Урок-аукцион "Сложноподчиненные предложения" для 9 класса



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ




УРОК-АУКЦИОН


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

ПО ТЕМЕ:


«Виды придаточных предложений в сложноподчинённом предложении»







Подготовила: О.А. Емельянович, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории






Цели урока:

  • Обобщить, закрепить и усовершенствовать знания, умения и навыки, которые учащиеся получили на уроках о видах придаточных в сложноподчинённом предложении; выявить пробелы в знаниях учащихся;

  • Развивать умения применять знания на практике, отличать ССП от СПП, умения графически выделять их на письме для дальнейшей коррекционной деятельности;

  • Развивать правильность письменной речи при составлении СПП, память, логическое мышление и творческие способности;

  • Воспитывать культуру речевого поведения учащихся в различных формах общения;

  • Прививать любовь и уважение к русскому языку.


Оборудование: гонг, молоток, оценки-баллы для купцов, эмблемы, девизы, чёрный ящик, сводная таблица для банкира, карточки с вопросами для команд (разноуровневые задания), таблица для президентов, Лоты-задания, таблицы, схемы.

Методы: словесный, инструктивно – репродуктивный, практический, творческий, частично – поисковый.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок – аукцион (урок – практикум)

Участники: 3 «купца» и «банкир», остальные учащиеся 2 «акционерных общества» по 5 человек, где есть свой президент, который готовит эмблемы команды и девиз.


ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. (2 мин.)

Ведущий - Какие ассоциации у вас возникают со словом «аукцион»?

- Что такое аукцион?

Аукцион – публичная продажа какого – либо имущества вещей, при которой продаваемая вещь (ЛОТ) приобретается лицом, предложившим за неё наивысшую цену.

Объявляет об открытии аукциона, сообщает тему урока и его цели (знать, уметь и отработать), представляет «купцов», «банкира» и «президентов».

2. Представление «Акционерных обществ» (3 мин.)

Эмблемы. Каждая команда работает с определённой целью. Назовите ваши цели, президенты команд.

1 «акционерное общество»: «Альянс»

Девиз: « С пути не свернём, что ищем, найдём!»

2 «акционерное общество»: «Гладиатор»

Девиз: «Падать, вставать и не отступать».

3. Слово «Купцам» для представления ЛОТов - заданий.

1 – теория.

ЛОТ №1. (7 МИН.)

Проверка «Акционерных обществ» на «платежеспособность».

ЛОТ представляет собой 10 вопросов, на которые нужно дать односложный ответ «да» или «нет» («ДА» - руки подняли, учёт количества поднятых рук по каждому вопросу ведут «президенты» в соседних обществах, они заранее переходят туда, подсчёт количества правильных ответов и среднего балла осуществляет «банкир» ЛОТ проводит 1 купец.). Максимальное количество баллов 10.

Вопросы к ЛОТу №1:

  1. Предложение, в котором две и более грамматических основ называется сложным. (да)

  2. Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым. (нет)

  3. В сложноподчинённом и сложносочинённом предложении между частями сложного предложения ставится запятая. (да)

  4. В сложносочинённом предложении отношения между частями сложного равноправны. (да)

  5. В сложноподчинённом предложении главное предложение должно находиться всегда в начале предложения. (нет)

  6. Придаточные изъяснительные в СПП отвечают на вопросы косвенных падежей (да)

  7. Придаточные обстоятельственные делятся ещё на несколько видов. (да)

  8. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопрос: Куда? Зачем? (нет)

  9. В сложноподчинённом предложении главное с придаточным предложением соединяется только лишь при помощи союзов. (нет)

  10. В сложноподчинённом предложении придаточное предложение может находиться и в начале, и в середине и в конце предложения. (да)

ВЕДУЩИЙ: Внимание, ЛОТ продан!

Вывод: Какой вопрос вызвал затруднение? Какой вопрос был не понятен?

Итог: «Банкир» подводит итоги проданных ЛОТов.


    1. ЛОТ – практика.

ЛОТ № 2. (7 минут)

2 «купец» проводит ЛОТ, проверяет задание, оценивает ответы, передаёт результаты «банкиру». Время на подготовку 5 минут. Максимальная оценка 4 балла.

Проверка знаний: 1. Определять место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставлять знаки препинания. 3. Составлять схемы предложений с указанием вида придаточного.

Вариант Г.

  1. В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце.

  2. Теперь море пшеницы шумит там где когда-то шла война.

  3. Сестра завела будильник потому что боялась проспать.

  4. Если бы ты выполнил мою просьбу я была бы тебе признательна.

  5. Когда бедная Мария увидела ребят сердце её сжалось от жалости.

Вариант А.

  1. Чтобы не заблудиться в лесу я беру с собою компас.

  2. Темнота сгустилась так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.

  3. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

  4. И Таня входит в дом пустой где жил когда-то мой герой.

  5. Он не просто заплакал как плачут городские дети он закричал громче горластого мужика.


ВЕДУЩИЙ: Внимание, ЛОТ продан!

А сейчас мы посмотрим, как у вас развито творческое мышление.

ЛОТ № 3. (5 минут)

3 «купец» вывешивает этот ЛОТ и на столе у каждого «акционерного общества» листок с индивидуальным заданием. Время на подготовку 5 минут.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Вариант Г.

Продолжите предложение и укажите вид придаточного.

1 Я не могу понять, …

2. Девушка так мило улыбалась, …

3. Нас направили на Дальний Восток, …

4. Мне было так хорошо, …

5. Сегодня я не получил хорошую оценку, …

Вариант А.

Придумайте начала предложений, укажите вид придаточных.

1. …, как будто хотел мне что-то сказать.

2. …, если мне сегодня повезёт.

3. …, где прошло моё детство.

4. …, потому что плохо подготовился к занятиям.

5. …, когда я пришёл домой.


ВЕДУЩИЙ: Внимание, ЛОТ продан!

Вывод: Что вызвало у вас затруднение?



ЛОТ № 4. (3 минуты)

Для эмоциональной разрядки и смены вида деятельности «Чёрный ящик»

«Акционерным обществам» по описанию, сделанному 1 «Купцом» определить, что находится в ящике. Время на обдумывание 2 мин. 2 балла получает «акционерное общество», первым угадавшее содержание «Чёрного ящика». Подсказка находится в придаточной части предложения:

Если вы будете изучать русский язык, то вам откроются все его тайные сокровища. (учебник русского языка)


ВЕДУЩИЙ: Внимание, ЛОТ продан!

Вывод: Как вы узнали, что это учебник? Где находится придаточная часть в СПП?


ИТОГ: «Банкир» подводит итог проданных ЛОТов.


ЛОТ № 5. (2 минуты)

2 «купец» вывешивает этот ЛОТ и на столе у каждого «акционерного общества» листок с индивидуальным заданием. Время на подготовку 2 минуты.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Вариант Г. Сделайте синонимическую замену ССП на СПП с придаточным уступительным.

Вариант А. Сделайте синонимическую замену ССП на СПП с придаточным места.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

(1. На севере суровый климат, несмотря на то, что там произрастает много редких растений.

2.На севере, где произрастает много редких растений, суровый климат.)


ВЕДУЩИЙ: Внимание, ЛОТ продан!

Вывод: В чём заключается синонимическая замена ССП на СПП?


ЛОТ № 6. (4 минуты)

3 «купец» проводит этот ЛОТ, на столе у каждого «акционерного общества» листок с индивидуальным заданием. Время на подготовку 4 минуты.

Максимальная оценка – 5 баллов.


Постройте схему и определите вид подчинения данного предложения:

Вариант Г: Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

Вариант А: Тебя я сонну застаю, когда свершают суд свирепый, когда читают приговор, когда готов отцу отпор.


ВЕДУЩИЙ: Внимание, ЛОТ продан!

ИТОГ: «Банкир» подводит итог проданных ЛОТов.


ЛОТ № 7. (3 мин).

ЛОТ проводит 1 «купец». Каждое «акционерное общество» в течении 3 минут должно расшифровать ребус, написать расшифровку и отдать «купцу». За каждую сэкономленную минуту добавляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.


Переходя из клетки в клетку, прочтите высказывание Максима Горького о книге.

Я

Л

Л

Ю

К

Н

И


Ю

Б

А

К

И:

Г


Е

Н

Ж

Д

А

Я


Ч

М

Я

Н

З

И


У

Д

С

И

Х

К


М

О

Т

Е

Ж

А

Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом.



РЕЗЕРВ: Соединив гласные и согласные буквы, вы прочтёте шутку В. Маяковского.

К Н Г И А

К Н Г И О Й Книга книгой, а мозгами двигай.

М З Г А О А

М Д В И И

Г А Й.

4. Подведение итогов. ( 4 мин.)

ВЕДУЩИЙ: Внимание, последний ЛОТ продан. Аукцион закрывается, спасибо за активное участие в распродаже.


«Банкир»: зачитывает список проданных ЛОТов (кому и за какую сумму был продан каждый ЛОТ), Объявляются результаты аукциона.


Ведущий: Подводит итоги. За активное участие в подготовке и проведении аукциона «банкиру» и «купцам» выставляется оценка «5». Самые дорогие ЛОТы были куплены _____ «акционерным обществом», им ставится оценка «5», большое спасибо за внесённые средства другому «акционерному обществу», им ставится оценка «4».

  • Чем вам понравился урок?

  • Что у вас не получилось, почему?

  • Какие будут предложения?





























СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Количества и сумм продажи ЛОТов.


ЛОТ

1

ЛОТ №2

ЛОТ №3

ЛОТ №4

ЛОТ №5

ЛОТ

6

ЛОТ

7

ИТОГ

АО

«АЛЬЯНС»









АО «ГЛАДИАТОР»










Сводная ведомость на ЛОТ № 1.

вопроса

«да»

«нет»

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



Вопросы к ЛОТу №1:

  1. Предложение, в котором две и более грамматических основ называется сложным.

  2. Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым.

  3. В сложноподчинённом и сложносочинённом предложении между частями сложного предложения ставится запятая.

  4. В сложносочинённом предложении отношения между частями сложного равноправны.

  5. В сложноподчинённом предложении главное предложение должно находиться всегда в начале предложения.

  6. Придаточные изъяснительные в СПП отвечают на вопросы косвенных падежей.

  7. Придаточные обстоятельственные делятся ещё на несколько видов.

  8. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопрос Куда? Зачем?

  9. В сложноподчинённом предложении главное с придаточным предложением соединяется только лишь при помощи союзов.

  10. В сложноподчинённом предложении придаточное предложение может находиться и в начале, и в середине и в конце предложения.





ЛОТ № 2.


1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

Вариант Г.

  1. В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце.

  2. Теперь море пшеницы шумит там где когда-то шла война.

  3. Сестра завела будильник потому что боялась проспать.

  4. Если бы ты выполнил мою просьбу я была бы тебе признательна.

  5. Когда бедная Мария увидела ребят сердце её сжалось от жалости.

Вариант А.

  1. Чтобы не заблудиться в лесу я беру с собою компас.

  2. Темнота сгустилась так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.

  3. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

  4. И Таня входит в дом пустой где жил когда-то мой герой.

  5. Он не просто заплакал как плачут городские дети он закричал громче горластого мужика.



1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце.



1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. Теперь море пшеницы шумит там где когда-то шла война.



1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. Сестра завела будильник потому что боялась проспать.



1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. Если бы ты выполнил мою просьбу я была бы тебе признательна.



1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. Когда бедная Мария увидела ребят сердце её сжалось от жалости.


1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. Чтобы не заблудиться в лесу я беру с собою компас.


1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. Темнота сгустилась так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.


1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.


1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. И Таня входит в дом пустой где жил когда-то мой герой.


1. Определить место придаточных предложений в СПП. 2. Правильно расставить знаки препинания. 3. Составить схемы предложений и указать вид придаточного.

  1. Он не просто заплакал как плачут городские дети он закричал громче горластого мужика.


ЛОТ №3.


Вариант Г.

Продолжите предложение и укажите вид придаточного.

1 Я не могу понять, …

2. Девушка так мило улыбалась, …

3. Нас направили на Дальний Восток, …

4. Мне было так хорошо, …

5.Сегодня я не получил хорошую оценку, …


Вариант А.

Придумайте начала предложений, укажите вид придаточных.

1. …, как будто хотел мне что-то сказать.

2. …, если мне сегодня повезёт.

3. …, где прошло моё детство.

4. …, потому что плохо подготовился к занятиям.

5. …, когда я пришёл домой.




Продолжите предложение и укажите вид придаточного.

1 Я не могу понять, …



Продолжите предложение и укажите вид придаточного.

2. Девушка так мило улыбалась, …



Продолжите предложение и укажите вид придаточного.

3. Нас направили на Дальний Восток, …



Продолжите предложение и укажите вид придаточного.

4. Мне было так хорошо, …



Продолжите предложение и укажите вид придаточного.

5.Сегодня я не получил хорошую оценку, …


Придумайте начала предложений, укажите вид придаточных.

1. … , как будто хотел мне что-то сказать.



Придумайте начала предложений, укажите вид придаточных.

2. … , если мне сегодня повезёт.



Придумайте начала предложений, укажите вид придаточных.

3. … , где прошло моё детство.



Придумайте начала предложений, укажите вид придаточных.

4. … , потому что плохо подготовился к занятиям.



Придумайте начала предложений, укажите вид придаточных.

5. … , когда я пришёл домой.



ЛОТ №5


На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.


Вариант Г: Сделайте синонимическую замену ССП на СПП с придаточным уступительным.




На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.


Вариант А: Сделайте синонимическую замену ССП на СПП с придаточным места.








ЛОТ №5


На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.


Вариант Г: Сделайте синонимическую замену ССП на СПП с придаточным уступительным.





На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.


Вариант А: Сделайте синонимическую замену ССП на СПП с придаточным места.









ЛОТ №6


Постройте схему и определите вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) данного предложения:


Вариант В: Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.





Постройте схему и определите вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) данного предложения:


Вариант А: Тебя я сонну застаю, когда свершают суд свирепый, когда читают приговор, когда готов отцу отпор.







ЛОТ №6


Постройте схему и определите вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) данного предложения:


Вариант В: Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.







Постройте схему и определите вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) данного предложения:


Вариант А: Тебя я сонну застаю, когда свершают суд свирепый, когда читают приговор, когда готов отцу отпор.















АО «Альянс»

Девиз:

« С пути не свернём, что ищем, найдём!»








АО «Гладиатор»

Девиз:

«Падать, вставать и не отступать».


14



Полный текст материала Урок-аукцион "Сложноподчиненные предложения" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Емельянович Ольга Анатольевна  Olga3158
09.11.2011 2 3483 805

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК