Конспект урока обучения грамоте по теме ”Гласная буква Ёё”, 1 класс


Задачи:

- познакомить детей с новой буквой Ё;
- научить читать её в словах и слогах;
- совершенствовать технику чтения детей;
- привить любовь к родному языку, его многообразию,
секретам и особенностям;
- привить интерес к книгам;
-развитие устной речи;
- развитие логики и сообразительности.

Оборудование:

- изображение ёжика;
- образ буквы Ё;
- таблицы и приложения для скорочтения ;
- книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.
Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею

2. Физкультминутка.

- Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.

3. Работа по развитию речи.

Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много
А ниток - ни одной.

- Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)
- Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок,
ежишка, ежовый…)
- А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА.
Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)
- На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.
- А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).
А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

4. Знакомство с новой буквой Ё.

- Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).
- Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?
(гласный)
- Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).
- Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!
- Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е” ).
А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )
-Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).
- А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

5. Разминка (Работа над артикуляцией).

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

ТЁ НОС - НЁС ГРЁ
ВЁ ВОЗ - ВЁЗ ЗЛЁ
НЁ РОВ - РЁВ СВЁ
СЁ МОД - МЁД ПЛЁ
РЁ ВОЛ - ВЁЛ ГНЁ
ЛЁ МОЛ - МЁЛ ЗВЁ

6. Скорочтение.

А теперь пришло время минуты скорочтения. Возьмите в руки приложение №1 ,найдите второй столбик. Приготовились, начали. (Через минуту) Стоп! А теперь подсчитайте свой результат и запишите его в карточку. Если вы не можете самостоятельно подсчитать, поставьте у слова галочку, я вам помогу со счетом в перемену.

7. Физкультминутка.

Давайте немножко отдохнем. Возьмите двумя пальчиками свои уши и, слегка надавливая на них, двигайтесь сначала вверх, а затем вниз. (Проделываем это 3-4 раза).

8. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?
И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?
- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).
- А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).
- Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).
- Вот почему люди так говорят.
- Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)
- Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет)
- Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры?
(Рассказы детей).
Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.
(текст напечатан на доске. Читаем хором)

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

- Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).
- А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё
(слова напечатаны на доске)

ЁЛКА
ТВОЁ
ЁЖИК
ПЕНЁК
ЗВЕРЁК
КОТЁНОК
ВЕСЁЛЫЙ

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.

9. Итог.

- Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё»)
- Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])
- Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)
- Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).
- А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
- Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!
- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)

Автор: Ирина Викторовна Артемьева  Иритка
Учитель начальных классов, МОУ-СОШ №13 г. Александрова Владимирской области
14.12.2010 6 25189 2702

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 6
avatar
6 Lid8620 • 07:15, 30.01.2011
Ирина Викторовна, спасибо за интересный урок. Некоторые моменты добавила себе в копилку.
avatar
5 Ольга • 22:35, 29.01.2011
Урок похож на сказку. Первоклассники любят занимательные задания, загадки. Обязательно воспользуюсь вашим конспектом.
avatar
4 енька • 18:56, 20.01.2011
Благодарю Ирину Викторовну за отличный материал!Замечательный урок!
avatar
3 Светлячок • 19:00, 20.12.2010
обязательно воспользуюсь вашими идеями!!! Спасибо за помощь!
avatar
2 герань • 13:19, 19.12.2010
У меня сейчас тоже 1 класс. Эту тему уже прошла, но урок Артемьевой И.В. прочитала, так как тема по обучению грамоте «Буквы Ё,ё, обозначающие звуки [йо]» сложновата. Не все и не сразу младшие школьники понимают её. Хороший урок. Понравилось то, что учитель уделяет много внимания развитию речи, что очень актуально в современном уроке. Из своей многолетней практики знаю, что у большинства первоклассников слабо развита речь, многие приходят в сельскую школу с дефектами речи. Увидела для себя новизну - скорочтение, возьму себе на вооружение.
avatar
1 герань • 20:12, 18.12.2010
У меня сейчас тоже 1 класс. Эту тему уже прошла, но урок Артемьевой И.В. прочитала, так как тема по обучению грамоте «Буквы Ё,ё, обозначающие звуки [йо]» сложновата. Не все и не сразу младшие школьники понимают её. Хороший урок. Понравилось то, что учитель уделяет много внимания развитию речи, что очень актуально в современном уроке. Из своей многолетней практики знаю, что у большинства первоклассников слабо развита речь, многие приходят в сельскую школу с дефектами речи. Увидела для себя новизну - скорочтение, возьму себе на вооружение.

Новости образования и науки: