Открытый урок "Кукла на основе кисточки"; 9-12 лет


СЦЕНАРИЙ УРОКА


ТЕМА: «КУКЛА НА ОСНОВЕ КИСТОЧКИ»

ОБЬЕДИНЕНИЕ «КРЕАТИВНОЕ РУКОДЕЛИЕ»

ГРУППА № 2 ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:


Обучающие: 1. Обучить конкретным трудовым навыкам при работе с нитками.

2. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству.


Воспитательные: 1. Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

2. формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.


Развивающие: 1. Содействовать формированию всесторонней развитой личности.


Методы: Объяснительно – иллюстративный, и выполнение практических заданий.


Тип занятия: комбинированный.


Дети занимаются в чистом проветриваемом кабинете, имеются наглядные пособия, журналы, книги, аудио-видео аппаратура.


ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационный момент:

  1. Проверка списочного состава.

  2. Инструктаж по технике безопасности.

  3. Сообщение темы, цели и задачи занятия.


  1. Содержание занятия:

Мы начинаем наше занятие посвященное народной игрушке. Игрушка –одно из наиболее дешевых произведений искусства. Она доступна всем, и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Создание игрушки-прекрасное, древнее и всегда молодое ремесло в мире. К тому же –это благородное ремесло: ведь с игрушки начинается познание прекрасного, игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого, она украшает, освещает наш быт улыбкой.

Сегодня наше занятие посвящается игрушке особой-народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России.

Так что же такое народная игрушка? Народные игрушки-это не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще первобытный человек.


Во все времена ценились вещи, сделанные руками человека. Способных и трудолюбивых людей называли мастерами, огромное количество русских пословиц было посвящено труду и умению: «Умение везде найдет применение», «не будет и скуки, когда заняты руки», «мастерство тому дается, кто весь делу отдается».

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол. Есть такая примета – когда дети много и бережно играют в куклы, в семье прибыль; если же не аккуратно обращаются с игрушками быть в доме беде. Верили что кукла охраняет сон и оберегает ребенка, по этому она везде рядом с ним: и в играх, и во сне.

В русской деревне кукла была распространенной игрушкой. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

В древней Руси куколкой оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

О куклах оберегах сочиняли сказки в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

В зависимости от того, для чего предназначалась кукла, ее вид и способ изготовления были очень различными. Это могли быть соломенные и травяные куклы, куклы набитые крупой или зерном, тряпичные куклы, куклы из ниток. Один из основных признаков куклы оберегов – отсутствие характерных признаков лица, носа, глаз, рта. Эти куклы безлики и, как правило изготовляются без прикосновения иглы.

Безликие куклы не позволяют злым силам вселяться в куклу и творить зло: безглазая – не сглазит, безротая – не оговорит.

Тряпичные куклы – одна из самых древних видов традиционной русской игрушки. Издревле в колыбель младенцу клали куколку – закрутку, что бы та оберегала дитя от сглаза. Тряпичная кукла воспитывала в ребенке ласковое не боязливое отношение к миру (показ куклы закрутки).

Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души, эти куклы бережно хранили.

Кукла – «День и Ночь» была обязательной в любом доме (показ куклы). Такой оберег защищал дом от всех напастей. Если в доме есть кукла «Плодородие», то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. Куклы были и лечебные «Козьма и Демьян» они лечили людей, но денег за лечение не брали. В любой самодельной игрушке отразились лучшие черты русских людей: они простые, жизнерадостные, и мирные.


Практическая часть.


Сегодня мы с вами научимся изготавливать самую простую куклу из ниток. Настройтесь на интересную работу и вы получите огромное удовольствие.

«Каков мастер, такова и работа» - так гласит одна из многочисленных русских поговорок. Изготавливая даже не сложные куклы, нужно стремиться к аккуратности. Кроме этого, свою работу выполняйте с интересом и вдохновением, не зря другая русская пословица на эту тему говорит : «Без вдохновения нет достижения».

Для изготовления куклы нам понадобится яркая пряжа разных расцветок, дощечка, ножницы.

Материалы:

- Шерстяные нитки, белового, розового, синего цветов.

- Дощечка, ножницы.

1) на мотать белые нитки на дощечку высотой 15 см.(Приложение №1, фото 1)

2) снять моток с дощечки и перевязать с одной стороны, чтобы зафиксировать его.(фото 2)

3) Намотать тонкие желтые нитки на дощечку. Размер дощечки определяется желаемой длиной волос куклы. Разрезать моток ниток с одной стороны. (фото 3)

4) Полученный пучок длинных желтых нитей продеть в моток белых под перевязкой, сложить его посредине. (фото 4)


5) Перевязать пучок желтых ниток так, чтобы они плотно обхватывали белый моток. (фото 5)

6) На мотать розовые нити на дощечку шириной 10 см. разрезать полученный моток ниток с обеих сторон.

7) Перевязать пучок ниток с обеих сторон, отступив от краев около 1 см. (фото 6,7)

8) Вставить полученный перевязанный пучок розовых нитей в белый моток строго по центру, ближе к желтым волосам. Это заготовка для рук куклы. (фото 8)

9) Взять белую нить и перевязать куклу. Сначала несколько витков с верху, немного отступив от волос, потом по диагонали, опустить нить к поясу, ниже рук выделить несколькими витками пояс-талию. И еще несколько раз провезти нить крест-накрест по диагонали от шеи к поясу, закрепляя руки. (фото 9,10,11,12)

10) на длинную полосу дощечки намотать синюю нить. Не натягивать сильно нить, моток должен лежать на картоне свободно. (фото 13)

11) Не снимая моток ниток с дощечки, пропустить с одной стороны под ним синюю нить. (фото 14)

12) Разрезать моток ниток на дощечке с другой стороны. При этом следить что бы моток не сбылся, остался широким, а протянутая нить не съехала. (фото 15)

13) Оберните полученную бахрому вокруг пояса куклы, создавая пышную юбку. (фото 16,17,18)

Заключительная часть.

Сейчас мы проведем мини выставку выполненных работ. Каждая работа выполнена аккуратно и со вкусом. Все обучающиеся усвоили новый материал и закрепили его на практике.

Приложение № 1 . Фотопрезентация «Кукла на основе кисточки», минивыставка работ воспитанников объединения ( фото 19-24).

5



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративно-прикладное искусство- удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

Тема урока: «КУКЛА НА ОСНОВЕ КИСТОЧКИ»

Урок проводится в группе состоящей из 12 человек первого года обучения, 70% группы дети из полноценных семей, по своему темпераменту группа состоит из интровертов (8 человек) и экстравертов (4 человека).

Занятия в объединении «Креативное рукоделие» проводятся по модифицированной программе рассчитанной на два года обучения, возраст детей 9-12 лет (4 часа в неделю, 72 занятия , 144 часа)

Урок состоит из нескольких этапов:

  1. Вводная часть

  1. Организационный момент

  2. Подготовка к занятию

  3. Инструктаж по технике безопасности

  1. Содержание занятия

  2. .Практическая часть

  3. Заключительная часть

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, используют различные методы и формы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Для обучающихся в кабинете используются дидактические материалы, технологические карты ,выставка поделок обучающихся , видеоматериалы по декоративно –прикладному творчеству, журналы, книги, интернет сайты.

Тема изложенная на уроке вызвала у учащихся бурный интерес. Обучение проводилось способом действия: рассказ, беседа, выполнение практических заданий. Освоение нового материала построено на принципах: от простого к сложному, от теории к практике, посмотри и повтори.

В процессе обучения необходимо помочь каждому ребенку научиться владеть теоритическими знаниями на практике. Каждая работа была выполнена аккуратно и со вкусом. Все учащиеся имели возможность самостоятельно изготовить куклу и закрепить теоритические знания на практике.

Результатом урока стала мини-выставка выполненных работ. Проведен совместный просмотр изготовленных кукол, проведено коллективное обсуждение, что позволило выявить лучшие работы учащихся. Благодаря такому просмотру дети критически оценивают не только чужие работы но и свои.

Анализируя ход занятия можно сказать , что цели и задачи поставленные перед учащимися выполнены. Тема раскрыта полностью не только в теории, но и закреплена на практике. Дети с удовольствием выполняли свои работы. Обстановка на занятии была дружелюбная, отношения доброжелательные. Учащиеся легко шли на контакт с воодушевлением выполняли поставленные перед ними задачи.

Рецензия

на занятие педагога дополнительного образования МБОУДОД ЦРТДЮ ст.Северской В.В. Кунпан

по теме «Кукла на основе кисточки».



В своем занятии педагог делает упор на привитие воспитанникам интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Ребята получают конкретные трудовые навыки при работе с нитками, формируется интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Актуальность темы занятия педагог определяет необходимостью возрождения исконных ремесел, сохранения традиций сопровождающих человека на протяжении всей жизни.

Импонирует то, что занятие декоративно-прикладным творчеством педагог рассматривает как «пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности».

Особенно интересно педагог рассказывает об истории первых народных игрушек, пробуждая любопытство у воспитанников, желание сделать своими руками куклу, история которой уходит в глубокую древность.

Обоснован выбор методов используемых педагогов при проведении занятия, учтены психологические, возрастные особенности детей группы.

Хочется отметить, что педагог в основу занятия вкладывает собственный опыт и отношение к «особой игрушке – народной».

В целом занятие может быть рекомендовано педагогам дополнительного образования, руководителям кружков декоративно-прикладного творчества, для более глубокого изучения темы традиционной народной игрушки.





Заместитель директора по УВР С.В.Мосина



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН





Муниципальный этап

Всероссийского конкурса профессионального мастерства

«Мой лучший урок»







СЦЕНАРИЙ УРОКА

«КУКЛА НА ОСНОВЕ КИСТОЧКИ»

Художественно-эстетической направленности









Составила: Кунпан

Валентина Владиславовна

педагог дополнительного образования

объединения «Креативное рукоделие»





2011г.


Полный текст материала Открытый урок "Кукла на основе кисточки"; 9-12 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кунпан Валентина Владиславовна  kunpanv
21.05.2012 1 5705 973

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК