Лекция-концерт "Из истории баяна"

Лекция-концерт "Из истории баяна"

Многообразие музыкальных инструментов, которымив наши дни пользуется человечество – необычайно широкое. История одних уходит в глубокую древность, другие созданы сравнительно недавно. К ним относится и гармоника. Такие инструменты как концертина, аккордеон, баян отличаются друг от друга формой, размерами, конструкцией, но все они – ГАРМОНИКИ.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой тогда была гармоника, для мастерового не составляло особого труда. Так возникла первая тульская гармоника. В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили вначале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармоники возрастал. Одновременно с увеличением спроса и развитием производства расширяется и распространение тульских гармоник. Их можно встретить уже и в Нижегородской, Тверской, Ярославской губернии. Инструмент того времени мы видим на картине Венецианова «Девушка с гармоникой», написанной им в Тверской губернии. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Но примитивная конструкция не позволяла гармонике стать инструментом для музыкального исполнения, А больше являлась для массовой забавы. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках. Устраивалось что-то вроде народных конкурсов – кто лучше сыграет или споет под её аккомпанемент. Разнообразие исполнения знаменитых частушек определяло мастерство музыканта.

Фокина Лера – «Частушка»

В это время в Туле родился и рос Коленька Белобородов. С ранних лет мальчик увлекался игрой на гармонике. Эта игрушка покорила его… Увлечение было настолько сильным, что за игрой мальчик забывал обо всем на свете. Шли годы, уже повзрослевший Николай Иванович все свое свободное время посвящал игре на инструменте. В его доме часто собирались друзья, которые пробовали играть вместе, но эти попытки были малоуспешны. Вот тогда Николай Иванович и задумался над реконструкцией гармоники. После долгих поисков главному тульскому гармонных дел мастеру Чулкову был дан заказ… И он в 1870 году по чертежам изготоыил новый инструмент, который получил название – БАЯН – в честь легендарного певца-сказителя. Теперь инструмент стал более профессиональным и пригодным для сцены. На концертах вместе со взрослыми выступали и дети от самых маленьких – с простой мелодией – до более взрослых.

Маисеев Дима – «Как у нашей елочки»
Тимофеев Дима – «Как под яблонькой»
Иванов Андрей – «Под окошком месяц»
Клевцов Саша – «Вальс»

С годами баян все больше усовершенствовался, и со сцены звучали не только примитивные частушки, но и русские народные песни. Под их аккомпанемент пели такие прославленные певцы как Федор Шаляпин и Лидия Русланова.

р.н.п. «А я по лугу» - исп. Волоскова Лера, Завастин Таня. акк. Клевцов Саша.

Помимо отдельных исполнителей появляются ансамбли. Причем ансамбли самые разнообразные. Это и дуэты (два баяна), трио (три баяна), квартеты (четыре баяна), а мы сейчас послушаем квинтет (из пяти инструментов).

укр.н.п. «Ехал казак за Дунай»

Но существуют ансамбли и смешанного типа – из разных инструментов. Послушайте ансамбль, состоящий из баяна и домры.

«Пингвины» Купревич. исп. Зеленов Саша и Иванов Андрей.

Как вы уже знаете, что к гармоникам относится такой инструмент, как аккордеон.

«Полька» - исп. Цирквандзе Ираклий.
«Тирольский Вальс» - исп. Иванов Андрей.

Совершенствование исполнительства на гармониках уже с конца 19 века повысило интерес к этому инструменту, увеличило число желающих обучаться игре на нем. Стали создаваться целые оркестры.

(Запись оркестра баянистов и слайды)

В заключении хотелось бы сказать, чтоширокое распространение гармоник всех видов свидетельствует об их популярности и в наши дни.

«Веселый кабальеро» - исп. Шабашкин А.Ю.

Полный текст материала Лекция-концерт "Из истории баяна" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шабашкин Александр Юрьевич  Шнур(ОК)
04.04.2012 0 5921 653

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК