Пособие "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"; 11 класс


Азизова Елена Федоровна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №378 г. Москва



ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ЧАСТЬ С). КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ ТЕКСТА.





Задание части С – это задание с развернутым ответом, и оно представляет собой сочинение на основе прочитанного текста. Чтобы успешно выполнить эту часть ЕГЭ, необходимо очень внимательно прочитать текст, определить проблему, поднимаемую в этом тексте, обозначить авторскую позицию. Конечным итогом подготовительной работы будет написание сочинения по указанному материалу.

К такому сочинению предъявляются следующие требования:

-понимание содержания первичного текста ( проблематика, авторские аргументы);

-понимание позиции автора или рассказчика;

-личностная позиция учащегося ( согласие или несогласие с автором);

-аргументы из произведений художественной литературы, подтверждающие мнение учащегося;

-соответствие сочинения требованиям, предъявляемым к коммуникативным качествам речи: сочинение должно быть стройным композиционно, речь – правильной и связной.

РАБОТА НАД ПРОБЛЕМОЙ ТЕКСТА.

Проблема текста – это вопрос, над которым рассуждает автор. Выявить и сформулировать проблему – важный и ответственный этап работы над сочинением, потому что по всем остальным критериям учащийся будет работать только с этой проблемой: именно ее необходимо будет прокомментировать, выразить отношение автора к этой проблеме, высказать свое мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Как выявит проблему? Для этого необходимо помнить, что за конкретными поступками героев, фактами биографии разных людей, историческими событиями и многими другими сведениями необходимо увидеть общий вопрос , рассматриваемый автором. Например, в одном тексте рассказывается о загрязнении малых рек, в другом – о сокращении популяции какого-либо вида животных, в третьем – о быстром таянии ледников. Все эти тексты разные, однако связаны с одной и той же проблемой – неразумного вмешательства человека в жизнь природы. В более широком смысле это ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ.

В самом общем виде можно выделить следующие типы проблем:

-ФИЛОСОФСКИЕ;

-СОЦИАЛЬНЫЕ;

ПОЛИТИЧЕСКИЕ;

-НРАВСТВЕННЫЕ;

-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ;

-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ.

Для каждого типа проблем свойственны свои вопросы. Например, нравственные проблемы затрагивают духовную жизнь человека, взаимоотношения людей друг с другом (духовность и бездуховность, дружба и предательство, конфликт поколений (отцы и дети), доброта и жестокость и т.д.).

Философские проблемы затрагивают самые общие вопросы развития общества, природы, человека ( в чем заключается смысл жизни, познание и самопознание, свобода и ответственность, человек и история).

Эстетические проблемы это то, как человек воспринимает прекрасное и здесь можно говорить о роли книги в жизни человека, о массовой культуре, Интернете и телевидении, о воспитании эстетического вкуса и т.д.

Чтобы выявить проблему необходимо:

  1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.

  2. Определить, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках , отношениях.

  3. Определить, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (совесть, благородство, честь, равнодушие, эгоизм).

  4. Сформулировать проблему, используя выделенные ключевые слова.

Необходимо помнить о том, что в тексте может быть НЕСКОЛЬКО проблем, но на экзамене предлагается сформулировать ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ текста.

Учащийся может сформулировать проблему своими словами, возможно цитирование автора ,также допускается указание номера предложения из текста.

Задание 1.

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы.

  1. В чем опасность проявления равнодушия?

  2. В чем смысл человеческой жизни?

  3. Можно ли избежать техногенной катастрофы?

  4. Что значит быть воспитанным?

  5. Каковы основные качества интеллигентного человека?

Задание 2.

Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек выделяется как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творческое существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец, он создатель, он бог. Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

(Д.Гранин)

1. Что такое гармония?

2.Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3. Каковы границы познания окружающего мира?

4. Каковы перспективы технического прогресса?



Задание 3.

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.

(В. Солоухин)

1.Какова роль детства в жизни человека?

2. Почему все, что связано с детством, представляется интересным?

3. Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4. Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?



Задание 4.

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.

Для выполнения данного задания предлагается тест И.С. Тургенева «Русский язык».

Начиная письменную работу, руководствуйтесь типовыми конструкциями для формулировки проблемы. Примеры типовых конструкций.

Проблема (какая?) – сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, нерешенная и т.д.

Проблема (чего?) - воспитания, образования, героизма, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.



Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

Предложенный для анализа текст ( указать автора) посвящен проблеме…

Текст (указать автора) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

Как (зачем, почему)? Именно эта проблема привлекает внимание автора.

В тексте (указать автора ) поднимается проблема…



Источники информации:

  1. Л.Н.Федосеева, Русский язык. Комплексная подготовка. Айрис Пресс, Москва, 2010

  2. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич, Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион-М, Ростов - на – Дону, 2010

  3. И.П. Цыбулько, В.Н.Александров и др. Федеральный институт педагогических измерений. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. Москва, 2007






Полный текст материала Пособие "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Азизова Елена Федоровна  Aleson
01.11.2011 0 5953 968

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК