Конспект занятия "Работа над полифонией в младших классах"


Конспект открытого занятия с использованием электронных образовательных ресурсов)


Тема занятия:


«Работа над полифонией в младших классах»


Слайд № 1.


Электронные образовательные ресурсы, использованные на занятии:

  1. Компьютерная презентация со слайдами, отражающими содержание этапов занятия.

  2. Аудио запись произведений И.С. Баха: Прелюдии C-dur, c-moll, e-moll в исполнении Гленна Гульда.

Цель занятия

Развитие полифонического мышления.


Слайд № 2.

Задачи

Обучающие:

  • формирование исполнительских навыков игры на фортепиано;

  • владение полифонической фактурой.

Развивающие:

  • развитие музыкального слуха, ритма, памяти;

  • развитие навыков работы над полифонией, образного мышления;

  • развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;

  • воспитание чувства личной ответственности;

  • воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Нотный материал

Г. Пёрселл «Ария»

И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»


Слайд № 3.

Содержание занятия

1. Сведения о полифонии.

Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов

2. Виды полифонии.

  • Подголосочная

  • Контрастная

  • Имитационная

Слайд № 4.

Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Они были написаны для предшественников современного фортепиано (клавесин, клавикорд) — инструментов с двумя мануалами (клавиатурами). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними. Почти всегда основную мелодию в контрастной полифонии ведёт верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую имитацию. Как правило пьесы такого рода исполняются различными штрихами.

Слайд № 5.

3. Г. Пёрселл «Ария»

Генри Пёрселл (1659-1695) — английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Один из крупнейших английских композиторов.

Слайд № 6.

«Ария» (итал. Aria — воздух) — 1) композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории; 2) пьеса певучего характера.

Это пьеса — пример контрастного двухголосия. «Солирующая поющая» мелодия в верхнем голосе очень выразительна и протяжна. Нижний голос исполняется portamento, ровно и мягко, как бы в отдалении, по динамике и тембру он должен контрастировать с верхним голосом.

Полезно поработать следующим образом: петь верхний голос и аккомпанировать левой рукой. Необходимо добиваться большого мелодического дыхания в обоих голосах. Для этого следует поучить партию левой руки legato.

4. И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист, музыкальный педагог. Один из величайших композиторов в истории музыки.

Слайд № 7, 8

Для своих учеников и собственных детей, некоторые из которых впоследствии стали известными музыкантами, Бах сочинял инструктивные пьесы, которые заняли значительное место в учебном репертуаре юных пианистов.

Слайд № 9, 10

«Менуэт» (от menu — маленький, мелкий) — старинный придворный французский танец. Грациозный, галантный с характерными движениями, церемонными поклонами, изящными шагами, лёгким скольжением.

Слайд № 11, 12.

В форме менуэта Бах выражал различные настроения — жизнерадостность, печаль, задумчивость.

Музыка «Менуэта G-dur” носит приподнятый, радостный характер. Ведущий голос здесь верхний. Его отличает мелодическая гибкость, ритмическое и штриховое разнообразие. У нижнего голоса более сдержанные и плавные линии с элементами имитации, он выходит на первый план в местах остановки верхнего. Между голосами возникает имитационные переклички. Их проще понять, представив как движение двух танцоров. Полезно учить менуэт совместно ученика с педагогом поочерёдно меняя партии рук.

5. И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»

Прелюдия — (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная.

Это произведение пример имитационной полифонии, что представляет определённую сложность. Певучая задумчивая тема проходит в начале в верхнем, а затем в нижнем голосе — в мажоре и в миноре. После экспозиции идёт разработка. В заключении тема проходит в басу в основной тональности, выполняя роль репризы.

В работе над полифоническими произведениями имитационного склада необходимо найти тему и проследить её развитие во всех голосах. После разбора нотного текста следует приступит к тщательной работе над темой, отдельными голосами и их сочетаниями. Тему следует играть очень плавно и мягко — legatissimo. Следует продумать тембровую окраску голосов. Эпизод с двухголосием в правой руке следует поучить двумя руками. В середине следует обратить внимание на перекличку голосов.

В конце прелюдии следует обратить внимание на полиритмическую фигуру (3 на 2). Объяснить ученику, что вторая нота дуоли берётся посередине длительности второй ноты триоли.

Слайд № 13.

Непревзойдённым интерпретатором музыки Баха был знаменитый канадский пианист Гленн Гульд.

Слушание: И.С. Бах Прелидии C-dur, c-moll, e-moll в исполнеии Гленна Гульда.

6. Итог занятия — более осмысленное, грамотное прослушанное исполнение изучаемых произведений.

Слайд № 14.


Полный текст материала Конспект занятия "Работа над полифонией в младших классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мальцева Марина Евгеньевна  presto-presto
16.12.2011 0 7980 1058

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК