Урок литературы в 9 классе «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»


Горовая Татьяна Петровна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «СОШ №14»,

г. Новокузнецк


Урок литературы, 9 класс

Тема:

«Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»

как духовное завещание, размышление художника о будущем России»

( 2часа)


Цели урока:

Образовательная:

  • приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 века

  • рассмотреть художественный мир «весенней сказки»

  • проанализировать связь сказки с фольклорными источниками

  • формировать умения и навыки активного поиска информации в сети Интернет, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах

Развивающая:

  • отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала

  • формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием Интернет-источников

  • развивать умения и навыки работы в группе: создание коллективных интеллект-карт, презентаций


Воспитательная:

  • воспитывать патриотические чувства, гордость за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства отечественного слова , а также чувство ответственности за порученное дело, терпимое отношение и уважение друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдение дисциплины

  • воспитывать эстетическое чувство прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, современной поэзией

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: работа в группах

Ожидаемый результат:

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

понимать язык художественного произведения.
• самостоятельно работать с Интернет-источниками
• создавать собственный текст (высказывание), презентации
• характеризовать литературного героя.

Деятельность учителя на уроке:

Организовать и настроить обучающихся на:

  • работу в группе

  • подготовку публичного выступления

  • подготовку презентации

Деятельность обучающихся:

  • работа в группах

  • подготовка публичного выступления

  • подготовка презентаций

Технические средства:
Компьютеры, принтер, проекционная аппаратура.

Ход урока:

1.Погружение в сказку. Вступительное слово учителя:

А. Н. Островский - удивительный человек: добрый, внимательный к людям и окружающему миру. Он горячо любил свою родину. Умел видеть прекрасное во всё, что его окружало. Мечтал о счастье народа, о честной, бескорыстной любви, дарящей человеку жизненную силу. Его духовный мир теплый, яркий, пестрый. Кажется, он соткан из многообразия разноцветных нитей. Приближаясь к Островскому, понимаешь, как прекрасна жизнь. Итак, отправимся в художественный мир «весенней сказки», в царство Берендея и познакомимся с духовным миром художника, нарисовавшего это царство.

Вы уже имели возможность познакомиться с содержанием удивительной сказки А.Н.Островского «Снегурочка». Прочитайте цитаты, которые произвели на вас особое впечатление и прокомментируйте их:

  • Меня поразила красота природы

  • У меня вызывает восторг

  • А мне понравилась архитектура царства

  • Мне особенно интересно было читать описание обрядов

  • Меня потрясли законы страны

  • А меня удивило

Таким образом, «Весенняя сказка «Снегурочка» производит впечатление чуда, так как автор

  • затрагивает душу, рассказывает о великой силе любви, а это всегда интересно

  • ярко описывает события, происходящие в Берендеевом царстве

  • язык Островского красивый и легкий

  • в пьесе присутствуют фантастические  элементы, а это бывает лишь в волшебных сказках

  • добро побеждает зло, любовь воцаряется на земле берендеев.


Один из современников А.Н. Островского А.Р. Кугель говорил: «Если вы хотите знать, что такое А.Н.Островский, читайте внимательно «Снегурочку». В словах Кугеля есть неоспоримая правда: А.Н. Островский вложил в пьесу «Снегурочка» свою поэтическую душу, свои философские мысли, свои политические взгляды, свою любовь к России и русскому народу. Сегодня на уроке мы должны доказать справедливость этих слов. Каждая группа будет работать в определенной области: литературной, музыкальной, искусствоведческой, фольклорной, поэтической.


Учебная ситуация №1. Задание для группы «Биографы»:

Используя сайт: ostrovskiy.lit-info.ru/review/ostrovskiy, подготовить публичное выступление по теме «История создания сказки «Снегурочка»


Учебная ситуация №2. Задания для группы «Знатоки фольклора»:

Используя сайты:

  • ostrovskiy.lit-info.ru/review/ostrovskiy

  • folkler.ru/skazki/ded_moroz_i_snegurochka

  • www.maslenisa.ru/traditions/

  • pandoraopen.ru/2010-06-06/festival-kupalskie-ogni/

  • www.Forum-Grad.ru/obryadi

  • festival.1september.ru/articles

подготовить:

  • публичное выступление по теме « Источники сказки «Снегурочка»

  • презентацию «Народные обряды в пьесе А.Н.Островского»


Учебная ситуация №3. Задания для группы «Литературоведы»:

Используя сайты:

ответить на вопросы:

    • Какой вы представляете себе страну берендеев?

    • Чем занимались берендеи? По каким законам живут?

    • Почему царя Берендея все считали мудрым и справедливым?

    • Все ли благополучно в стране берендеев? (остуда)

    • А в чем, по-вашему, проявляется эта «остуда сердца» в берендеях?

    • Как Берендей объясняет причину этих невзгод и в чем он видит спасение людей?

    • В какую страну попадает Снегурочка?

    • Какой вы представляете Снегурочку?

    • В чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями?

    • Что значит для Снегурочки любовь?

    • Испытала ли она счастье любви?

    • Чем поплатилась за любовь?

    • Что принесла любовь Снегурочки всем берендеям

Учебная ситуация №4. Задание для группы «Знатоки живописи»:

Используя сайты:

подготовить:

  • выступление на тему «Кто из современников иллюстрировал сказку А.Н. Островского»

  • презентацию «Образ Снегурочки в живописи»


Учебная ситуация №5. Задание для группы «Искусствоведы»:


Используя сайты:

подготовить выступление на тему «Образ Снегурочки в музыке, театре и кино»


Учебная ситуация №6. Задания для группы «Знатоки поэзии»:

Используя сайты:

подготовить выразительное чтение стихотворений современных поэтов о Снегурочку.

Учебная ситуация №7. Задание для группы «Интеллектуалы»:


подготовить для обучающихся интерактивную игру по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

Учитель:

Соединив ваши исследования, в конце урока мы должны получить общее представление о мировоззрении А.Н.Островского, доказать, что весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» - его духовное завещание, мечта, размышление о будущем России, об эпохе и ее лучших представителях. А сейчас я предлагаю вам вместе с группой «Биографы» совершить заочную экскурсию в имение А.Н. Островского Щелыково, что неподалеку от Костромы. 

Слово группе «Биографы» (приложение №1)

Учитель:

Таким образом, мы увидели, что А.Н.Островский, кроме драматургического таланта,   обладал еще талантом художника, пейзажиста, ценителя красоты природы.

Безусловно, весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» не родилась на пустом месте, мы отчетливо наблюдаем в сказке влияние устного народного творчества, которое драматург блестящее знал. А. Н. Островский  во время путешествия по старинным русским городам вел наблюдения за жизнью крестьян, собирал материалы экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, ямщиками. Он литературно обработал и ввел в свою сказку обрядовую поэзию и волшебную сказку,  легенду и пословицы, плачи и заговоры, причитания и народные песни - целый жанровый  арсенал  русского народного творчества. Над истоками сказки А.Н.Островского работала группа «Знатоки фольклора». Им слово.

Слово группе «Знатоки фольклора» ( приложение №2,3)

Учитель:

Произведение А.Н.Островского не слепое подражание фольклору, оно проникнуто и согрето мыслями, чувствами и талантом великого драматурга. Задуманная как веселое представление с песнями и танцами, сказка в процессе работы превратилась в драму-сказку с достаточно сложными человеческими переживаниями и даже трагическими ситуациями, а главное – с размышлениями автора о возможности человеческого счастья и путях к нему, о любви, добре и нравственных законах, по которым следует жить людям. Поэтому наша задача на уроке – не только показать, как решался основной конфликт этого произведения, но и выяснить, почему же в простом и веселом царстве берендеев погибает девушка Снегурочка, ответить на главный вопрос: «В чем же все-таки счастье?», попытаться растопить льдинки холода в ваших сердцах, сделать вас добрее, искреннее. Слово литературоведам, которые помогут нам погрузиться в волшебный мир сказки.


Слово группе «Литературоведы» (приложение №4,5)

Учитель:

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников, вдохновлял их на создание уникальных шедевров.

Слово предоставляется знатокам живописи (приложение №6,7)

Учитель:

Образ Снегурочки широко используется в искусстве: в кино, в музыкальном и драматическом театре.

Слово группе «Искусствоведы» (приложение № 8)

Учитель: Образ Снегурочки создан в творчестве замечательных поэтов. Слово группе «Знатоки поэзии» ( приложение №9)

Заключительное слово учителя:

Сегодня на уроке с помощью сети Интернет мы обратились к великому чуду сказки, созданной великим мастером А. Н. Островским. Мы были свидетелями того, что драматург видит красоту и величие человека в тесной связи с природой, в слиянии со своими корнями, в гармонии личностных отношений, в личной духовной свободе, в признании за ним права стремится к творчеству, к красоте, к наслаждениям земной жизни. Прекрасные картины замечательных художников, великая музыка известных композиторов, удивительные стихотворения современных поэтов помогли нам открыть что-то новое так давно знакомом нам образе Снегурочки.


Выразите свои чувства в связи с этим, подобрав наиболее яркий эпиграф к уроку их сказки А.Н.Островского:

1. Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава. 


2. Какой простор, как чисто всё, богато! 

3. Великий царь счастливых берендеев

В твоем обширном царстве всё благополучно


4. Чем же и свет стоит?

Правдой и совестью

Только и держится 


5. Не было лучше царства, чем царство Берендея.

Римский - Корсаков.


Ответить на вопросы:


  • Понятна ли вам теперь основная мысль сказки-драмы?

  • Какие нравственные ценности она отстаивает?


Смысл жизни людей — в любви и согласии со всем земным. И это свойства русской души: исконное стремление к любви, доброте, согласию. „Изгоним же последний стужи след из наших душ“ Мы, люди, будем совершать ошибки, делать роковые шаги. В наших сердцах существует особый ледяной уголок, мало что может его растопить. В этом смысле Снегурочка всегда будет с нами, будет в нас. Нам не избежать наводнений и ураганов, террористических актов и засух. Тем не менее с этими силами можно справляться, их можно обуздывать, если... Островский называет это "если" Солнцем. Можно назвать это всеобщим законом, перед которым равно все в подлунном мире: истина, милосердие, справедливость, терпимость, любовь. Только соблюдение этих нравственных законов позволит всем людям достойно жить. Слово группе «Интеллектуалы»

Рефлексия на интернет-урок:

  • Какие впечатления остались у Вас после урока? (Главное впечатление – необычный урок)

  • Что, на Ваш взгляд, было удачным? (Единовременный доступ к большому количеству информации; продуманность урока учителем)

  • Что бы Вы хотели изменить в построении урока, его содержании? (Ничего)

  • Является ли, на Ваш взгляд, такая форма урока полезной и чем? (Действительно, такая форма урока является полезной. После него получаешь доступ к тщательно подобранной нужной информации)

  • Считаете ли Вы, что таких уроков должно быть больше в учебном процессе? (Хотелось бы таких уроков побольше)

Ресурсы сети Интернет:




Приложение №1. Выступление группы «Биографы»



Заочная экскурсия в имение А.Н.Островского Щелыково





   О Щелыкове в судьбе Островского следует сказать особо. Как невозможно представить жизнь и творчество А.С.Пушкина без Михайловского, Л.Н.Толстого без Ясной Поляны, И.С.Тургенева без Спасского-Лутовинова, так жизнь А.Н.Островского неотделима от имения Щелыково, расположенного недалеко от Костромы и Кинешмы.

   Впервые драматург был поражен красотой этой земли еще в 1848 году. Каждый год приезжал погостить у отца и мачехи. О доме он отзывался так: «Дом удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутренним удобством помещения Дом стоит на высокой горе, которая справа и слева изрыта такими восхитительными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками и липами, что никак не выдумаешь ничего подобного».

    Здесь он мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в рубашке навыпуск и длинных сапогах.

            «Зеленое богатство, раскинувшееся далеко на север от левого берега Волги к Галичу. Лесная сторона, дорога извилистая, поросшая ольхой и орешником. По крутому обрыву вверх - знаменитое село, где творил Островский...».

         Узнаваемы окрестности села. Между сосен - знаменитая беседка. Пройди чуть дальше - и увидишь пруд, посреди которого островок... Вот речка Куекша, за ней поляна - Ярилина долина - место встречи берендеев со своим богом Солнца. Кажется, что именно здесь пережила «рассвет» любви Снегурочка, здесь и растаяла. А на том месте теперь родничок с прозрачно-голубой чистой водой, со дна которого бьет ключик - нерастаявшее Снегурочкино сердце... А вот и Берендеев посад, где стоит дом И. Соболева - друга Островского, талантливого столяра и резчика по дереву.

     Эти памятные места для драматурга отразились в его произведениях. Например, в «Снегурочке» была описана деревня Субботино и прилегающий к ней луг. 



Самое интересное, что изначально Снегурочка фигурировала в русском фольклоре как девушка из снега, которая внезапно ожила. В 1867 г. исследователь литературы Александр Николаевич Афанасьев проанализировал сказки о Снегурочке в труде «Поэтические воззрения славян на природу», а спустя шесть лет, в 1873-м, другой Александр Николаевич, теперь уже Островский, написал одноименную пьесу. В ней Снегурочка обрела статус дочери Деда Мороза и Весны-Красны и погибла в ходе летнего ритуала почитания бога Солнца.

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».




Приложение №2. Выступление группы «Фольклор»

«Источники сказки А.Н.островского «Снегурочка»


А.Н. Островский был знатоком народного творчества. Он широко использует обрядовую мифологию, хотя подвергает его художественной переработке. Какие фольклорные жанры ввёл в сказку драматург?

В основе сюжета пьесы положены:

  • народная сказка о девушке – Снегурушке

  • легенды о берендеях

  • последовательная цепочка обрядов:

    • проводы Масленицы

    • встреча Солнца,

    • свадебный обряд: девичник, сватовство, день свадьбы

  • обрядовая поэзия:

    • пословицы:                            

У нас с горы потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху! 

Телеги с повети,

Улья из клети,

На поветь санки,

Запоем веснянки! 

  • народные песни: хороводные, лирические, шуточные и игровые, хвалебные

  • свадебные прибаутки:

Не сидеть пришли, а с добрым словом.
Сват с правдой не ездит. Никому, кроме свахи не ухвастать.
На ваш товарец мы заморского купца найдем.
На товар нележалый купец неженатый.
У нас товар не продажный, не поспел.
Не по купцу товар. Не по товару купец.
Свату либо спасибо, либо – вот так, да вот эдак.
Свату первая чарка и первая палка.
Суженого примите, а ряженую подайте.
Квашня плоха, да притвор-то гож (если невеста не в мать, а в отца).
Жениху да невесте сто лет, да вместе.
В нашем женихе хорош росток (о женихе).
И в нашей невесте нет Торицы (о невесте).
Не спорьте о приданом, после прибавим.
Коли сужено-ряжено, так наш (товар) надо продать, а ваш купить (говорят родители невесты).

Масленица

Масленица – честная, широкая, весёлая, Семикова племянница, объедуха, сырная неделя.

Масленица справляется за 7 недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Каждый день Масленицы имел своё название:

Понедельник – «встреча»

Вторник – «заигрыш»

Среда – «лакомка», «разгул», «перелом»

Четверг – «разгуляй-четверок», «широкий»

Пятница – «тёщины вечера», «тёщины вечёрки»

Суббота – «золовкины посиделки», «проводы»

Воскресенье – «прощёный день».

Вся же неделя именовалась «Честная, широкая, весёлая; барыня-Масленица, госпожа Масленица». Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодёжи найти себе пару. В воскресенье устраивали проводы Масленицы. Молодёжь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером сжигали чучело Масленицы. И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в Прощёное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родныхМасленица по народным поверьям — самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и  разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.В некоторых местах России, например о подобающей людям встрече и нужном проведении Масленицы заботились заранее еще с субботы предшествующей недели, в которую начинали праздновать «малую Масленку». Это происходило следующим образом: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: «Нет», того били этими лаптями.В воскресенье перед Масленицей по традиции тех времен наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Т. к. в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, поэтому называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и  длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.Вторник — это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами. Среда — это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!" На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.Четверг — это день «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку»  — т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг — оборона или взятие снежного городка. Пятница — это «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, конечно же, зятя привечает, и угощает блинами. Суббота — всем известные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами. Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.Таким образом, и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Вся крещеная Русь в это время с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».



Купало

Купало - это один из самых древних, дошедших до нас праздников, о его важности и силе говорит то, что он прошел сквозь века и столетия, не потеряв свою суть. Но это не просто праздник, с хороводами и кулачными боями, которым, надо сказать, наши предки придавали большее значение. Купало это, прежде всего обряд духовного перехода Дажбога из лика Ярилы в лик Семиярилы, что знаменует собой переход от юношеского буйства к сознательной жизни, направлению человеческих душ к единению в семьях и на путь к высочайшему свету праведности в этом году и всей явной жизни.

Купало (Семиярило) в Поконе Рода Всевышнего суть летнее проявление Деда нашего - Дажбога Трисветлого. Это праздник приходится на день летнего солнцестояния, поэтому символизирует рождение летнего солнца - Купала, и тем самым завершает господство весеннего солнца - Ярила. В настоящее время небесное светило находится в куполе - наивысшей небесной точке, поэтому дне тогда наиболее длинные, а ночи - кратчайшие. Растительный и животный мир получает более всего тепла и света, вызревают зерна и плоды. Купала называют Богом плодородности и изображают с соответствующими признаками, которые символизируют мужское начало и оплодотворяющую силу.

Из древних времен заповедано, что период от Великдня (весеннего равноденствия) к Купала (летнего солнцестояния) - это время молодых людей, которые ищут себе пару. И действительно, именно на Великдень начинается цикл молодежных гуляний - веснушек и игр, где молодежь собирается вместе петь, танцевать, водить хороводы и проводить игрища. Во время таких игр ребята и девушки шутливо избирают друг друга (например, в игре ” котик-мышка”, “голубь и голубка”), таким образом высказывая свою симпатию один до другого. И хотя это всего лишь игры, однако, каждый имеет возможность проявить себя - в танце, пении, победе. На протяжении таких забав ребята и девушки и избирали себе пару, лишь бы жениться на праздник Купала - в день, когда солнце находится в куполе и самая природа соединяет мужское и женское начало.

Главные персонажи праздника - Купала та Марена, которые олицетворяют мужское (солнечное) и женское (водное) божества. Эти два действующие лица избираются, соответственно, ребятами и девушками или изготовляются как чучела. Объединение мужской и женской стихий порождает жизнь, которой на святые символизирует ветви вербы - Купайлица.

Праздник начинается вечером, накануне Купала. Основным стрежнем, вокруг которого происходят действа, есть купальский огонь, который символизирует солнце- зародыш в материнской утробе. Он должны гореть целую ночь - от заката Солнца- Ярила к лону Матери- Земли (смерти) к востоку (рождение) Купала. Перед воспалением костра четыре мужчины с факелами становятся квадратом вокруг хвороста, который обозначает четыре солнца (четыре поры года). Потом все сходятся к хворосту и зажигают костер, который символизирует “солнечное сплетение”.
У предвечерья девушки гадают на суженного - бросают в воду свои венки. Венок - это символ счастья и создания семьи. Он также символизирует девичью зрелость и добродетель. И лишь та девушка, которая готовая выйти замуж в этом году отпускает свой венок на воду, а мальчик, который хочет вступить в семейный союз с ней, должен его достать. Таким образом, мальчик предлагает этой девушке выйти за муж. Если девушка соглашается, то одевает свой венок ему на главу, если же нет, тогда девушка ради шутки выкупает свой венок (часто за поцелуй или танец) и снова пускает венок на воду.

Если девушки принуждают ребят (огонь) зайти за венком в свою стихию (воду), то после воспаления огня при закате солнца ребята перепрыгивают через огонь сначала самые, показывая свою ловкость, а потом, как стихнет пламя, в паре с теми девушками, венки которых достали. Каждый считает за честь очиститься огнем, трижды перепрыгнувши через костер. Существуют приметы связанные с этим: если парень выше всех прыгнул - будет хороший урожай в его семье, вскочит в пламень - жди беды. Когда же удачно перепрыгнут костры юноша с девушкой (трижды перепрыгнут через огонь не разрывая рук) - они непременно вступят в семейный союз и проживут в согласии всю жизнь. Поэтому важно знать, что нельзя прыгать через Купальский костер с кем – попало(ради шутки), а лишь с суженным (суженной). Ребята спускают из горы огневое колесо - солнце (символ летнего сонцевороту), или же раскручивают его на столбе под общее оживление и радость. Когда забавы стихают, люди от костра зажигают свечки на заготовленных заранее корзинах- венчиках и идут к реки, чтобы пустить их водой и воздать честь предков. После чего все садятся за праздничный ужин, отдавая почет предкам и молясь за рождения летнего солнца Купалы. Желающие идут в лес искать цветок папоротника, как правило, парами. Кто-то старается найти с его помощью сокровища (духовные или материальные), а кто-то находит свое счастье – любовь (шли семейные пары зачинать детей, на Купало, при соблюдении обрядов, зачинались сильные духом). В Купальскую ночь полевые и лесные травы набирают исключительных волшебных свойств, большой лечебной силы. Большей частью собиранием зелья занимаются целители (потому что у них есть самая большая потребность в целительной помощи растений). Собирать траву выходят очень рано. К растениям при собирании проговаривают молитвы. Купальская ночь духовно соединяет человека с природой, возвеличивает жизнь, освящает чувство молодых сердец. Еще до рассвета люди идут умыться родниковой водой и набрать целебной воды в колодцах, которая освящается Волхвом. После действ возле колодца все поднимаются на холм, чтобы встретить солнце, костер уже больше не поддерживают, он сам постепенно гаснет. На холме провозглашаются молитвы и гимны солнцу, благодарность Дажбогу за жизнь и молитвы за добрый урожай.

Сватовство

Сватовство предполагало знакомство молодого человека с родителями будущей жены и провозглашение «пакта о намерениях» касательно брака. Как правило, будущий жених тушевался в одиночку идти в чужой дом, где ничто не гарантировало радушного приема. Поэтому испокон веков вместе с женихом отправлялись его старшие родственники – отец, крестный, дяди и братья. Визит в дом невесты носил якобы случайный характер, и изъяснялись сваты обиняками, намеками, которые родители невесты, разумеется, прекрасно понимали. Лексикон сватов изобиловал прибаутками и присловьями, в том же тоне отвечали и родители невесты. Лучшим временем для сватовства на Руси считался Покров – 14 октября. Кроме этого, сваты избегали визитов в среду, пятницу и по тринадцатым числам – эти дни считаются неблагоприятными для любых свадебных дел. В путь сваты отправлялись с заходом солнца и по дороге старались ни с кем не заговаривать, чтобы избежать сглаза. Если невеста была хороша собой и за ней полагалось приличное приданое, то сватам приходилось навещать ее родителей два, а то и три раза, прежде чем удавалось получить согласие.
Если же девушка подходила к верхней границе брачного возраста или не могла похвастаться внешностью – родители могли дать согласие на брак и в первый же заход сватов. Выражая одобрение, родители невесты либо выносили специально испеченный пирог и разрезали его, угощая сватов, либо принимали принесенный сватами свадебный каравай. Совместная трапеза всегда означала, что можно начинать готовиться к помолвке.
В то же время существовали и означавшие отказ действия – например, в России семья невесты просто возвращала свадебный каравай непочатым, в Испании и на Украине сватам выносили тыкву, в Германии нежеланного жениха заставляли чистить картошку, в Каталонии мать невесты демонстративно начинала мести полы, стараясь, чтобы мусор и пыль летели на сватов.
Иногда перед тем, как дать окончательный ответ, семья невесты внезапно наносила ответный визит в дом жениха, чтобы оценить его благосостояние. Если результат оказывался удовлетворительным, то в ближайшее время проводились первые совместные посиделки на две семьи, на которых назначалась дата помолвки и примерная дата свадьбы.
В наше время сватовство, как и многие другие обычаи, претерпело заметные изменения. Сейчас принято обходиться просто приглашением будущего жениха в гости и знакомством его с родителями невесты. О своих намерениях жених говорит открыто и просит у родителей невесты руки их дочери. Естественно, это не является для них неожиданностью; если еще до визита жениха его кандидатура обсуждалась и не вызвала нареканий, то отец берет дочку-на-выданье за руку и без слов вкладывает ее в правую руку жениха, как бы передавая ему право распоряжаться судьбой будущей жены.
После этого дело жениха – «состыковать» своих родителей и родителей будущей жены для обсуждения деталей грядущего торжества. В современном мире такая «встреча поколений» заменяет традиционную помолвку.

Отправляясь просить руки и сердца своей избранницы, жениху следует соблюсти следующие правила:

1. Цветы.Обязательно купить два букета цветов: подороже для будущей тещи и попроще – для избранницы;
2. Внешний вид.Естественно, накануне визита лучше посетить парикмахера и маникюршу, побриться и облачиться в лучший костюм;
3. Подарки.Вручение дорогих подарков потенциальной родне лучше отложить для помолвки; при сватовстве это может быть расценено как мелкий подхалимаж и подкуп;
4. Алкоголь.Практически ни одно российское застолье не обходится без алкоголя; но во время мужского разговора с отцом невесты предложение выпить может значить не только признание за «своего», но и некий тест.
Отказываться –невежливо, налегать на алкоголь – опасно. Как поступить? Первую рюмку нужно обязательно выпить до дна – недопитая водка считается «злом на хозяев дома»; вторую можно выпить в два захода, от третьей и вовсе только пригубить, до четвертой и последующих - не доводить вовсе.Девушка, приведшая в дом знакомиться своего суженого, во время его общения с родителями должна как можно меньше говорить – в иерархии она в данный момент занимает самую низкую ступень, а все важные дела обсуждают «старшие», то есть жених и ее родители, особенно отец. Также нельзя ни словом, ни жестом торопить жениха, вынуждая его сказать, за чем он все-таки пришел, а также встревать в разговор, отвечая на вопросы, заданные жениху.












Приложение №4. Выступление группы «Литературоведы»

Образы героев страны берендеев:

    • Какой вы представляете себе страну берендеев?

    • Чем занимались берендеи? По каким законам живут?

    • Почему царя Берендея все считали мудрым и справедливым?

    • Все ли благополучно в стране берендеев? (остуда)

    • А в чем, по вашему, проявляется эта «остуда сердца» в берендеях?

    • Как Берендей объясняет причину этих невзгод и в чем он видит спасение людей?


Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность. Здесь царит мир без насилия, обмана и угнетения, торжествует добро, правда и красота. Жизнь берендеев радостна и безмятежна:


Народ великодушный
Во всем велик, - мешать с бездельем дело
Не станет он; трудиться так трудиться,
Плясать и петь - так вдоволь, до упаду.
Взглянув на вас разумным оком, скажешь,
Что вы народ честной и  добрый; ибо
Лишь добрые и честные способны
Так громко петь и так плясать отважно.

Название «берендеи» Островский взял из летописей и преданий, услышанных в родных краях о жизни людей в доисторические времена. Среди первозданной природы, могучей и прекрасной, живут в своей слободе простые берендеи – «веселый», «честный» и «счастливый» народ. Живут они «правдой и совестью», верят в любовь, наслаждаются красотой, сеют и пашут, разводят скот, согласуя свою жизнь с законами природы – ежегодной сменой времен года: как неизбежное зло терпят морозную зиму, весело прощаются с ней, провожая песнями и хороводами Масленицу; радостно встречают Весну – пробуждение природы, а больше всего чтят и поклоняются Яриле – богу Солнца, плодородия и любви, поют ему песни и гимны, приносят жертвы, стараясь вызвать его благосклонность – залог будущего богатого урожая, добра и благополучия в жизни. Красивы из песни, обряды, изукрашены деревянными кружевами избы и дворцы:

Веселые грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава.


Фигура Леля занимает одно из центральных мест в пьесе. Красивый пастух обладает просто магической властью над женскими сердцами. Его не пускают на ночлег в дом, где есть взрослые дочери и молодые жены. Вот что говорит о нем Прекрасная Елена, жена боярина Бермяты:

Из юношей цветущих, берендеев,

Известных мне, один лишь только может

Внушить любовь девице, сердце жен

Поколебать, хотя бы наша верность

Крепка была, как сталь, - и это Лель


Женские персонажи в пьесе как бы соревнуются, стремясь завоевать расположение Леля. И выбор пастуха указывает на наиболее достойную с точки зрения берендеев - на умеющую горячо любить Купаву.


Образ Берендея особенно любим читателями, потому что он воплотил
мечту о добром и умном правителе, ценителе искусства и природы, художнике и поэте, правление которого способно обеспечит победу высоких нравственных идеалов. В то же время царь Берендей остается наивным, по-детски непосредственным сказочным персонажем.
Поют гусляры, славя мудрого и справедливого царя Берендея, который любит свой народ, заботиться о том, чтобы жил он спокойно и в достатке, чтобы никто не был обижен в его стране:

Да здравствует премудрый,
Великий Берендей,
Владыка среброкудрый.
Отец земли своей!
Богами ты храним,
И царствует свобода
Под скипетром твоим!


Сказочное царство берендеев - это мир без насилия, обмана и угнетения.

В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека

Честной народ, достойна смертной казни
Вина его; но в нашем уложенье
Кровавых нет законов; пусть же боги
Казнят его по мере преступленья,
А мы судом народным Мизгиря
На вечное изгнанье осуждаем.

В царстве нет кровавых законов. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.
В нем торжествует добро, правда и красота. Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям:

Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.
Без страха дочь мы парню поручали,
Венок для нас — порука их любви
И верность до смерти. И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.

Но, оказывается, что жизнь берендеев не такая уж идиллия. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе.
Берендей говорит Бермяте:


Не думай ты, что все благополучно,

Когда народ не голоден, не бродит

С котомками, не грабит по дорогам…

Пятнадцать лет не кажется Ярило

На наш призыв…


Царь Берендей видит причину в этом:

В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;
Не вижу я у молодежи взоров,
Увлажненных чарующею страстью;
Не вижу дев задумчивых, глубоко
Вздыхающих. На глазках с поволокой
Возвышенной тоски любовной нет,
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее.

«Сердечная остуда» - это и равнодушие, и эгоизм, и корысть – все то, что разъединяет людей.

Царство добрых берендеев - упрек современному обществу, враждебному сказке, положившему в свое основание эгоизм и расчет. Именно стужа людских сердец приносит горе берендеям. Меркнут лучи животворящего Ярилы-Солнца, охлаждаются люди по отношению друг к другу.

Сердечная остуда коснулась многих. Например, Бобыль и Бобылиха, не просто смешны, но и неприятны своей жадностью, желанием пожить на «дармовщинку», без труда и усилий добыть себе богатство, торгуя красотой Снегурочки. А вот что говори Мороз о «странных» берендеях:

Весеннего тепла у солнца просят.

Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмется,

Не лажена соха. Кануны править

Да бражничать, веснянки петь, кругами

Ходить все ночь, с зари и до зари –

Одна у них забота…

«Сердечная остуда» проявляется в отсутствии подлинных, глубоких чувства – у Купавы, у Леля. Вначале мы сочувствуем Купаве, брошенной Мизгирем, переживаем ее обиду. Но ведь и Мизгиря она полюбила – то лишь потому, что надо кого-то любить:

Без милого не проживешь, придется

Кого-нибудь любить, не обойдешься

Так, лучше уж красавца, чем дурного.

А как быстро и легко забывает она Мизгиря, признаваясь в своей «любви довеку и до часу последнего» Лелю. Также быстро меняет свои привязанности красивый и ласковый пастушок Лель, у которого, кроме песен

В уме одно: девичья ласка,

Только и думаешь о ней…


Только истинная, большая любовь приносит людям настоящее счастье. Это понимает и мудрый Берендей, стремясь вернуть расположение Ярилы именно такой горячей человеческой любовью. Поэтому-то и не принимает совета лукавого боярина Бермяты, как изжить «сердечную остуду»

Бермята:

Царь премудрый,

Издай указ, чтоб жены были верны,

Мужья на их красу глядели,

Ребята все чтоб были поголовно

В невест своих безумно влюблены,

А девушки задумчивы и томны…

Приложение №5. Образ Снегурочки

  • В какую страну попадает Снегурочка?

  • Какой вы представляете Снегурочку?

  • В чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями

  • Что значит для Снегурочки любовь?

  • Испытала ли она счастье любви?

  • Чем поплатилась за любовь?

  • Что принесла любовь Снегурочки всем берендеям

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии.

1. Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. В сказке Островского присутствуют все композицинно-стилистические приемы народной сказки: зачин – мотив рождения, мотив заточения героини, испытание героя, развязка –победа добра над злом. Но драматург в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.


2. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы.

Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

3. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки Двины. Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка совершенно не похожа на всех вокруг. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля, обрести счастье. А возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:

..Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Снегурочка поражает людей своей красотой. С ее появлением в царство берендеев пришла смута. Ссоры, разброд поселились среди мягкосердечного народа. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.
Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она отстраненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.
Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:

...Купава,
Разлучница! Твое же это слово;
Сама меня разлучницей звала,
Сама же ты и разлучаешь с Лелем.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:

Обманута, обижена, убита Снегурочка.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.
Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку:

Но что со мной? блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви. Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.


Не солнце губит героиню, губит ее любовь, которой она жаждет:

Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.


Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Это искупление
их грехов. Царь Берендей призывает Леля и всех берендеев петь славу солнцу, говоря такие слова:

Снегурочки печальная кончина  

И страшная погибель Мезгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает
Кого карать и миловать…

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к солнцу…

Финальные слова мудрого Берендея - это гимн Яриле-солнцу, жизни, беспрерывности жизненных циклов и величие природы. Берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует им силу, урожай, жизнь. В этом спасение царства от «остуды» Принимая эту жертву, бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь.


Романтический образ Снегурочки укрупняется автором, наполняется драматизмом и трагичностью, превращаясь в символ всепобеждающей любви, символ победы любви над эгоистической, корыстной моралью, победы Ярилы над Морозом, жизни над смертью.



Приложение №6. Выступление группы «Знатоки живописи»

Образ Снегурочки в живописи

Многие известные и менее известные художники использовали образ Снегурочки в своем творчестве. 

Слайд 2.

Прочитав сказку А.Н.Островского, Виктор Михайлович Васнецов восклицал: «А это поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть!» Вдохновленный волшебными строками Островского, он тогда же написал в счастливой тишине своей мастерской чудесную картину «Снегурочка». Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев. Героиня изображена одна. Ее одиночество подчеркивается мрачной темнотой леса, который плотно стоит за ее спиной. Фон картины как бы разделен на две части, и фигура девочки находится в той и другой. Очень своеобразно выписан снег. Он самых разных оттенков – серый, голубой, синий, белый, но везде нетронутый. На снегу видны только тени молодых елочек и следы Снегурочки. Этим самым художник показал, что лес заповедный, в нем никто не бывал. Поза Снегурочки, выражение ее лица хотя и говорит о растерянности, но страха она не испытывает, верит, что ей удастся выйти из сказочного леса. С картины веет холодом, зимой. В этом и заключается мастерство художника. И хотя эта картина была написана более ста лет тому назад, сегодня мы используем те же самые цвета, что и Васнецов. И мы чувствуем то же самое по отношению к Снегурочке, читая и слушая оперу. Это чувство холода. Посмотрите, как удивительно мастерство художника. Такое ощущение, что Снегурочка сейчас сойдет с полотна и, оставив на снегу свои следы, спустится к нам в класс. На картине видно, что Снегурочка стоит в состоянии сомнения: идти к людям или остаться в холодном покое. Там живут люди, там неизвестность, может быть гибель. А здесь, где она стоит – холодное бессмертие, покой. На лице у Снегурочки, если всмотреться проскальзывает грусть, предчувствие каких-то переживаний. А это значит, что в душе она еще сомневается. Когда мы размышляем над картиной и над эпиграфом, то мы словно тоже попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор.)

Слайды 3-16.

Позже В.М.Васнецов создает уникальные декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка», увлеченно он разрабатывал эскизы костюмов, под его кистью наброски начинают жить своей жизнью, они пленяют своею простотою и живописностью. Вот словно живые Бобыль и Бобылиха, Купава, Мизгирь, Лель, конечно, Снегурочка. Безусловно, Виктор Михайлович Васнецов ощутил в пьесе «Снегурочка» удивительную гармонию, которая царит в сказке между человеком и природой, он смог передать ее в своих рисунках, эскизах.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника: М.А.Врубель, Н.К.Рерих, В.Г.Перов.(слайд)

Слайд 17

Такой дошла до нас Снегурочка Врубеля, которую писал он со своей жены - Н.И.Забелы-Врубель, исполнявшей партию Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова..

Слайды 18-20

Образы и тематика «Снегурочки» оказались близки излюбленной теме Н.К.Рериха — теме Древней Руси. Исследуя древнюю славянскую культуру как историк и археолог, он был околдован открывшимся ему миром. Силой знания и художественного чутья воскрешает он на своих полотнах первозданный лик земли. В разрежённом воздухе, среди северных туч и прозрачных просторов, среди гранитных, округлённых тысячелетиями валунов, чувствуется присутствие величественной и таинственной силы, одухотворяющей всё сущее, — той силы, которую так чутко ощущали древние люди, обожествлявшие Природу-мать. Настроением суровой и радостной языческой старины пронизаны эскизы Н.К.Рериха к драме «Снегурочка»:

  • Пролог «Лес» с его «голубовато-хрустальным светом зимней полуночи, усеянным звёздами небом и застывшей в снегу Красной горкой, поросшей густым еловым лесом, с причудливыми домиками Берендеева посада

  • «Слобода» с его весенним весельем, звучащим в курчавых белых облачках, в яблоневом цвете, в затейливости избушек

  • «Ярилина долина» с бирюзово-зелёным покровом

  • «Урочище» с радостно звучащими зелёными и золотистыми красками передают весенней природы


Особенно близок Рериху был образ Леля, восходящий к образу Орфея. Он посвящает этому персонажу картины «Лель и Снегурочка», «Святой Пастух»


Слайд 21

В.Г.Перов «Тающая Снегурочка»

Современные художники тоже обращались к творчеству А.Н.Островского и создали замечательные картины:

  • В.Нестеров «Снегурочка»

  • Евгений Кузнецов «Берендеево царство»

  • Б.А. Смирнов-Русецкий «Слобода Берендея»

  • Б.Ольшанский Берендеи

  • М.Малкус «Снегурочка»

  • А.Ганкина «Снегурочка»

  • Билибин «Снегурочка»

  • А.Дейнека «Снегурочка»

  • Сергей Исаев «Снегурочка»

  • С.Г.Галета «Царство Берендея»

эскизы, декорации, костюмы к пьесе «Снегурочка»:

  • Б. М. Кустодиев

  • К. Васильев

На центральном эскизе, выдержанном в сине-голубых тонах, зрителю открывалась тихая сказочная ночь. То самое волшебное время, когда хозяйка-луна подглядывает янтарным глазом сквозь прозрачную пелену облака: сковал ли землю долгожданный покой и сон. Укоризненный взор ее наблюдает за тем, как мрачный хвойный лес подбирается к утонувшей в снегу поляне, приютившей на своем боку дряхлую избушку. Работа вызвала тогда немалый резонанс в среде преподавателей и выпускников училища, а сам Васильев был удостоен диплома с «отличием». К сожалению, эскиз не сохранился, как и многое из того, над чем добросовестно трудился художник и чем нисколько потом не дорожил, легко расставаясь в силу широты своего характера


Приложение №8. Выступление группы «Искусствоведы»

Образ Снегурочки в искусстве

В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали П.И.Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории, которая стала его подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов.


В 1880 г. из-под пера Н.А. Римского-Корсакова вышла опера «Снегурочка» – одна из вершин русской музыкальной классики. Первое знакомство со сказкой не произвело впечатления на композитора. После нового прочтения сказки он точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. « Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна», - писал Римский-Корсаков. Воодушевленный новым сюжетом, он отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки. Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». 10 февраля1880 года опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.


В 1952 году появился удивительно поэтичный мультфильм по пьесе Островского «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова.

В конце 1960-х годов известный советский актер Павел Кадочников осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Главная героиня фильма Снегурочка - дочь Деда Мороза и красавицы Весны. Ее ледяное сердце никогда еще не ведало простых человеческих радостей, никогда не знало любви до встречи с Лелем. Его душевное тепло подарили девушке богатство окружающего мира, растопили сердце холодной красавицы. В фильме есть и чудесная природа, и веселые хороводы, и игры, и песни - все, без чего не может быть настоящей русской сказки. Картина вышла на экраны в 1970 году. Съемки фильма проходили под Костромой.


Приложение №9. Выступление группы «Знатоки поэзии»

Выразительное чтение стихотворений о Снегурочке

Бэлла Ахмадуллина. «Снегурочка»

Что так Снегурочку тянуло

К тому высокому огню?

Уж лучше б в речке утонула,

Попала под ноги коню.

Но голубым своим подолом

Вспорхнула - ноженьки видны -

И нет ее. Она подобна

Глотку оттаявшей воды.

Как чисто с воздухом смешалась,

И кончилась ее пора.

Играть с огнем - вот наша шалость

Вот наша древняя игра.

Нас цвет оранжевый так тянет,

Так нам проходу не дает.

Ему поддавшись, тело тает

И телом быть перестает.

Но пуще мы огонь раскурим

И вовлечем его в игру,

И снова мы собой рискуем

И доверяемся костру.

Вот наш удел еще невидим,

В дыму еще неразличим.

То ль из него живыми выйдем,

То ль навсегда сольемся с ним.


Людмила Клёнова «Баллада о Снегурочке»

Мы знать не можем тайну власти,
Чьей силой судьбы сплетены...
Но это – было... Было счастье –
Любовь Мороза и Весны...

Их ласк негаданное диво,
Любви немыслимой дитя,
Росла Снегурочка счастливо,
Смеясь, играя и шутя...

Отец-Мороз рукою властной
Алмазы рек гранил до дна,
И говорил: «Ты так прекрасна!
Неуязвимо – холодна!

Ты будешь жить легендой вечной –
И ни печалей, ни забот,
Покуда сердце ЧЕЛОВЕЧЬЕ
В груди твоей не оживёт...»

Как тяжко без любви взросленье!
И безмятежность бытия –
Одно застывшее мгновенье...
Летящий снег - тоска твоя...

«О, мать – Весна! Проходят зимы –
А мне о лете не забыть...
Ах, как хочу я быть любимой!
Ах, как хочу сама любить!

О, дай тепла минут горячих!
О, дай манящего огня!
Уже от стужи сердце плачет –
Но лёд – надёжная броня...»

«Ах, дорогая! Это больно –
Любить и радоваться сметь...
Любовь – погибельная доля,
И пламя страсти – это смерть!»

«О мама! Смерти мне ль бояться,
Коль это плата за любовь!
Мне всё огни ночами снятся –
Лечу я в пламени костров...

Мечусь я раненою птицей –
Но мне не вырваться из сна...»
Уже предвидя, ЧТО случится,
Дождём заплакала Весна

И одарила вешней силой -
Венком из листьев колдовских -
Своё дитя... И озарила
ЛЮБОВЬ весь мир на краткий миг!

И в поцелуе долгожданном
Горячих губ пьянящий мёд
Качнул опоры мирозданья –
И закружил небесный свод...

Блаженства стон – «Люблю – и таю!..»
В слепящем гибельном огне –
Твоя награда золотая
За миг ЛЮБВИ – Как дань В е с н е ...

Василий Курочкин «Притча о Снегурочке»

Как некогда Дарья застыла

В своем заколдованном сне -

Так образ Снегурочки милой

Теперь представляется мне.


В раздумьи склонилась уныло -

Не знает, что делают с ней.

Мертвящею мощью своей

Над ней распростерся Ярило.


Излила бы в песнях святых

Всю правду для ближних своих...

Ни звука! Душа умирает...


Недвижно сомкнулись уста.

Ни звука! Кругом пустота...

И тает Снегурочка, тает


Благининой Елена Александровна "Снегурка"

  

Я вылепил Снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду.

Стоит моя царевна
Под круглым деревцом -
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.

В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.

Она мой сад оставит,
Лишь солнце припечёт:
Расплещется, растает,
С ручьями утечёт.

Но кликну — отзовётся
Снегурушка моя
То эхом из колодца,
То голосом ручья,

То лебедью, плывущей
В заоблачном пруду,
То яблоней, цветущей
В моём родном саду.


Слайд 1
Горовая Татьяна Петровна, МОУ «СОШ №14», г. Новокузнецк
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30

Полный текст материала Урок литературы в 9 классе «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горовая Татьяна Петровна  gorowayatatiana
22.06.2011 0 7514 993

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК