Урок русского языка по теме "Комплексная подготовка к ГИА при изучении темы ССП"


Шлотгауэр Светлана Викторовна

МОУ «Гимназия№1»

Учитель русского языка и литературы







Урок по русскому языку по теме:

СПП с несколькими придаточными

Цели урока:


  • Образовательные:

-продолжить подготовку к государственной итоговой аттестации ;

- систематизировать и обобщить знания по темам: «Орфограммы - гласные в корне слова» ( Б2, ч.2 ГИА ), «Приставки, их правописание» ( Б3, ч.2 ГИА), «Правописание глагола и его форм» ( Б4, ч.2 ГИА), «Виды связи в предложениях с несколькими придаточными» ( Б14,ч.2 ГИА);

- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;

  • Развивающие:

- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;

- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- формировать умение пользоваться справочными пособиями;

- формировать навыки исследовательской работы;

  • Воспитывающие:

- воспитывать любовь к родному русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Оборудование урока:


- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы;


Ход урока:


  1. Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации, и работать мы сегодня будем с частью Б. Наша задача- повторить ранее изученный материал по заданиям А7, Б1, Б2, Б3 и Б4 и систематизировать знания по заданию Б14, так как оно совпадает с изучаемой нами темой.

Итак, объем работы достаточный, поэтому приступим. Запишем в тетрадях число и тему урока.


  1. Проверка домашнего задания


Мы начинаем с повторения выразительно- изобразительных средств русского языка.

Вопрос- в каком задании из части А содержится данная тема? (А7). Перед вами на доске тропы и фигуры речи. Что такое тропы? (слова и словосочетания в переносном значении). А фигуры речи? ( стилистические приемы, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении). Итак, цифровой диктант. Я даю определения, вы в соответствующую колонку разносите цифры, для контроля один ученик работает у доски (см.Приложение 1). Проверка. Теорию мы вспомнили, теперь переходим к практике - проверяем домашнее задание. Вы должны были найти из художественных произведений примеры использования тропов и фигур речи. (Проверка домашнего задания)


    • Небольшая разминка по Б1


Вопрос – что включает в себя это задание? ( Замена стилистически нейтральной лексики на стилистически окрашенную и наоборот). См.Приложение 2


  1. Опрос


Повторяем ранее изученное. Индивидуальная работа у доски. Предложен текст, из которого ученик выписывает слова с чередующимися гласными в корне, распределяя их по группам (Б2). Из этого же текста второй ученик выписывает слова с орфограммой в приставках, также распределяя их по группам (Б3).(См.Приложение 3) Параллельно с ними на месте это же задание делают 2 эксперта. После того, как работа у доски будет закончена, они сверяют свои работы с работами на доске. А класс с третьим учеником работает по заданию Б4- это правописание глагола и его форм (см.Приложение 4). Проверка. Проверка индивидуальных заданий.


  1. Новый материал


Итак, ребята. Теперь давайте вспомним, какие виды подчинительной связи возможны в предложениях с несколькими придаточными. На доске я представлю вам схемы предложений, а вы в это время вспоминаете вид подчинения. Следующий вид нашей работы - работа в группах. Мы обращаемся к заданию Б14 ГИА. Первая группа работает с первым вариантом теста. Задача- найти предложение с однородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вторая группа - найти во втором варианте теста предложение с последовательным подчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Третья группа – найти в пятом варианте теста предложение с неоднородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. После того, как работа будет выполнена, эксперты от каждой группы выходят к доске и показывают результаты своей работы. (работа выполняется по «Тренировочным вариантам экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме»/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. –М.:АСТ:Астрель, 2009 )


  1. Закрепление


Теперь каждая группа получает задания: находит в тексте предложения и составляет их схемы.1я группа- с последовательным и параллельным подчинением, 2я- с параллельным и однородным, 3я- с однородным и последовательным подчинением. См. Приложение 5. Проверка.


  1. Итоги урока


Итак, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, вспомнив ранее изученное (А7-Б4) и освоив новую для нас тему СПП с несколькими придаточными. Закреплять эту тему и углубляться в нее мы будем на следующем занятии. Мы рассмотрим СПП с разными комбинациями сочетания соподчинения и последовательного подчинения.



  1. Домашнее задание


1- выписать из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 3 предложения с параллельным, однородным и последовательным подчинением, составить их схемы.2- выписать из предложений 8 словосочетаний и определить их тип грамматической связи, совершив, где возможно, замену на синонимические словосочетания.





Использованные материалы:


«Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме»/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. –М.:АСТ:Астрель, 2011)

































Приложение 1


ГИА-А7


Тропы: Фигуры речи:

  1. Эпитет

  2. Сравнение

  3. Метафора

  4. Метонимия

  5. Синекдоха

  6. Гипербола

  7. Литота

  8. Олицетворение

  9. Перифраз(а)


  1. Анафора

  2. Параллелизм

  3. Антитеза

  4. Градация

  5. Инверсия

  6. Риторический вопрос

  7. Риторическое обращение

  8. Многосоюзие

  9. Бессоюзие



Вопросы к цифровому диктанту:


  1. Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.

  2. Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

  3. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д.

  4. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.

  5. Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.

  6. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

  7. Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

  8. Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.


Ключи:


Тропы:

7

3

5

1

9


Фигуры:

3

4

2

Приложение 2


ГИА- Б1


Замените слово домище на стилистически нейтральное (большой дом)/слово официально-делового стиля (большое строение);

слово поговорить на стилистически окрашенное (поболтать).





Приложение 3


ГИА- Б2


Фонтан в центре города

(1)Девочка ждет начала.

(2)Вот струи приседают и прожектора пригасают, а музыка дает вступление. (3)Из середины взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, невидная своим бесцветным стволом, но озаряющая окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (4)И вот уже по всей окружности вокруг нее, чуть склоняясь каждая в свою сторону, возникают еще струи. (5)Добавляется центральных струй, и они закрывают пространство от центра до краев. (6)А когда они вновь разрежены, то все это пространство заполнено прекрасными огромными цветами из воды…

(7)Запомнить бы вот это- порыв ветра, как он наклоняет и треплет заросли воды, а при этом нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой.

(8)Вот затихло, и музыка притихает, чувствуя, что не она здесь главная. (9)Вот нарастает звучание воды, выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (10)И вся вода поднимается, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот- вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.


Задание:


1)Выпишите все слова с чередующимися безударными гласными в корне. Распределите их по группам в зависимости от условия проверки.



Приложение 3


ГИА-Б3


Фонтан в центре города


(1)Девочка ждет начала.

(2)Вот струи приседают и прожектора пригасают, а музыка дает вступление. (3)Из середины взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, невидная своим бесцветным стволом, но озаряющая окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (4)И вот уже по всей окружности вокруг нее, чуть склоняясь каждая в свою сторону, возникают еще струи. (5)Добавляется центральных струй, и они закрывают пространство от центра до краев. (6)А когда они вновь разрежены, то все это пространство заполнено прекрасными огромными цветами из воды…

(7)Запомнить бы вот это- порыв ветра, как он наклоняет и треплет заросли воды, а при этом нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой.

(8)Вот затихло, и музыка притихает, чувствуя, что не она здесь главная. (9)Вот нарастает звучание воды, выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (10)И вся вода поднимается, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот- вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.


Задание:


1) Выпишите из текста все слова с приставками, правописание которых зависит от глухости/звонкости звука, который обозначает последующая буква.

2) Выпишите из текста все слова с приставкой ПРИ-. Объясните правописание приставки в них.



Приложение 4


ГИА-Б4


Работа у доски


Лукав...вший, неопису...емый, всхлипыва...шь, расклан...вшийся; вывал...нная в пыли одежда, пристрел...нное оружие, недовеш...нное белье, смеш...нные браки; увенч...ный славой корабль, поля засе...ны, выкач...нный из ворот мяч, свал...нный в угол хлам, вкач...нный в шар воздух; бор...щийся, стел...щийся, постро...в, засе...в.




Приложение 5


Однородное соподчинение


[ ], ( где) и ( где)


Неоднородное соподчинение ( параллельное )


( когда), [ ], ( который )


Последовательное подчинение


[ ], ( откуда), (где )






Полный текст материала Урок русского языка по теме "Комплексная подготовка к ГИА при изучении темы ССП" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шлотгауэр Светлана Викторовна  svet1970
18.11.2011 0 5676 1103

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК