Статья "Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе"


Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе.

Антонова Алла Валентиновна, преподаватель фортепиано высшей категории МБУ ДО ДШИ №12 г.Ульяновска

Самоизоляция в период с марта и до конца учебного 2020 года заставила всех педагогов СОШ, дополнительного образования, преподавателей ДШИ перейти на дистанционное обучение. Сначала было страшно и непонятно: как это будет, на каких платформах работать. После нескольких проб и ошибок и обсуждения с коллегами, остановились, что индивидуальные уроки можно проводить по видео звонку в WhatsАppe, частично в Viber, так как на последнем хуже качество связи. По скайпу работала только с одним учащимся, далеко не у всех было это приложение, да и ноутбук или компьютер были удалены от инструмента.

Дома сразу возник вопрос об организации рабочего места для наилучшего обзора учеником преподавателя, лучшего видения игры преподавателя в процессе показа через заднюю камеру. Мне было удобно закрепить телефон на на селфи-палке с помощью специальной подставки. В свою очередь, родители оказывали большую помощь в обучении в организации учебного пространства дома, фокусируя камеру на клавиатуре инструмента и положении ребенка в профиль, чтобы было видно игровые движения учащегося. Мне тоже приходилось продумывать и интерьер около видеокамеры, и свой внешний вид, ведения урока продолжалось в деловой одежде.

Что касается начинающих пианистов: здесь велика была помощь родителей во время уроков. На первых занятиях дети очень терялись, они искали глазами учителя, им сложно было быстро ориентироваться на клавиатуре и в тексте. Там, где родители сами включились в процесс учителем ребенку дома, адаптация детей к дистанционному обучению прошла успешнее и безболезненно. Конечно, проще было детям, чьи родители знакомы с музыкальной грамотой, они могли непосредственно показать детям, сыграть мотив, кусочек фразы. Но наиболее успешная была позиция родителей, которые сами не могли показать, а стимулировали учащихся к самостоятельному чтению нот и изучению знаков в музыкальном тексте, не раздражаясь, а подбадривая ребенка, мотивируя к преодолению трудностей.

Хочу отметить следующую особенность онлайн- уроков. В работе с учащимися младших классов (а их меня большинство) легче было отрабатывать уже разобранный текст, фактически невозможно было работать над звуковыми задачами, динамическими оттенками, проверить аппликатуру. Причиной этому были перебои со связью, часто звук не был синхронен с движениями. Особенно трудно было детям, не умеющим самостоятельно сочетать свою игру со счетом вслух, у которых не сформированы навыки чтения с листа, которые являются гарантией грамотного разбора нотного текста. Поэтому для профилактики и коррекции ошибок в нотном тексте часто приходилось записывать на видео образец грамотного разбора трудных фрагментов произведений в помощь учащимся, как отдельно каждой рукой, так и двумя. Далее по мере разучивания учащиеся в ответ пересылали свою игру, которая в короткие временные сроки мной анализировалась, дети знакомились с рациональными приемами разбора. Параллельно высылались фото нотного текста с выделениями ошибок в тексте, в знаках это позволило учащимся наглядно увидеть свои недоработки. На начальных этапах дистанционного обучения было заметно снижение темпов разучивания музыкальных произведений из-за низкой мотивации к занятиям, проблем внимания, капризности, медленной реакции учащихся, зацикливания их на одних и тех же ошибках. Приходилось мне часто давать указания эмоционально, на повышенных тонах, что очень сильно выматывало, потому что не давало положительного обратного эффекта. Поэтому встал вопрос перед мной о профилактики эмоционального выгорания, с той целью важно было соблюдать режим дня, высыпаться, равномерно распределить учебную нагрузку: не более 7 уроков в день, обязательный выходной день от онлайн-уроков, взаимоподдержка коллег в рабочей группе Viber.

Хочется отметить, не смотря на сложности с проведениями онлайн-уроков положительный момент: тесное сотрудничество с родителями, которые помогали организовать дистанционное обучение своим детям через подключение к телефону и планшету. Благодаря их помощи была проведена итоговая аттестация по видео исполнения программы, которое записывали родители. Причем многих детей приходилось записывать с нескольких попыток, многие сначала волновались перед камерой. Самые удачные видеозаписи отправлялись на дистанционные школьные, городские, всероссийские конкурсы-фестивали.

Параллельно я работала дистанционно с дошкольниками 3-6 лет в школе раннего развития «Колокольчик» на подготовительном отделении нашей ДШИ, вела у них предмету азбуку. Пришлось учиться записывать видео занятия на телефон, далее выкладывать на свой канал в Ютубе и делиться ссылкой в группе родителей. Подготовка к видео занимала много времени, было нелегко смотреть не на живые глаза юных слушателей, а в камеру, подбирать нужный ракурс съемки. Благодаря этим видео занятиям наш педагогический состав, работающий с дошкольниками в ШРР, сохранил контингент учащихся.

 В заключении хочу добавить, что меня не получилось проводить уроки ансамбля из-за разницы во времени передачи звука, не получалось совпадения во время одновременной игры педагога и ученика, поэтому пришлось записывать вторую партию для самостоятельной игры ребенку дома. Детям с низкой мотивацией, у которых не сформированы навыки самостоятельной работы, эти занятия малоэффективны. А первые уроки по фортепиано, когда идет процесс постановки руки, ознакомления с инструментом, с клавиатурой, когда начинается только знакомство с педагогом, дистанционно проводить просто нереально. В целом, онлайн-уроки в фортепианной педагогики возможны, но как вынужденная мера в период самоизоляции, или в том случае, если ребенок долго болеет. Дистанционное обучение заметно сблизило преподавателей с родителями, которые зачастую сами становились участниками образовательного процесса.


Полный текст материала Статья "Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Алла Валентиновна  Публикатор
25.05.2020 1 6150 474

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК