Конспект урока литературы по теме "А мы войны, представь себе, не знали" для 11 класса


Автор

Смирнова Нина Витальевна

Место работы

МО Кировский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное образовательное учреждение «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Название работы

Педагогическая мастерская «А мы войны, представь себе, не знали…»

Тема урока

Тема Великой Отечественной войны в произведениях писателей-фронтовиков


Цели урока

образовательные: дать обзор произведений о Великой Отечественной войне, осмыслить подвиг и трагедию народа в годы войны, нашедших отражение в «лейтенантской прозе»;


развивающие: формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений; учить создавать текст на основе ассоциативных и логических связей; совершенствовать умения и навыки самостоятельной поисковой работы Интернет-ресурсов;

воспитательные: формировать чувства патриотизма и исторической памяти; воспитывать культуру мышления и общения;

воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к

переживанию и сопереживанию.


Тип урока

Педагогическая мастерская построения знаний


Форма обучения

индивидуальная, групповая, включающая межгрупповую

социализацию, самокоррекция деятельности, рефлексия.

Методы работы

словесный, наглядно-иллюстративный, проблемно - поисковый, творческого письма.


Место урока

11 класс. Тема «Великая Отечественная война и литература»

Лейтенантская проза (обзор, .)


Оборудование

компьютер с проектором;

эпиграф (Г. Суворов);

стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики»;

репродукции картин на тему Великой Отечественной войны; визитные карточки писателей;

рассказ В.Быкова «Полководец»(25 экземпляров);

текст стихотворения «Родина» А.Иванова;

раздаточный материал (5 вариантов вопросов по тексту рассказа «Полководец»).



Пояснительная записка

В условиях современных глобальных перемен в обществе: социальных, экономических, экологических – особую значимость приобретает гуманизация образования. Цель ее – воспитание личности творческой, самостоятельной, свободной, способной к саморазвитию и самореализации.

Существующая система образования в значительной мере построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим «приобретением». Такой характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека. Традиционная форма обучения, даже самая лучшая, несет в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Учитель ведет за собой к истине, а дело ученика – ее понять и подтвердить.

Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации учебно- воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и ученика, дарит радость сотворчества, « создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».

Мастерская - одна из основных форм образовательного процесса, которая применяется «Французской группой нового образования». ЖФЕН страстно стремится к тому, чтобы на заре третьего тысячелетия воспитывались и вырастали люди с новым менталитетом, лишенным рабского, исполнительского начала и основанном на глубокой вере в себя, в свои способности, на умении эти способности реализовывать во имя своего и общего счастья. Идеи и принципы педагогической системы ЖФЕН стали мне близки, поэтому я активно использую педагогическую мастерскую в учебном процессе.

Принципы построения мастерской

В основе организации педагогической мастерской лежат следующие гуманные принципы:

- равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию;

- ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску с помощью создания личностной мотивации.

- отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Стимул в работе – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

- сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения;

- важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики;

- предоставление участникам мастерской права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;

- нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и ее результаты.

Типы мастерских

По целям и способам деятельности выделяются такие типы мастерских:

  1. Педагогическая мастерская построения знаний.

  2. Педагогическая мастерская письма.

  3. Мастерская самопознания.

  4. Мастерская отношений и ценностных ориентаций.


На мой взгляд, мастерские письма на основе литературного текста и мастерские построения знаний являются наиболее важными в постижении общечеловеческих ценностей, выраженных в тексте художественного произведения, в освоении идейно-художественного богатства русской литературы. Мастерская письма обращена к внутреннему миру человека, в ней учитель выходит на глубинный уровень общения с учащимися и получает возможность развития творческих и гуманных отношений. Мною разработан специальный курс мастерских письма, который включен в систему уроков по развитию речи («Что есть красота и почему ее обожествляют люди?», »Волшебная птица творчества», «Письмо из детства» и др.). Сейчас я разрабатываю курс мастерских построения знаний («Планета людей», «Вандализм с «дочеловеческим лицом», «А мы войны, представь себе, не знали» и др).

Этапы мастерской

Индуктор (индукция – « наведение») – это начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. На уроке ученик слышит, что рассказывает учитель, видит демонстрацию чего-либо, но он не затронут личностно, не побужден к размышлению. На первом этапе мастерской построения знаний надо найти такое действие, чтобы каждый участник мастерской «зажил» в ней, ощутил предложенную тему как свою. С помощью индуктора мастер включает подсознание, сферу эмоций человека, зная, что заинтересованность появляется, когда приходит чувство.

Основные требования к индуктору:

  • должен актуализировать личный опыт участника мастерской;

  • должен быть связан с содержанием мастерской;

  • должен предоставлять участнику возможность выбора.


Один из принципов группы «Новое образование» - идти от ребенка, от его непроявленного интереса, от его подсознания, ведя к осознанию проблемы. Способ начать работать - это выйти из « подземелья своего воображения», считает Мишель Дюком – один из старейшин группы ЖФЭН. Поэтому Мастер апеллирует к ассоциативному и образному мышлению, задействует чувства, ощущения участников мастерской. Индуктором может быть слово, предмет, звук, символ, образ и др.


Создание творческого продукта. На этом этапе идет работа с материалом: произведениями живописи, с текстами, схемами. А затем следует создание творческого продукта: своего рисунка, текста, проекта…(деконструкция - реконструкция).

Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов.

Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать свое целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

Социализация. На этом этапе происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых группах, представление промежуточного, а затем и окончательного результата своего труда. Задача этого этапа состоит в том, чтобы не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

Афиширование – вывешивание произведений (текстов, рисунков, схем и пр.) и ознакомление с ними всех участников мастерской. Это может быть сочинение-эссе «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» или создание символического рисунка: каким вы себе представляете идеальный мир, в котором хотели бы жить.

Разрыв – кульминация творческого процесса. Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием, побуждающий к поиску ответов на возникшие вопросы. Появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, учебники, энциклопедии, компьютер.  

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процессов творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего эмоционального и интеллектуального движения. Формы рефлексии разнообразны, вот некоторые из них:

  • продолжите предложение: «Я сегодня понял…»;

  • ответьте на вопросы: «Какие мысли и чувства пережил в ходе мастерской? Какое сделал открытие?»;

  • создайте символический рисунок, передающий ваше ощущение после мастерской;

  • напишите сочинение - эссе «Я открываю…».

Каждая мастерская несет свой секрет, свою тайну познания и творчества. И тайна раскрывается только в том случае, если весь процесс пережит участниками мастерской вместе с Мастером. И тогда охватывает радость открытий, ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заменен другим, а контрастирует с ним и дополняет его. А истина, как белый цвет, достигается лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.





Свой добрый век мы прожили,

как люди, и для людей.

Г. Суворов


Индуктор. Звучит песня на слова стихотворения Б. Окуджавы « До свидания, мальчики».

*Индивидуальная работа.

Задание 1.

  • Война…напишите ассоциации к этому слову, прочитайте вслух, не повторяя тех слов, которые прозвучали; дополните список слов теми, каких у вас нет.

  • Подчеркните слова, наиболее важные для вас, объедините их в словосочетание, напишите на эту тему текст-миниатюру о войне.

  • Социализация. Чтение работ вслух.

Слово учителя. История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной Второй мировой войне, мир не знал никогда.

Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной кровавой метой пометив 40-е годы 20 столетия.

Великое событие 20 века нашло отражение в живописи, музыке, литературе.


Панорама войны

*Групповая работа.

Задание 2

Создайте панораму войны:

  • Выберите репродукцию картины о войне.

  • Нанесите на кальку ту часть картины, которая на вас произвела наиболее сильное впечатление.

  • Афиширование. Рисунки прикрепите на общий лист; обсудив в группе, выразите одним словом, какой увидели войну.

Слово учителя. Писатели, художники, композиторы – они стремились сказать нам правду о войне. Великую правду Победы. Во имя тех, кто пал в Бресте, на Волге, на ладожском льду, во имя мерзших в окопах под Ржевом, горевших в танках на Курской дуге, заживо гнивших в синявинских болотах, но не сделавших ни шагу назад.

«Окопная правда» лейтенантской прозы.

Слово учителя.

Скорбная статистика свидетельствует: среди фронтовиков 1922-23-24 годов рождения в живых осталось 3%. Это поколение тех, кому в 41-м не было 20, кто ушел на фронт прямо со школьной скамьи. Военные пути-дороги приведут их, молодых лейтенантов, выживших в этой страшной войне, в литературу. Они имели право писать о ней, потому что воевали, потому что знали правду о войне, видели ее из солдатского окопа на передовой.

*Групповая работа.

Задание 3

  • Озвучьте творческое домашнее задание: расскажите, какую правду о войне вы узнали из произведений писателей-фронтовиков, предварительно обсудив в группе, чью работу вы будете представлять.

  • Социализация. Выслушиваются сообщения по произведениям писателей-фронтовиков в различных жанрах (дневниковых записей, фронтового письма, презентации книги, заметок военного корреспондента, интервью).

  • В ходе сообщений демонстрируются визитные карточки писателей-фронтовиков:

Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, К.Воробьева, В.Кондратьева.

  • Обсудите в группе вопрос: что важного сказали писатели о войне? Озвучьте ответ.



«Сердца моего боль». Работа с текстом В.Быкова «Полководец».

Групповая и индивидуальная работа

Задание 4

  • Создайте версию рассказа по предложенным вопросам (группы получают разные варианты вопросов, версии озвучьте;

  • Сравните их с рассказом В. Быкова (читается рассказ «Полководец», выбирается та информация, которая является неожиданной, противоречит первоначальным представлениям);

  • Что нового, неизвестного о войне вы узнали из этого рассказа? как вы назовете этот рассказ?

  • В. Быков назвал рассказ «Полководец». Почему так?


Слово учителя

Сколько бы десятилетий ни отшумело над планетой, всегда будет приковано пристальное и благоговейное внимание людей к Великой Отечественной войне: слишком велик и значителен для всей мировой истории бессмертный подвиг нашего народа. А русская литература, продолжая лучшие традиции, остается верна Правде о войне, которую ей завещали писатели, чьи строки были добыты в боях: «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумнее» (В.Астафьев).

Не знали, да и не могли знать молодые лейтенанты и будущие герои их книг, насколько тяжела ноша, которую взвалили они на свои неокрепшие плечи,- ноша войны. Но с ее первого часа они твердо знали одно - Родина в опасности! Родину нужно защищать! Пройдя по огненным дорогам войны сквозь страдания и смерть, они не утратили веру в высокие слова и высокие идеалы, они сумели сохранить непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду.

Рефлексия.

Индивидуальная работа.

Задание 5

1. Послушайте стихотворение, написанное вашим современником, продолжите его, написав в сочинение-эссе на основе всего, что слышали, что чувствовали, что пережили в ходе мастерской. Сочинение читается вслух.


Александр Иванов

РОДИНА

(Поэтические раздумья)


Да, не пришлось мне родиться

в двадцатом,

Чтобы в атаки

ходить

с отцами,

Выстоять

с ними

под Сталинградом

И под Москвою

сражаться

с врагами…

Часто,

войну вспоминая,

я думаю,

Смог бы я так же

пред смертью

лицом,

В эту минуту,

жестокую,

трудную,

Выстоять,

чтобы не стать

подлецом?

Смог бы я тоже

не дрогнуть

под пыткой

Так, как Тюленин,

Олег Кошевой?

Смог бы страдания

встретить

с улыбкой,

Брошенный

в камеру

еле живой?..

А что бы я

сказал

потомкам


Пред тем,

как, бросившись на дзот,

Исчезнуть

в вечности

обломков?

Пред тем,

как встать

на эшафот?

Что б завещал

живущим людям,

Сожженный

в газовых

печах,

Пред тем,

как стать

горящим углем,

Пятном

золы

на кирпичах?..

Сраженный

вражеской

гранатой,

О чем бы

думал я

в тот миг,

Когда, лежа,

в ромашках

смятых.

Последний раз

смотрел

на них?

О чем бы думал я? (сочинение-эссе)



2. Послушайте продолжение стихотворения.


О мести?

Кипела б

ненависть

к врагам?

Наверно, нет…

простую

песню

Я подарил бы

облакам.

И отдал бы

цветам

и травам

Всего себя,

все то, что –я…

Зачем нужна

солдату

слава,

Когда уйдет

из бытия?..

Солдатам хочется,

чтоб дети

Войны

не знали

никогда,

Чтоб навсегда на всей

планете

Исчезли

войны

без следа.

Чтобы дарило

солнце

людям

Свое тепло

еще

сильней,

Чтобы всегда

в весенних

лужах

Купались

листья

тополей…

Солдаты

гибли

за сегодня,

За это утро,

этот свет.

Солдаты

гибли…

их не поднять.

Не воскресить.

Их нет.

Их нет.

Солдаты гибли,.

но их дело

Бессмертно

в памяти

людей.

Они живут

в садах

и скверах,

В огнях вечерних

площадей.

Они живут в глазах

девчонки,

Бегущей

в школу

налегке.

Они живут

в капелях

звонких,

В весеннем

небе,

в ручейке






































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Информационные источники:


Журавлев С.И. Память пылающих лет

М., Просвещение, 1985

Елкин А.С. Судьба книг и рукописей

М., Просвещение, 1976

Иванова Л.К. Современные педагогические технологии в преподавании предметов

гуманитарного цикла

Санкт-Петербург, 2009

Павловский А.,. Присягаем Победой!

Лениздат, 1977

Сивакова А.Н. Педагогические мастерские по литературе

«Корифей», 2000

Соколова Э.С. Педагогические мастерские: Франция-Россия

М., Новая школа, 1997


ww2history.rupwar


ru.wikipedia.orgwiki/



































ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Материалы к мастерской


А).Стихотворение Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.


Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

Булат Окуджава.
Избранное. Стихотворения.
"Московский Рабочий", 1989.


Б). Репродукции картин о войне.

В). Визитные карточки писателей-фронтовиков.

Г). Рассказ В.Быкова «Полководец».

Д). Варианты вопросов группам для выполнения 4 задания:


Вариант 1

  1. Какая плохая новость настигла полководца по дороге в хозяйство Мельникова?

  2. Почему на песке валялись две брошенные, с примкнутыми штыками винтовки?

  3. Почему полководец не стал слушать старшего лейтенанта с орденом Отечественной войны?

4. Почему немецкое командование перебросило танки?

5. Понимают ли пехотинцы, зачем они понадобились этому командиру с суровым взглядом?


Вариант 2

  1. Почему по дороге в хозяйство Мельникова полководец молчал, сжав железные челюсти?

  2. Почему пехотинцы не вышли из сосняка?

  3. Были ли оставлены немецкие танки?

  4. На кого оформлял документы председатель трибунала?

  5. Что сказал полководец раненому лейтенанту?


Вариант 3

  1. Какой приказ отдает полководец сержанту из охраны?

  2. Перебрался ли лейтенант на спасательный пригорочек?

  3. Почему в сосняке щелкнул негромкий одинокий выстрел?

  4. Удалось ли пехоте задержать немецкие танки?

  5. За что полководца поздравил главнокомандующий?


Вариант4

  1. Кому полководец приказал сдать оружие?

  2. Почему на земле лежали окровавленные бинты?

  3. Кто дружно сиганул из сосняка к дороге?

  4. Почему полководец торопливым шагом сходил с пригорка к своему «Виллису»?

  5. Прорвались ли немецкие танки?


Вариант 5

  1. Где ударили немецкие танки?

  2. Какой приказ отдает полководец?

  3. Почему в сосняке щелкнул негромкий одинокий выстрел?

  4. Почему полководец сопровождал председатель военного трибунала?

  5. Как называется рассказ?

  6. Выжил ли раненный лейтенант?


В. Быков

ПОЛКОВОДЕЦ


Как известно, плохая новость не ходит одна, за ней бежит следующая. Эта следующая настигла Полководца по дороге в хозяйство Мельникова, у которого не заладилось с самого начала: полки не смогли оторваться от днепровского берега. Соседи здорово вырвались вперед, на правом фланге взяли город, за который вчера Полководца поздравил главнокомандующий. Но стоило Полководцу выехать из села, как с КП по рации передали: на правом фланге неустойка — немцы контратаковали крупными силами, отбросили пехоту за речку. Полководец развернул карту и приказал поворачивать на рокадную дорогу — ехать на правый фланг. Услышав новый приказ, два его адъютанта, молодые подтянутые полковники, передали сигналами приказ остальным машинам — бронетранспортеру с охраной и крытой бортовой с трибуналом, которые по обыкновению сопровождали Полководца в поездках. Вся небольшая колонна начала торопливо разворачиваться на разбитом, тесном и грязном проселке. В «виллисе» все молчали. Молчал, сжав квадратные челюсти, Полководец, уважительно молчали адъютанты, наверно, уже предчувствуя, что их ожидает. Не исключено, что Полководец с ходу вскочит в самое пекло и железной рукой… В силе его железной руки они уже имели возможность убедиться…

Покачиваясь на выбоинах, слегка разгоняясь на ровных местах и выскакивая на невысокие, заросшие мелколесьем пригорки, «виллис», транспортер и бортовая катились навстречу недалекой разрозненной канонаде, которую уже не могло заглушить натужное завывание их моторов. Скоро стало слыхать, что бой гремел рядом, за леском, где, как свидетельствовала карта в руках Полководца, по широкой заболоченной пойме протекала небольшая речушка. Кто мог предположить, что немецкие танки именно тут и ударят, думал Полководец. Не хватало им ровняли, что ли? Или уже научились у нас нашей азиатской смекалке? Так или иначе, но факт оставался фактом — ударили именно тут, в этом мало пригодном для того месте. И, как на беду, фронт на этом участке оказался ослабленным: вчера бригаду Черемисина перебросили в центр, на усиление передового отряда, тут же оставался один противотанковый полк и тот, помнится, располагался немного севернее. Пехоте без подкрепления, конечно, пришлось не сладко, вот она и не выдержала. Но обязана была выдержать, на то она и пехота, чтобы всегда выдерживать. Таково ее предназначение во всякой войне и во всякой армии, думал Полководец.

«Виллис» выскочил на песчаный пригорок, поросший редким молодым сосняком, и сразу резко метнулся в сторону, ведущими мостами с хрустом ломая низкие сосенки. Полководец от неожиданности выругался хорошим солдатским матом, едва успев ухватиться рукой в перчатке за металлическую скобу перед собой. Но тут же понял, что ругался напрасно, все правильно. По сосняку уже стегали пулеметные очереди, надо было мотать назад или выскакивать и ложиться наземь. Полководец и выскочил. Немного выждал, а потом, пригибаясь, перебежал выше и упал на сухие вересковые поросли. Перед ним впереди разворачивалась широкая панорама приречной поймы и на ней — позорное зрелище беспорядочного драпа.

Сколько раз за войну приходилось Полководцу наблюдать этот драп, но привыкнуть к нему Полководец не мог и обычно без колебания пользовался испытанным средством. На ошеломленных, обуянных страхом людей следовало воздействовать еще большим страхом изо всех, которые могла предложить война. Рассыпавшаяся по всей ширине поймы пехота бежала к речке, карабкалась на ее берега; некоторые из беглецов уже были на этой стороне и приближались к пригорку. На речном берегу в лозняке дымно полыхал скособоченный «студебекер», возле заполошно суетились люди. Другая машина, однако, выбралась из болота и с пушкой на прицепе медленно ползла к пригорку. На ее подножке стоял человек в гимнастерке, без шинели, с обвязанной бинтами головой. «Не командир ли противотанковой батареи?» — подумал Полководец, глядя, как тот что-то кричит или командует, наверно, указывая шоферу маршрут. Сзади из-за речки в различных направлениях неслись трассирующие очереди, на рикошетах огненными пчелами разлетаясь в стороны. Полководец, не оглянувшись, через плечо приказал охране: «Задержать!», и несколько бойцов со старшим сержантом бросились через сосняк с пригорка.

Пока они сорванными голосами останавливали пехоту, Полководец впился взглядом в пойму и дальше — по ту сторону речки, где из леса выползали светло-желтые танки. Полководец уже встречался с ними и знал, что это он решительными действиями своих войск вынудил немецкое командование перебросить их из ливийской пустыни, ради которой они и были окрашены в соответствующий пустыне колер. Но тут не пустыня, тут чаще болота. Теперь они то и дело били из орудий по берегам речки и по беглецам на этой ее стороне. От взрывов танковых снарядов содрогался пригорок.

Рядом и особенно сзади за Полководцем с настороженными лицами лежали человек десять охраны, немного ниже прибежал и вытянулся под сосенкой председатель военного трибунала — франтоватый майор, по всей форме перепоясанный портупеями и ремнями, в форменной фуражке на голове. За ним уже расстегивал толстую сумку его секретарь, молодой человек в плащ-накидке. Тот не сводил опасливого взгляда с Полководца, будто от него в этом соснячке исходила наибольшая угроза. Секретарь долго расстегивал сумку, пальцы его дрожали, и сумка почему-то все не расстегивалась. Они выжидали. Не первый раз они выезжали с Полководцем в войска и слишком хорошо знали свое дело. Тем более, что это была их профессия, которую они исполняли, рискуя собственной жизнью. Близкие два разрыва в сосняке вынудили их ткнуться лицами вниз. Никак не отреагировав на разрывы, Полководец продолжал наблюдать за тем, что происходило на пойме.

Кажется, бойцы охраны все-таки задержали передних, самых удачливых беглецов и вскоре вывели из зарослей двух перепуганных пехотинцев с длинными трехлинейками и примкнутыми к ним штыками. Чудом вырвавшись из-под огня, спасшись от немецких танков, те, судя по всему, мало понимали, что здесь происходит, зачем они понадобились этому командиру с суровым, озлобленным взглядом. «Почему бежали? — строго бросил им Полководец, вперив вопрошающий взгляд куда-то под ноги обоим — высокого и низкого, почти мизерного солдатика в облепленных грязью обмотках. — Почему бежали?» Еще не отойдя от ошалелого бега, пехотинцы молчали. Немного выждав, Полководец махнул рукой — не так им, как кому-то из охраны: «Сдать оружие!»

Наверно, это был определенный сигнал, двое в бушлатах из охраны вырвали у бойцов винтовки и злобно толкнули обоих. Меньшой сразу упал, что-то запричитав непонятное, а высокий стал бессмысленно в испуге проговаривать: «Что, что?..» С этим его «что?» их и затолкали в сосняк, подальше от глаз Полководца, откуда они уже не вышли.

Тем временем старший сержант из охраны привел к Полководцу и офицера со «студебекера». Раненный, с небрежно перевязанной головой, спасая орудие, он на свою беду перебрался через речку, как ему, по-видимому, казалось, на спасительный пригорочек. Это был старший лейтенант с орденом Отечественной войны на груди и ремнем со сбившейся набок пряжкой, возле которой болталась, видно, пустая уже кобура. Увидев Полководца, он попытался отрапортовать:

— Товарищ командующий…

Полководец перебил его тоном, лишавшим голоса не только комбатов:

— Где батарея?

— Батарея погибла, товарищ ко…

— Ах, погибла! — прорычал Полководец. — А почему ты, говнюк, не погиб?

— Так я…

— Документы!

Грязными перепачканными в болоте руками старший лейтенант расстегнул пуговку гимнастерки и вынул из кармашка несколько книжечек — офицерское удостоверение, партбилет, вещевую книжку. Их тут же выхватил у него старший сержант, передал трибунальцам.

— Расстрелять! — холодно приказал Полководец.

— Товарищ командующий! — хрипло выкрикнул офицер и осекся: Полководец уже озирал пойму.

Старший сержант вскинул к груди новенький вороненый автомат системы ППС, эти автоматы только что поступили на фронт и ими вчера в первую очередь вооружили охрану Полководца. Старший сержант отвел комбата в соснячок, где вскоре щелкнул негромкий одиночный выстрел.

Между тем председатель трибунала и секретарь лихорадочно оформляли документы. Шапка бланка судебного разбирательства была у них предусмотрительно заготовлена загодя, оставалось вписать конкретные фамилии и что-то согласовать между собой. Лежа, майор ближе наклонился к секретарю, который зачитывал: «Военный трибунал воинской части такой-то, рассмотрев в открытом заседании дело номер такой-то по обвинению…» — Как его там?

— Старшего лейтенанта Безуглого, — подсказал майор, развернув удостоверение. — А также рядовых Андреева и Тевелька…

— Андреева и Тевелька, — заполняя бланк, повторял секретарь. — И приговорил указанных к…

— Высшей мере социалистического наказания, — подсказал майор.

— Приговор?.. — вопросительно произнес секретарь.

— Приведен в исполнение, — тревожно оглянувшись, подсказал майор. Судя по всему, он начал торопиться: дело их на этом месте, пожалуй, заканчивалось. Тем более, что немецкие танки, кажется, уже подошли к речке — что-то стало сильно дрожать внизу у основания пригорка. В то время и действительно оглушающе громыхнуло поблизости, — на вереск и сосенки сыпануло песком и пылью, густо обсыпав фуражку и плечи Полководца, бумаги трибунальцев, которые секретарь не успел прикрыть руками. Энергичным движением Полководец стряхнул с себя песок и поднялся на ноги.

— Ну, вы готовы там?

— Так точно! — вскочил и майор.

— Всем к машинам! — бросил Полководец, торопливым шагом сходя с пригорка к своему «виллису». За ним повскакивали и бойцы охраны, все дружно сыпанули из сосняка к дороге.

На том месте, где они только что располагались, остался измятый, обсыпанный свежим песком вереск да две брошенные, с примкнутыми штыками винтовки. Издали сквозь ветви молодых сосенок виднелось что-то белое — может, бинт на окровавленной голове несчастного комбата. С поймы доносилась густая стрельба, наверно, там ладилась какая-никакая оборона.

Командующий навел порядок — немецкие танки тут не прошли.




Полный текст материала Конспект урока литературы по теме "А мы войны, представь себе, не знали" для 11 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Нина Витальевна  zabalueva
14.02.2012 0 5172 806

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК