Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"; 5 класс


5-й класс

Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация».

( Автор учебника Т.А. Ладыженская и другие)

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить знания учащихся по синтаксису;

  2. проверить степень овладения пунктуацией;

  3. воспитание правил хорошего тона.

Эпиграф:

Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

( Сервантес).

Ход урока.

1. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости. А пока в будущем вас ждет много интересных дел. Вы закончите школу, станете строителями, шоферами, врачами, учителями. Но кем бы вы ни стали, прежде вы должны вырасти по-настоящему хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными.

2. Обращение к записи на доске.

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали.

- Здравствуйте!-

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? ( В. Солоухин)

- О чем говорится в стихотворении?

-Кого называют вежливым?

-Есть ли у вас в классе вежливые ученики?

3.Записать предложения, объяснить знаки препинания, сделать грамматический разбор. Объяснить значение пословиц.

От вежливых слов язык не отсохнет. Сила воли - ценнейшее качество человека. Счастье человека – это уменье трудиться. Куда бы ни пришел вежливый человек, он всегда должен здороваться. Вежливости открываются все двери.

Одновременно четыре ученика получили индивидуальные задания.

1. Подготовьте устное лингвистическое сочинение на тему «Словосочетание и предложение».

Словосочетание и предложение

Вопросы

Словосочетание

Предложение

Какова роль в языке?



Имеет ли интонацию сообщения?



Каково строение?



Как связываются слова?



2. Подготовьте лингвистическое сочинение на тему «Члены предложения»


Члены предложения


Главные

Второстепенные

Вопросы.

Подле-

жащее

Сказу-

емое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Что обозначает?






На какие во-

просы отвеча-ет?






Чем выражается?






3. Заполните таблицу всеми возможными вариантами схем осложненных предложений.

Осложенное предложение

Вопросы

Однородные члены

Обращение

Как найти в предложении?



Для чего служат?



Какие знаки препинания

используются?



4. Подготовьте лингвистическое сочинение на тему «Простое и сложное предложение»

Простое и сложное предложение

Вопросы

Простое

Сложное

Как отличить простое предложение от

сложного?



Какие расставить знаки препинания?



Ответы учеников по таблицам.

4. На доске заранее написаны предложения. Учащиеся должны найти обращения и охарактеризовать предложения.

От души желаю вам, хорошие маленькие ребята, будьте всю жизнь чуткими и отзывчивыми к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга, друзья! Дорогие дети, крепко жму ваши лапки, да будут они честными и сильными. (М.Горький)

5. Развитие речи. Скоро Новый год. Вы должны поздравить своих друзей, родителей, бабушек, дедушек и не забудьте поздравить учителей. Давайте напишем поздравления.

6. Игра «Минутка вежливости». Игра заключается в том, что учитель поясняет детям ситуацию, а они хором добавляют «волшебные слова».

Учитель: Если тебе помогли, передали нужную вещь, сделали подарок, всегда говори…

- Спасибо.

- Поле еды скажи..

- Спасибо

тому, кто тебя накормил. Если спасибо сказали тебе, ты ответь…

- Пожалуйста.

- Предлагая или передавая что-либо взрослому или своему товарищу, не забудь сказать…

- Пожалуйста.

- Например, садитесь…

- Пожалуйста.

- Возьмите…

- Пожалуйста.

- Если просишь позвать кого-нибудь к телефону, не забывай добавить слово…

- Пожалуйста.

- Если задел кого-нибудь, что- то уронил, надо…

- Извиниться.

- Проснувшись, говори родным…

- Доброе утро.

- Вечером, ложась спать…

- Спокойной ночи.

-Уходя из школы, не забудь сказать…

- До свидания.

7. Зрительный диктант с последующей самопроверкой.

С добрым утром!

Шла вчера я по Садовой, Я спросила: «Это мне?»

так была удивлена - Улыбнулся он в окне,

паренек белоголовый Закричал еще кому-то:

закричал мне из окна: «С добрым утром! С добрым утром!»

«С добрым утром! С добрым утром!» (А. Барто.)

Физкультминутка.

8. Запишите предложения, определите структуру предложения, составьте схемы.

Каждый ученик должен являться в школу чистым, опрятным и причесанным. Красив тот, кто красиво поступает. У грубого, невоспитанного человека не бывает друга. Старик не успел рассердиться, как Вова быстро извинился. Папа разбил драгоценную вазу, и бабушка с мамой нахмурились сразу. ( А.Барто.) Плохо быть невнимательным к людям, но неприятна и назойливость. Не впадайте в панику, если вы вдруг совершили какую-то оплошность. Вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми: добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными.

Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан.

9. Выполнение тестов по вариантам.

Вариант 1

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) хочу благодарить

2) добрый вечер

3) он улыбается

4) устойчивые выражения

А2. Укажите грамматическую основу предложения.

Люди при встрече должны здороваться, то есть желать друг другу здоровья.

А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Я хочу быть культурным и говорить вежливые слова.

2)По части вежливости лучше пересолить ,чем недосолить.

3) Поступишь ты вежливо, и мудро, если, проснувшись, скажешь: «Доброе утро».

4) Молодой человек первым здоровается с женщинами, со старшими по возрасту и положению.

А4. Какое предложение простое?

1) А если вечером я друга встречу, ему скажу я: «Добрый вечер»

2) В прошлом веке вызывали на дуэль тех, кто не здоровался со знакомыми.

3) Маша всегда здоровается приветливо и отчетливо.

4) Я хочу усвоить и запомнить все эти правила, чтобы быть воспитанным человеком.

А5 В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

1) Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном. (В. Масс, М. Червинский).

2) Когда ты хочешь молвить слово мой друг подумай, не спеши. (Ф.Васильев)

А6. Напишите, каким по цели высказывания является предложение?

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

В1. Запишите текст рассказа с учетом знаков препинания при диалоге. Передайте содержание рассказа, заменив прямую речь косвенной.

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пошла к чижу. Пора тебе, чиж, петь. Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. (Л.Н,Толстой)

Вариант 2

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) воспитанный человек

2) сказать при встрече

3) я улыбаюсь

4) руку протягивает

А2. Укажите грамматическую основу в предложении.

Я перед всеми ребятами сдам зачет по правилам приветствия.

А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1).Первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

2).И каждый становится добрым, доверчивым.

3). У каждого народа свои обычаи, традиции, и правила приветствия.

4). Нас всюду окружают люди: добрые и злые, жадные и милосердные, грубые и алчные.

А4. Какое предложение простое?

1).Я слышал, что в какой-то стране люди при встрече дружески трутся носами.

2). Вова сейчас много трудиться над собой, следит за своей речью и учит этому всех приятелей.

3). Девочка первой подает руку мальчику, когда они знакомятся.

4). Если вас не затруднит, подвиньтесь , пожалуйста.

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

1). Дорогая Наташа! Большого счастья в Новом году.

2) Друзья мои следуйте хорошему примеру, продляйте добрым словом жизнь людей.

А6. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.

Не будете ли вы так добры уступить мне место?

В1. Запишите текст рассказа с учетом знаков препинания при диалоге. Передайте содержание рассказа, заменив прямую речь косвенной.

Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут. (Л.Н,Толстой).

10 Итог урока.

11 Домашнее задание: подготовиться писать стихотворение «С добрым утром!» по памяти.








Автор: Пономарёва Юлия Вениаминовна.

Место работы: МОУ СОШ д. Среднее Кечёво, Малопургинский район, УР.

Должность: учитель русского языка и литературы.

Дополнительные сведения:














































Список литературы.


  1. Собственная разработка.




Полный текст материала Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пономарева Юлия Вениаминовна  y-ponomareva
03.01.2012 1 3745 932

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 Nike_Pashkov • 00:24, 10.02.2012
Свидетельство №1705/2012