Конспект урока обучения грамоте "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы В, в" 1 класс


Автор: Калимуллина Зульфия Минвакиловна

Место работы: МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского

муниципального района Республики Татарстан

Должность: учитель начальных классов



Тема: Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы В, в.

Цели урока: познакомить учащихся со звонкими звуками [в], [в'];

упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «в»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать интерес к чтению и любовь к животным.

Оборудование: учебник «Азбука»(авт. Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков);

скороговорки; плакат с печатной и прописной буквой с

рисунками на букву В, фишки-звуки, слоговые карточки, рисунки.



Ход урока.


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Придумано кем-то мудро и просто при встрече здороваться «Доброе утро!». Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера.

Улыбками поприветствуйте наших гостей, пожелайте им хорошего настроения.

Проверка готовности к уроку. ( Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте).


  1. Повторение пройденного. Актуализация знаний

- Чем мы занимались на предыдущем уроке?


Игра «Покорение вершин».

ка та ка ка ра та

/ \ / \ / \ / \ / \ /

Кас ре рел тёр ме ке


Игра «Любопытный учитель»

- Где ты живёшь? (В Казани.)

- С кем ты дружишь? (с Катей, с Кондратом…)

- На голове у тебя что? (Кепка.)

- Какие машины собирают в Набережных Челнах? (КамАЗ).

- Где конфеты купил? (В киоске.)

- На солнышке греется пушистая …(Киска.)

- Какие улицы своего посёлка вы знаете?(Красноармейская, Кирова)

«Кто больше слов запомнит».

Кузнечик ковал на камне. Кабану - клык. Кактусу - колючки. Клесту - клюв. Кочану - кочерыжку. Какаду - колечко. Козлёнку - копытца. Королю - корону. Копилке - копейку. Крабу - клешню. Котёнку - когти. Кутёнку – косточку. Коляске - колесо. Колоску – корешок. Кадушке - крышку.


  1. Сообщение темы урока.


Рассмотрите рисунки на доске.

(Ведро, ваза, весы.)

- Что объединяет все слова? На какие звуки они начинаются? ( Звуки [в],[в'].)

- Сегодня на уроке будем учиться читать слова с буквой «в».


  1. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.


Работа по учебнику.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

- Что изображено слева? (Вазы).

- Прочитайте слово «вазы» по слогам.

- Произнесите первый звук в слове «вазы».

- Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твёрдый).

- Что изображено справа? Как называются эти деревья? (Вязы.)

- Прочитайте слово «вязы» по слогам.

- Произнесите первый звук в слове «вязы».

- Дайте характеристику звуку [в'].(Звук согласный звонкий мягкий.)

- Объясните, почему в первом слове звук [в] произносится твёрдо, а во втором слове [в'] произносится мягко? (За буквой «в» в первом слове стоит гласная буква «а», а во втором слове стоит гласная буква «я».)


  1. «Где спрятался звук?»


ВОДА ВЕТЕР ВАННА ВОСТОК

КРОВЛЯ ВЯНУТ ЛОВИТ КОРОВА


  1. Конструирование большой и малой букв В, в.


Рассмотреть образцы печатных букв «В», «в».

- Из каких элементов они состоят? ( Найти в своих папках необходимые шаблоны и сконструировать из них буквы «В», «в».)


  1. Чтение слогов – слияний с доски. Прочитайте по-разному:


ВА-ВА-ВА – с радостью;

ВИ-ВИ-ВИ – спойте;

ВУ-ВУ-ВУ – с удивлением;

ВЫ-ВЫ-ВЫ – с грустью;

ВО-ВО-ВО – утвердительно;

ВЁ-ВЁ-ВЁ - вопросительно.

- Прочитайте слоги, где звук [в] - твёрдый?

- Прочитайте слоги, где звук [в] - мягкий?


Физкультминутка.


Ветер, ветер, ветер, ветер,

Ветер, воет ветер,

Снег воздушный ворошит,

Над опушкой ворожит:

«Ветки, веточки, развесьте

Вести, вести, вести, вести

От весны на каждой ели:

Тут – сосульки, там – капели…»

Осыпается сосна.

Просыпается весна.


  1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.


- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева?

- Прочитайте слово «вёдра» по слогам.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- На каком месте в слове «вёдра» стоит буква «в»?

- Какой звук обозначает буква «в» в слове «вёдра»?

- Дайте характеристику звуку [в'].(Звук согласный звонкий мягкий.)

- Кто изображён справа? (Выдра.)

- Что вы знаете про это животное? (Выдра - смелое, благородное животное. Отважно защищается и защищает своё потомство. У неё несколько нор. В одних выдра спит или отдыхает, в других живёт только для выкармливания малышей. Под водой выдра может оставаться 3-4 минуты. На суше она чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться ей по глубокому снегу…)

- Прочитайте слово «выдра» по слогам.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- На каком месте в слове «выдра» стоит буква «в»?

- Какой звук обозначает буква «в» в слове «выдра»?

- Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твёрдый.)

- Объясните, почему в первом слове звук [в'] произносится мягко, а во втором слове [в] произносится твёрдо? (За буквой «в» в первом слове стоит гласная буква «ё», а во втором слове стоит гласная буква «ы».)

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука? (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»).


  1. Чтение слогов и слов (с.68.)

Чтение слогов и слов по цепочке;

-первые три строчки учащиеся делят на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. ( Показывают фишками: розовый цвет обозначает слова-предметы, жёлтый цвет - слова-признаки, голубой цвет - слова-действия).


ИВА ИВОВЫЙ

ВАЛ ВАЛИЛ ЗАВАЛИЛ

ВИНТ ВИНТИК ВИНТОВАЯ


  1. Чтение слов (с.69.)


- Читать слова по цепочке (незнакомые слова отмечать карандашом);

- Объяснить смысл непонятных слов:

ВЕЛИКАН – очень высокий человек.

ВУЛКАН – коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли извергаются лава, пепел.

ВЕРБЛЮД – жвачное животное с одним или двумя горбами, обитающее в пустынях и в степях.

- После чтения разделить слова на группы: слова с мягким согласным

звуком [в'] и слова с твёрдым звуком [в].

СВЁКЛА СВЕКОЛЬНЫЙ

ВОРС ВОРСИНКА ВОРСИСТЫЙ

ВЕСНА ВЕСЕННИЙ ВЕСЕННЕЕ

ВЕРБЛЮД ВУЛКАН ВЕЛИК




  1. Чтение и анализ стихотворения «Домовой».


-Чтение стихотворения учителем;

-Объяснить значение слов и выражений:

Мастер на все рукиумелый человек, трудолюбивый.

Домовойпо суеверным народным представлениям: существо, живущее в каждом доме и охраняющее его.

Трудился день-деньской – трудился, работал с утра до вечера.

Овсянка – овсяная крупа или каша из неё.

- Беседа по вопросам:

- Где жил домовой?

- Что умел домовой?

- Как трудился домовой?

- Что варил домовой?

- Какой характер у этого домового?

- Чем вам запомнилось это стихотворение?

- Найдите в тексте и прочитайте слова с твёрдым звуком [в].

- Найдите в тексте слова с мягким звуком [в'].

  1. Игра «Шифровальная».


Нам надо расшифровать секретные записи.

Поставьте буквы в нужном порядке.


ВАЛИК – здесь спрятался предмет, необходимый нам, когда мы принимаем пищу. Это столовый прибор (ВИЛКА.)

НАСОС – здесь зашифровано название дерева (СОСНА.)

ЖИЛЫ – здесь зашифрован спортивный инвентарь (ЛЫЖИ.)


13. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Когда буква «в» обозначает твёрдый согласный [в], а когда - мягкий [в']?












Полный текст материала Конспект урока обучения грамоте "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы В, в" 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калимуллина Зульфия Минвакиловна  зофа
14.04.2011 1 5630 1513

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК