Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе по теме "Обобщающее слово при однородных членах предложения"











Урок русского языка

в 8-ом классе по теме:







« ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО

ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ »









Учитель русского языка и литературе МБОУ Михайловской СОШ Красносулинского района Ростовской области: Агапова Т. Н.

ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить работу по формированию умений находить в предложении однородные члены;

  • совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения;

  • продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

  • развивать у учащихся критическое мышление;

  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • повышать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА


  1. Организация начала урока.

  2. Целеполагание.

  3. Орфографическая диктовка. (Слайд № 2)

От.. епель, мало(по)малу, бе(з, с)сердечный, пр..колотить, опас..ный, м..рские границ.., (разно)цветный, интер..ер, сезо(н, нн) туман, (н..)кто (не)знал,(не)с кем обсудить.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор орфограммы.

С любым из слов или словосочетаний устно составьте предложение с однородными членами. Свой пример аргументируйте.


  1. Работа по повторению изученного материала.


Фронтальный опрос. (осуществляется на основе материала, который бал дан учащимся для повторения)

  • Какие члены предложения называются однородными?

  • Расскажите о средствах связи однородных членов в предложении?

  • Какова роль обобщающего слова в предложениях с однородными членами?

  • От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

  • На каждый вопрос дайте аргументированный ответ.


Работа со Слайдом № 3.

Рассмотрите рисунки. Распределите их на группы, к каждой из которых подберите обобщающее слово. Устно составьте предложения. (учащиеся выполняют работу в группах).


Работа с эпиграфом. (Слайд № 4)

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания А . П. Чехова?

Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения. Спишите, графически обозначая постановку знаков препинания. Из предложенных схем выберите ту, которая подходит к данному предложению.


Таблица-памятка (раздаточный материал)

Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах


Место обобщающего слова


Пример

Схема

Впереди однородных членов предложения


В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы.



: , , .

После однородных членов предложения


В лесах, на лугах, в поляхвсюду лежит снег.


, , - .

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается


Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе.


: , , - … .



Работа с текстом упражнения 179.

Прочитайте предложения. Устно объясните постановку знаков препинания. Составьте и запишите схемы предложений.


Творческая работа. (Слайд № 5)

Дополните предложения однородными членами.

Все: ………….., - любят читать сказки.

В поход мы взяли только необходимое:

…………………, - каждый может стать победителем олимпиады.


Дифференцированная работа.


Учащиеся первой группы работают с текстом упражнения 183 ( 1, 4 предложения)

Учащиеся второй группы выполняют задание повышенной трудности. ( Слайд № 6, 7 )

Обращается внимание на то, что предложения осложнены дополнительными пунктограммами.


Задание повышенной трудности.

Все у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вина не только не могло назваться первостепенным но даже и во вторую степень не годилось.

Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы.



Сопоставительный анализ предложений. (Слайд № 8)

Сопоставьте пары предложений, разобрав их по членам предложения. Графически объясните постановку знаков препинания. (задание выполняется устно)

1) Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке.
2) Иванов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса. 3) Береза, рябина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле наших домов.


Найди и исправь ошибку!!! (Слайд № 8)

Выпишите только те предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

  • И тополь, и потемневшая от влаги кровля, и ноздреватый снег: все дышит первыми весенними запахами.

  • В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

  • Из под снега виднелись разные предметы: самовар, кадка и еще кой-какие коробочки.

  • Все: и товарищи, и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.



  1. Подведение итогов.

От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

Выполнение каких заданий было для вас интересным?

Что осталась непонятным и требует дополнительной работы?

  1. Задание на дом.



Комплексная работа с текстом (в форме ГИА). (раздаточный материал)

(1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.

(6)Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие

(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.

(10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.


  1. Озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Какова основная мысль текста?

  4. Выполните задания к тексту. Ответы запишите.



B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения.

Ответ: ________________________

В2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Ответ: ______________________________________

В3. Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается.

Ответ ____________________

В4. Составьте схему 4-го предложения.

В5. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10.

В6. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.













Список используемой литературы:

  1. Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации в 5-9 классах. Москва. Просвещение. 1999.


  1. Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис-Пресс. 2005.


  1. О. А. Кудинова, Б. С. Юнусова. Русский язык. Контрольные работы. 6-7 классы. Москва. Эксмо. 2007.


Таблица-памятка (раздаточный материал)

Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах


Место обобщающего слова


Пример

Схема

Впереди однородных членов предложения


В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы.



: , , .

После однородных членов предложения


В лесах, на лугах, в поляхвсюду лежит снег.


, , - .

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается


Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе.


: , , - … .



ФИО учащегося ____________________________

Дата ___________________





Комплексная работа с текстом (в форме ГИА). (раздаточный материал)

(1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.

(6)Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие

(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.

(10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.


  1. Озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Какова основная мысль текста?

  4. Выполните задания к тексту. Ответы запишите.



B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения.

Ответ: ________________________

В2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Ответ: ______________________________________

В3. Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается.

Ответ ____________________

В4. Составьте схему 4-го предложения.

В5. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10.

В6. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.



Слайд 1
Слайд 2
Орфографическая диктовка От..епель, мало(по)малу, бе(з, с)сердечный, пр..колотить, опас..ный, м..рские границ.., (разно)цветный, интер..ер, сезо(н, нн) туман, (н..)кто (не)знал,(не)с кем обсудить. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор орфограммы.
Слайд 3
РАСПРЕДЕЛИТЕ РИСУНКИ НА ГРУППЫ. К КАЖДОЙ ИЗ ГРУПП ПОДБЕРИТЕ ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО
Слайд 4
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов И :и ,и ,и ,и ,и ,и ,и - . .
Слайд 5
ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ. Все: ………….., - любят читать сказки. В поход мы взяли только необходимое: …………………, - каждый может стать победителем олимпиады.
Слайд 6
Все у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вина не только не могло назваться первостепенным но даже и во вторую степень не годилось. Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.
Слайд 7
Все мебель, и не могло но даже годилось. у него в доме: и музыка, и кушанья, и вина - не только назваться первостепенным, и во вторую степень не Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие сучья. :и или ,и , или ,и ,и -…. , или , или .
Слайд 8
•. . ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО ТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ДОПУЩЕНЫ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ. • И тополь, и потемневшая от влаги кровля, и ноздреватый снег: все дышит первыми весенними запахами. • В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто. • Из под снега виднелись разные предметы: самовар, кадка и еще кой-какие коробочки. • Все: и товарищи, и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.
Слайд 9
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Береза,ложь, Лесть, Иванов, рябина, Николаев предательство клен, и Смирнов черемуха – самые – отвратительные отличники лиственные нашего деревья. пороки. класса. Лесть,смотр На Береза, ложь, рябина,предательство приехали клен, черемуха Иванов, –– все самые Николаев эти лиственные отвратительные и Смирнов деревья – пороки все высажены отличники были в этом человеке. нашего возле наших класса. домов.
Слайд 10
Задание на дом: работа с текстом
Слайд 11
Ссылки на используемые объекты: • • • • • • • • • http://ju-ju85.livejournal.com/198512.html http://finance-and-business.ru/page/14 http://www.mikmar.ru/engine/glossary/elitnye_kresla.html http://kartinki-risunki.ru/node/30318 http://www.world-of-love.ru/forum/blog.php?b=4047 http://allday.ru/index.php?cstart=8695& http://www.athea.ru/photo.php?u=114796&mode=pic&id=197721 http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=96667 http://www.animalgrad.ru/page/wallpapers_wild

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе по теме "Обобщающее слово при однородных членах предложения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агапова Татьяна Николаевна  АгаповаТатьяна
07.01.2012 0 11513 2255

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК