Конспект занятия "Работа над полифоническим произведением и этюдами в младших классах"


Технологическая карта урока с учащейся фортепианного отделения Яночкиной Дианой

Ф.И.О. педагога

Кирмишова Татьяна Анатольевна

Год обучения

Второй год обучения

Дата

29.11.2021 г.

Тема занятия

Работа над полифоническим произведением и этюдами в младших классах

Тип занятия

комбинированный

Форма организации деятельности обучающихся

индивидуальная

Цель занятия

Овладение навыками и необходимыми исполнительскими приёмами для успешного технического развития

Задачи занятия

Образовательные:

  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства;

  • познакомить с приёмами звукоизвлечения, необходимыми для исполнения полифонического произведения и этюдами.

Воспитательные:

  • вовлечь учащегося в активную практическую деятельность;

  • активизировать интерес к занятиям на инструменте;

  • содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности.

Развивающие:

  • развитие исполнительских навыков в соответствии с содержанием и стилистическими особенностями произведения, понимание исполнительских задач и способов их решения;

  • формировать умение самостоятельно работать над произведением.

Планируемые результаты

Расширение музыкально-теоретических представлений учащейся о полифонии, средствах музыкальной выразительности, овладение навыками для развития мелкой техники.

Музыкальный материал

Ш. Ганон «Упражнение №1»

К. Черни ред. Г. Гермера «50 маленьких этюдов» № 1, 2, 9, 15;

А. Гедике «Этюд №6»;

А. Гедике «Инвенция Фа мажор»

Используемые методы

словесный;

практического показа;

анализ;

здоровьесберегающий.

Используемая методическая литература

1.Фейнберг С.Е. «Пианизм как искусство» Москва «Музыка» 1969

2.Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» Москва «Музыка» 1987 г.

3.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» Москва «Музыка» 1989 г.

4.Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» М.: Классика XXI, 2001 г.

5.Калинина Н. «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе» Ленинград «Музыка» 1988 г.


Оснащение урока

музыкальный инструмент (пианино);

нотный материал




Этапы занятия

Время

Содержание

Действия педагога

Действия обучающихся

Методы и приемы

Планируемый результат

Организационный этап

1 мин.

1) приветствие;

2) сообщение темы урока и цели

Проверяет настрой учащегося к занятию, посадку за инструментом. Сообщает тему и цель занятия

Приветствие, правильная посадка за инструмент.

Слушает информацию преподавателя.


-

Готовность учащегося к занятию

Основная часть урока

10 мин.

1) работа над ровностью и активностью пальцев в упражнении Ш. Ганона и этюдах К. Черни под ред. Г.Гермера №1, 2, 9, 15.






























Дает задание сыграть упражнение ровно, активными пальцами, начиная с медленного темпа и до быстрого.




Просит сыграть Этюды №1 и 2 с аккордами, а затем соединить правую руку из Этюда №1 с левой рукой Этюда №2 и слушать ровность параллельных шестнадцатых нот.



В «Этюде №9» дает задание: постараться на 2 строчке на арпеджио хорошо сделать крещендо вверх к фа-диезу.

После исполнения «Этюда №15» задает вопрос учащейся: какие аккорды встречаются в левой руке. Подводит к ответу: тоника, субдоминанта и доминанта. Просит сделать фразировочные крещендо и диминуэндо к этим аккордам.

Разыгрывание. Играет упражнение №1, начиная с медленного темпа, постепенно доведя до быстрого, слушая ровность звуков.

Для выработки беглости и ровности пальцев играет правую руку из Этюда №1 с левой рукой Этюда №2, внимательно слушая ровность и одновременность рук.


Выполняет задание в «Этюде №9», выразительно показывая крещендо на 2 строчке.

Исполняет «Этюд №15», отвечает на вопрос. Играет, выразительно показывая фразировочные крещендо и диминуэндо.

Словесный

Практический показ

Пианистический аппарат учащегося готов для дальнейшей работы на уроке.

5 мин.

























1 мин.

2) работа над ровностью рук в произведении

А. Гедике «Этюд №6» (проверка домашнего задания).

Основные задачи в этюде:

параллельное движение 16-х нот в обеих руках;

ловкость в подкладывании пальцев.















Физкультминутка. Дети часто устают сидеть, поэтому устраиваем небольшую паузу, чтобы снять напряжение в спине, руках.



Преподаватель сообщает о продолжении работы над преодолением технических трудностей в этюде и просит сыграть учащегося произведение (этюд), которое готовится на академический зачет. Начиная с медленного темпа, проводится работа по фразам, добиваясь свободы, пластичности пианистических движений. Прорабатывается каждая фраза с акцентами на разных звуках, в медленном, среднем и быстром темпах. Преподаватель показывает.

Эту работу дома продолжать ежедневно.


Показывает несколько упражнений, например: руки поднять и бросить вниз через стороны, встряхнуть; потянуться вверх и опустить руки вниз; повороты туловищем вправо и влево. Все упражнения выполняются в несколько подходов.

Исполняет этюд на инструменте. Самостоятельно оценивает свое исполнение. Анализирует исполнение (показ) преподавателя. Работает над произведением по фразам, начиная с медленного темпа под руководством преподавателя. Осуществляет слуховой контроль исполнения, отмечает недочеты и старается их исправить.










Выполняет упражнения вместе с преподавателем

Словесный, практический, показ, творческий анализ.























Здоровьесберегающий

Слуховой контроль помогает осмысленному приспособлению рук к игре технических приемов и помогает более плодотворно при самостоятельных занятиях.


Домашнее задание:

Учить по фразам, по частям в медленном и быстром темпах. Слушать и анализировать свою игру.





Напряжение в спине и руках снято, корпус свободен.


15 мин.

3) работа над выразительностью, формообразованием в произведении А. Гедике «Инвенция фа мажор»

Основные задачи:

  • уметь выразитель-но исполнять два голоса;

  • развитие чувства формы.



Просит исполнить произведение. Анализирует форму произведения (расширенный период), обозначает все проведения темы, которая исполняется в разных регистрах разным звуком. Для лучшего интонирования сочиняется подтекстовка, разные образы. Отмечает недочеты при исполнении. Проводит работу над выразительностью исполнения.

Исполняет произведение. Под руководством преподавателя отмечает недочеты в исполнении. Выполняет замечания преподавателя во время работы над произведением, вместе сочиняют подтекстовку: «Мама, можно поиграть?». Проведение темы в нижнем регистре – обращение к папе: «Папа, сказку расскажи».

Словесный, практический, показ, творческий анализ.

Учащаяся добивается более выразительного исполнения произведения, выдерживая форму.

Заключительный этап

3 мин.

1) домашнее задание

2) рефлексия

Преподаватель задает вопросы учащемуся:

1. Насколько важна техника исполнения?

2. Как она связана со звукоизвлечением?

3. Какие у тебя были трудности при исполнении на уроке?

3.Как ты считаешь, достигли ли мы цели, произведения зазвучали интереснее?

4. Доволен ли учащийся результатом урока?


Домашнее задание:

Упражнение и этюды играть как на уроке.

А. Гедике «Этюд №6» – играть, начиная с медленного темпа, проводить работу по два такта, по фразам, добиваясь свободы, пластичности пианистических движений, постепенно формируя навык приспособления пальцев к естественному звукоизвлечению.

А Гедике «Инвенция» - продолжать работу над выразительностью исполнения, хорошо интонируя и выделяя тему, соблюдая форму произведения.

Отвечает на вопросы. При необходимости задает вопросы.

Словесный.

Обобщение.

Учащаяся делает выводы. Определяет форму самостоятельной работы над произведениями.

Формируется навык самостоятельной работы с музыкальным материалом.




Полный текст материала Конспект занятия "Работа над полифоническим произведением и этюдами в младших классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирмишова Татьяна Анатольевна  Публикатор
12.02.2024 0 98 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК