Конспект урока по развитию речи "Почему нужно беречь книгу? Сочинение-рассуждение в 5 классе"


Конспект урока по развитию речи с использованием мультимедийного комплекса

Подготовка к написанию сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения «Почему нужно беречь книгу?»


Тема: подготовка к сочинению повествовательного характера с элементами рассуждения.

Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения.

Задачи: 1. научить учащихся правильно рассуждать, выстраивать текст сочинения;

2. развить устную и письменную речь учащихся;

3. воспитывать языковое чутье школьников, любовь к языку.


Ход урока


I. Организационный момент

Установить порядок. Целеполагание: повторить типы текста, подготовиться к сочинению.

II. Повторение

  1. Опрос

Вспомним, что такое текст и какие типы текста вы знаете? /слайд 2/

Что такое повествование? /слайд 3/

Что такое описание? /слайд 4/

Что такое рассуждение? /слайд 5/

Вспомним, по какой схеме выстраивается рассуждение? /слайд 6/

На данный вопрос начала отвечают ученики, затем их ответ

сравнивается с текстом слайда.

  1. Тренировочное упражнение

Попробуем с вами порассуждать. Докажем, что бережный – имя

прилагательное. /Работает класс, затем сравнивают с текстом слайда. Запись в тетради/

  1. Выделим тезис /слайд 7/

  2. Теперь доказательства:

  1. что означает это слово? На какой вопрос отвечает? /слайд 8/

  2. что можно сказать о разрядах имени прилагательного? /слайд 9/

  3. как изменяется данное слово? /слайд 10/

  4. образуем краткие формы: бережен, бережна, бережно, бережны

  5. какую роль в предложении выполняет? /слайд 11/

  1. Сделаем вывод: слово бережный – имя прилагательное, потому что обладает всеми признаками данной части речи.


III. Анализ ученического сочинения

Учащиеся читают предложенный текст.

Вопросы к тексту:

  1. Какого типа данный текст? Докажите.

  2. Как автор доказывает свою точку зрения?

  3. Какие еще доказательства можно привести? (Труд не только автора, но и редакторов, художников, корректоров, работников легкой и химической промышленности)


Словарная работа

Редактор– человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати, руководит изданием книги.

Корректор – работник издательства, газет или типографии, который исправляет ошибки на оттиске набора, а также самый оттиск.


Итак, как вы построите свое сочинение? Попробуем составить план сочинения.

  1. Призыв беречь книгу

  2. Почему книга требует бережного обращения?

  3. Берегите, люди, книгу!

Открываем тетради для контрольных работ, записываем число, тему сочинения: «Почему нужно беречь книгу?», план.


  1. Домашнее задание.

Написать сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения «Почему нужно беречь книгу?».


Почему нужно беречь книгу?

Герои повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» - Костя Шишкин, Витя и его сестренка-третьеклассница Лика – долго думали, как объяснить ребятам, чтобы они берегли книги. И, наконец, Лика предложила написать такой плакат: «Книга – твой друг. Береги книгу». Витя подумал и сказал: «По-моему, это подойдет. Книга – друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, ее нужно беречь как друга».

Витя, конечно, прав, но книгу нужно беречь не только потому, что она, как друг, учит хорошему. Учит нас содержание книги, а в ней, кроме содержания, важно и оформление. Наверное, у каждого человека есть любимые книги, которые дороги ему не только содержанием, но и всем своим видом. Если книга не только интересна, но и красива, с оригинальными рисунками, яркими фотографиями, в любимом переплете, то ее с особым чувством берешь в руки.

Сейчас практически все книги существуют в электронном варианте, но, я думаю, что приятнее, когда на полке стоит любимая книга, а не диск с записью текста.

Чтобы напечатать книгу, нужна бумага. Ее изготовление – большой труд. Сначала нужно вырастить деревья, потом, к сожалению, их срубить. Поэтому, чем бережнее мы будем обращаться с книгами, тем меньше деревьев потребуется на бумагу, чтобы их переиздавать.

Итак, книга - лучший друг. Она результат огромного труда. Вот почему ее надо беречь.









Почему нужно беречь книгу?

Герои повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» - Костя Шишкин, Витя и его сестренка-третьеклассница Лика – долго думали, как объяснить ребятам, чтобы они берегли книги. И, наконец, Лика предложила написать такой плакат: «Книга – твой друг. Береги книгу». Витя подумал и сказал: «По-моему, это подойдет. Книга – друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, ее нужно беречь как друга».

Витя, конечно, прав, но книгу нужно беречь не только потому, что она, как друг, учит хорошему. Учит нас содержание книги, а в ней, кроме содержания, важно и оформление. Наверное, у каждого человека есть любимые книги, которые дороги ему не только содержанием, но и всем своим видом. Если книга не только интересна, но и красива, с оригинальными рисунками, яркими фотографиями, в любимом переплете, то ее с особым чувством берешь в руки.

Сейчас практически все книги существуют в электронном варианте, но, я думаю, что приятнее, когда на полке стоит любимая книга, а не диск с записью текста.

Чтобы напечатать книгу, нужна бумага. Ее изготовление – большой труд. Сначала нужно вырастить деревья, потом, к сожалению, их срубить. Поэтому, чем бережнее мы будем обращаться с книгами, тем меньше деревьев потребуется на бумагу, чтобы их переиздавать.

Итак, книга - лучший друг. Она результат огромного труда. Вот почему ее надо беречь.


Слайд 1
Подготовка к сочинению повествовательного характера с элементами рассуждения
Слайд 2
Типы текста повествование описание рассуждение
Слайд 3
Повествование Повествовать – значит рассказывать. При повествовании ставится вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Слайд 4
Описание При описании называется предмет (тема текста) и указываются (описываются) его признаки.
Слайд 5
Рассуждение Рассуждать – значит доказывать. Рассуждение – это тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Слайд 6
Схема рассуждения ТЕЗИС - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - ВЫВОД
Слайд 7
Тезис: бережный – имя прилагательное
Слайд 8
Доказательства 1) Оно обозначает признак предмета в грамматическом смысле этого слова. К нему можно задать вопрос какой?
Слайд 9
2) Это слово относится к одному из трех разрядов прилагательных – качественное.
Слайд 10
3) Слово бережный изменяется по родам: бережное отношение, бережная забота, бережный уход; по падежам: бережного, бережному; по числам: бережное отношение, бережные прикосновения
Слайд 11
4) В предложении слово бережный чаще всего является определением или сказуемым, например: книги требуют бережного к себе отношения (опред.); отношение было бережное (сказуемое)
Слайд 12
Вывод Бережный – имя прилагательное, потому что обладает всеми признаками данной части речи.
Слайд 13
ПЛАН 1. 2. 3. Призыв беречь книгу Почему книга требует бережного обращения? Берегите, люди, книгу!

Полный текст материала Конспект урока по развитию речи "Почему нужно беречь книгу? Сочинение-рассуждение в 5 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Василевская Анастасия Сергеевна  solny6cko
13.02.2012 3 26846 3923

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 solny6cko • 07:23, 11.05.2012
Рада помочь
avatar
1 scholl • 22:56, 09.05.2012
Спасибо за разработку такого нужного урока. Интересно было его проводить. Разнообразные методы по развитию речи мы использовали при повторении .Удачи Вам.О.И