хореографии) в системе дополнительного образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Ольга Леонидовна  olga2752
педагог дополнительного образования, МАУДО "Центр дополнительного образования для детей "Радуга" г. Перми
10.03.2016 0 1350 150
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0