Разработка урока на тему "Язык- это окно в новый мир" в рамках элективного курса "Словари наши друзья" для 9 класса



Макамбаева Раиля Талгатовна- учитель русского языка и литературы МОУ Соснинская СОШ Балтасинского района РТ (урок в рамках элективного курса «Словари наши друзья», 9 класс)


Тема: «Язык - это окно в новый мир».

Цель. Донести до учащихся величие слова, роль и его значение в нашей речи и общении. Развитие навыков культуры речи учащихся.

Совершенствование навыков и умений учащихся работать со справочной литературой.

Интерес и любовь учащихся к русскому языку.


Оборудование: эпиграфы. «Язык всем знаниям и всей природе ключ» Г. Р.Державин.

«Язык- инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.» А. М.Горький.

« Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И.С.Тургенев, стенд «Занимательная грамматика».

Словарь: каламбур , тавтограмма, палиндромы, жаргон, сленг, арго, путаница, перевертыши. Справочная литература: разные словари.

План урока.

I. Оргмомент. Учитель.

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет .

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

II. Поэтическая минутка.

Словом можно убить , словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить, (эти строки В.Шефнера читает ученик наизусть)

III. Слово учителя.

Да велика сила слова. Оно может вселить радость и надежду, а может привести в отчаяние. Слово создает и разрушает, утверждает и опровергает, слово возвышает и унижает. Слово дает и отнимает. Еще древнегреческий баснописец. Эзоп говорил: «Язык - самое лучшее, что есть на свете и язык- самое худшее, что есть на свете.» Ребята, ответьте на вопрос: «Как понять это противоречие? (ответы учащихся) Работа со справочной литературой.

Определить значение слов по словарю Ожегова СИ., словарю иностранных слов, этимологическому словарю: каламбур, тавтограмма, палиндромы, жаргон, сленг, арго, путаница, перевертыши.

Задание 1.Игра в лото (Найди вторую половину.)
Не спеши языком- ( торопись делом)

Язык - это самое человечное, (что есть на свете)

Язык до Киева (доведет)

Язык твой- (враг твой)

От одного слова- (да навек ссора)

Слово пуще (стрелы разит)

Ласковое слово- (что вешний день)

Рана от сабли заживет, (а от языка - нет)


Задание 2.

А сейчас, ребята, докажем, что слово может развеселить нас. Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают ворота. Выхватил телегу конь из-под кнута. И давай дубасить ею ворота. Крыши испугались, сели на ворон. Избы убежали из деревни вон. (это веселые стихи-перевертыши) Ребята, попробуйте угадать стихотворные перевертыши: Недруг ночей наших нежных.(Подруга дней моих суровых) Жара и луна! Ночь ужасная!

(Мороз и солнце! День чудесный) Умер малыш с чужой малышкой (Жил старик со своей старухой). Стою на свободе в светлице сухой (Сижу за решеткой в темнице сырой)

Враги твои, ужасен наш разрыв. (Друзья мои, прекрасен наш союз) Лето, помещик, огорчаясь... (Зима, крестьяне, торжествуя...) Твой последний враг, твой враг дешевый. (Мой первый друг, мой друг бесценный)

Ты забываешь ужасную бесконечность (Я помню чудное мгновение). Ребята, как составлены перевертыши? (использовали антонимы).

Продолжаем, ребята, веселиться. Угадайте, почему так объяснил эти слова один находчивый человек.

Непутевый - тот, который не имеет путевки.

Непоседливый - еще не ставший седым.

Недельный - тот, который ничего не делает.

Недалекий человек - тот, который живет недалеко.

Застенчивый- сосед, живущий за стеной.

Баранка-жена барана.

Слепень-скульптор.(от лепить)

Свинец-детеныш свиньи

Леденец - холодильник (лёд) Строгая - столяр (строгать) Сметана - дворничиха (сметать) Кузница - жена кузнеца Кузнечик - сын кузнеца Прислониться - стоять около слона.

Что юмористического в этих словах ? (ответы учащихся: значение слова по корню)

Диалог.

  • Здравствуй!

  • Привет

  • Что это ты несешь?

  • Несу разные вещи.

  • Несуразные? Почему они несуразные?

  • Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!

Понял! Вот несу мел.

  • Что не сумел?

  • Отстань!

  • Да ведь ты говоришь «Не сумел»

  • Мел несу!!! Слушать надо! Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

  • Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

  • Какая жена? Это у Мишки - то жена? А ты шутник. Я сказал: «Ему

же надо будет, понадобится, значит.


Учитель: Это диалог, ребята, яркий пример каламбура в котором использованы сходно звучащие слова. Вы и сами можете привести примеры таких слов

На медведя вы ,сосна, Шишку бросили со сна, А на нас , а на нас Уроните ананас. Поэты использовали используют такие каламбуры в своих стихах. А теперь прочитайте задание

Задание 3

В четверг, четвертого числа, В четыре четверти часа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж -

Чрезвычайно чисто!

Петр Петрович пошел погулять.

Поймал попугая - понес продавать.

Просил полтину - получил половину. Чем интересна эта задание? (ответы учащихся- тавтограмма ) Выполнение задания 4

Задание 4

Ослышки

Травительство. Попировальная бумага. Заманчивое бредложение. Кабальное телевидение. Низкий поклеп вам. Гербокайф Премудрый фискал. Зверопой. Шарфоньер. Налогоплакальщик. Василиса принудная. Добромолец. Воокруженные силы. Зуборвачебный кабинет. Замучество. Древнивый муж. Срамовар.Блохматая собака. Дуля правды. Акционервное общество. Капитан дальнего плакания. Бомжественный вид. Мудонна (Учащиеся объясняют, как одна буква может изменить значение слова).

Физпауза.

(под музыку исполняются танцевальные движения)

Задание 5

Палиндромы

Я ем змея

Мыло - голым

Лилипут сома на мосту пилил

Сенсация ! Поп яйца снес.

Я не мил - и не женили меня.

Мастер жрет сам. Лапоть топал. А собака боса Я не стар брат Сеня. (Учащиеся доказывают, что это палиндромы)

Учитель:

Все найдешь в языке богатом: юмор, нежность и гневный меч.

Так зачем же чугунным матом уснащать человеческую речь? - говорил Э.Асадов.

Ребята, но в нашей речи еще ведь звучат слова, от которых заливаешься краской стыда, говорят: уши вянут от таких слов. По нормам литературного языка ими желательно не засорять свою речь.

  • Алло !

  • Хело, Как житейка?

  • Кайфово.

  • Слышь, айда в киношку сваляем!

  • А чё за кадр?

  • Да беспонтовый какой-то. Просто сходни, ходули разомнём.

  • Ну, если не прикольная киношка, лучше я телек поглазею.

  • Ну, валяй! А я смотаюсь.

  • О кей, пока! (Другой диалог)

  • Здорово, брат!

  • О, кореш! Да ты выглядишь супер, просто классно! Я балдею.

  • Браток, ты идешь сегодня на тусовку?

  • Нет, брат, у меня работа.

  • На тачку что ли зарабатываешь?

  • Не шуми, без базара.

  • Ну, я покатил.

Да, ребята такую речь мы слышим везде и всюду сейчас. Это

молодежный сленг, жаргон. А все - таки юношеский максимализм

допускает такую речь, но до поры до времени.

А наша речь должна быть выразительной, свободной от таких сленгов,

жаргонов.

Как можно заменить слова - сленги?
вау - (ой, ах, чудо, прекрасно, но молодежь еще

говорит потрясно),
балдеть - (нравится)

тусовка - (вечер, дискотека)

блеск - (красота)

круто - (хорошо)

фантастика - (чудо)

Ребята, культура речи человека - прямое отражение его внутренней культуры, его мыслей, чувств, отношения к людям. Между языком писателей и современным русским языком газет и журналов огромная разница. Богатую лексику не все могут освоить, а вот такая ненормированная речь осваивается легко. Послушайте, что говорили великие А.П. Чехов, И.С. Тургенев, А.И. Куприн о языке, (чтение учащимися их высказываний).

Выразительное чтение стихотворения В.Солоухина

«Слово»

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг , подумай - не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.

IV. Итог - обобщение.

Библия, Коран учат: «То, что испортишь словом, уже не поправишь мечом».

Доброе слово может делать чудеса. Велика сила и власть слова. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно.

Помните что в человеке все должно быть прекрасно. И язык тоже. Хорошее слово так же к лицу, как и улыбка или нарядный костюм. Слово -удивительный дар, которым обладает только человек.


Полный текст материала Разработка урока на тему "Язык- это окно в новый мир" в рамках элективного курса "Словари наши друзья" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Макамбаева Райля Талгатовна  Райлэ
13.11.2011 0 7296 602

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК