Урок словесности "Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"; 9 класс


УРОК СЛОВЕСНОСТИ

9 КЛАСС

А.В.Андреева

МБОУ СОШ №151

Произведение: В.Астафьев «Приветное слово»

Вид: урок применения полученных знаний

Тип: урок с использованием коммуникативно-деятельностного подхода

Тема урока: «Анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово»»

Эпиграф: Основные герои В.Астафьева - Человек и Природа, в их гармонии и противоречии, в их общности и обособленности, в их взаимовлиянии...

Н.Яновский

Астафьев - самобытный русский писатель, настоящий правдолюбец. Из первых, кто чутко отозвался на нравственную порчу нашей жизни...

А. Солженицын

Цели урока:

  1. Обучающая: формирование навыков работы с отрывком из произведения (выполняя
    комплексный анализ текста, показать, как разные уровни системы языка «работают» в комплексе над созданием художественного образа, участвуют в передаче смыслов содержания текста).

  2. Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного.

  3. Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых
    ценностных ориентации.

План урока:



Содержание этапов урока

Методы и формы работы

Оргмомент

Приветствие

Организация постановки целей и актуализация знаний.

Прием «мозговой атаки»

Выход на тему урока

Коллективная форма работы

Работа с текстом

Эвристическая беседа

Подведение итогов

Рефлексия


Ход урока:

Оргмомент

Мотивационное начало урока

-Комплексный анализ текста может осуществляться в разных направлениях: от содержания к форме и, наоборот, от определенных языковых средств к основной идее рассматриваемого текста.

Анализ языкового материала исходит из представления о языке как системе, имеющей различные уровни: фонетический, морфемный, морфологический, лексический, синтаксический.

Постановка цели урока учащимися.

Анализ текста

-Прочитайте рассказ В.П.Астафьева «Приветное слово»

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю... Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот мне навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

-Дляствуй, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

-Ей пока еще все люди-братья!

Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

Много ли человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.




Что вы знаете об авторе этого произведения? О чем он пишет? Какие его произведения читали?

Обсуждение эпиграфов.

Ваше первое впечатление от отрывка?

Что значит слово «приветный»? От какого существительного оно образовано? А что мы вообще знаем о слове «привет»?

Привет - 1. Обращенное к кому-нибудь выражение чувства личной приязни, доброго пожелания, солидарности.

2. Привет! Приветствие при встрече или расставании (разг.).

3. Привет! Выражение недоумения, удивленного несогласия (прост.).
Прилагательное - приветный (к 1 знач., устар.)

- Определите стиль текста. Назовите признаки стиля.

Стиль - художественный

- Какие типы речи вы знаете? В чем особенность рассуждения? Какова композиционная особенность текстов повествовательного типа? Что характерно для описания? Определите тип речи данного отрывка.

Повествование с элементами описания. Причем, описание — 1,2 абзацы

-Определите композиционные части данного текста: завязка -..., кульминация -..., развязка - ...

-Что такое экспозиция? Определите экспозицию в данном отрывке.

Часть текста, предшествующая завязке. Экспозиция - Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

-От какого лица ведется повествование?

От лица автора

-Определите его возраст. Ответ обоснуйте.

Пожилой человек. Кашляю... - многоточие показывает, что кашель не по причине простуды.

-Дляствуй, дядя! «Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» !» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. - обращение, не характерное для лексикона молодого человека, или человека среднего возраста.

Анализ описательной части

-Какие лексические особенности вы можете отметить?

B данном фрагменте большую роль играют противопоставления, которые участвуют в формировании содержании смысловой стороны текста. В обеих частях текста — описательной и повествовательной - представлены разные точки зрения на окружающую действительность. Соответственно все противопоставления будут элементами разных картин мира

Проанализируем синтаксис описательной части.

Первые два предложения 1,2 абзацев - односоставные

Холодно. Ветрено.

синтаксический параллелизм

Иду. Кашляю...

Расположенные параллельно они обладают способностью к «приращению» эстетического смысла. Так, безличные предложения верхнего параллельного ряда передают не только состояние природы, но под влиянием предложений нижнего ряда, характеризующих действие человека, выражают его внутренне состояние, его ощущения.

- ...пустынно шумят березы... Наречие пустынно также является художественным
намеком на восприятие человеком мира.

-Иду. Кашляю... Односоставные предложения не только передают действия пожилого человека, но прежде всего доносят до нас мысль о состарившейся душе.

Какое изобразительно- выразительное средство представлено парой словосочетаний конец весны - конец света? В чем его особенность?

конец весны - конец света (Рассвет - закат)

Антитеза конец весны - конец света, обрамляя описательную часть, логически ее завершает.

Антитеза - (греч. - противоположение) - стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.

Повествовательная часть

-С какой целью повествовательная часть начинается противительного союза но?

Противопоставлены разные картины мира.

В описательной части представлен верх (Надо мной пустынно шумят березы...), в повествовательной - низ (Но вот мне навстречу по вытоптанной тропинке...). Противопоставление «верх - низ» наделено дополнительными смысловыми оттенками: * -Какие лексические особенности вы можете отметить?

Употребление разговорной лексики: чешет, чернущими глазами, шурует, мчится-придает рассказу автора о встрече с девочкой особую трогательность, передает теплоту человеческих отношений.

Изобразительно -выразительные средства:

- антитеза

  • мать в синем плащике, наглухо застегнутом девочка в распахнутой красной куртке

  • (девочка) сияя чернущими глазами; приветствует всех, всему радуется

(мать) устало улыбнулась

  • мама коляску катит с малышом (2 часть)березы, никак не разрождающиеся листом
    (олицетворение) (1 часть)

  • Надо мной пустынно шумят березы (1 часть) навстречу по вытоптанной тропинке

(2 часть)

-Обратите внимание: Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

-Ей пока еще все люди-братья!

-Что этим хотел сказать Астафьев?

-Проанализируйте морфологию обеих частей

Если в описательной части текста автор использует лишь одно прилагательное, обозначающее цвет (зеленых), то в повествовательной он применяет их весьма широко (в красной куртке, в красной шапочке, сияя чернущими глазами, в синем плащике).

-Что называется аллюзией?

Намек на событие или факт, который считается общеизвестным. Распространенной разновидностью аллюзии является намек на современные обще - политические реалии в произведениях об историческом прошлом. Часто используют, чтобы оградить произведение от цензурного преследования. Аллюзия на литературное произведение называется реминисценцией. Реминисценция - бессознательное или целенаправленное воспоминание о другом произведении. Прием рассчитан на ассоциации читателя.

-Ассоциации с каким произведением, изучаемым в 9 классе, у вас возникли? Ответ обоснуйте. (Сопоставительный анализ)


А.П. Чехов «Студент». По свидетельству современников, Чехов выделял этот рассказ среди других своих произведений, считая его наиболее совершенным по форме. Сын дьячка, слушатель духовной академии, возвращается домой с охоты. Вокруг пустынно, холодно, мрачно, дует пронизывающий ветер. Это вечная, не меняющаяся Русь-Россия: «Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне грозном, и при Петре... и при них была точно такая же лютая бедность, голод: такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и от того, что пройдет еще тысяча лет. жизнь не станет лучше».

На огородах у костра студент встречается с двумя деревенскими женщинами (матерью и дочерью) и рассказывает им евангельскую историю об отречении от Христа и страданиях св. Петра, о его горьких рыданиях. И этот рассказ забитые неграмотные бабы вдруг поняли и приняли близко к сердцу, одна из них заплакала, понимая, как страдал и горько рыдал в такую лее холодную ночь апостол, трижды отрекшийся от учителя и любивший его. Подлинные чувства не меняются, не меняется в чем-то сущностном и сам человек. Протянулась незримая нить от холодной неустроенной России к евангельскому Иерусалиму: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого... Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»

Эта печальная история вдруг наполняется молодым ожиданием неведомого, таинственного счастья, которое придаст этой неяркой жизни высокий смысл, сделает ее «восхитительной, чудесной». Для Чехова русская жизнь была вечной книгой с «открытым» финалом: он скорбит о прошлом, грустит и посмеивается над настоящим и с надеждой смотрит в будущее.

В.Астафьев употребляет слова и выражения, контекстуально-связанные с темой братства и доверия: дитятко мое, все люди — братья; в распахнутой красной куртке; приветствует всех, всему радуется.

В последнем предложении повествовательной части автор использует риторический вопрос: Много ли человеку надо?

В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не целью дать (или получить) на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя.

Итоги урока. Слово учителя.

-«Приветное слово» В. Астафьева является ярким примером того, как эстетическая речевая система текста работает над передачей содержания. Жизненной философией автора: веры в братство людей, веры в человека, в его способность устроить жизнь на земле по законам добра и любви.

Домашнее задание.

Напишите отзыв об анализируемом рассказе

P.S. (необходимое замечание к уроку)

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художественного произведения выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла. А в силу того, что в 9 классе происходит первичное формирование навыков анализа прозаического произведения, которое найдет дальнейшее развитие на следующей ступени обучения, на уроке рассматривались лишь некоторые, но существенные аспекты анализа.


6



Полный текст материала Урок словесности "Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андреева Алла Васильевна  ALLA1
19.06.2011 0 5225 523

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК