Сценарий урока русского языка "Весенний урок"; 5 класс


Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа

для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Санаторная школа-интернат р.п. Межевой








Свечникова Наталья Викторовна

учитель русского языка и литературы








РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

«ВЕСЕННИЙ УРОК»

Сценарий урока создан и проведен для воспитанников оздоровительного учреждения санаторного типа. Обучение предмету «Русский язык» осуществляется по программе

М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.



























РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

«ВЕСЕННИЙ УРОК»

Сценарий урока создан и проведен для воспитанников оздоровительного учреждения санаторного типа. Обучение предмету «Русский язык» осуществляется по программе

М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.


Используемые материалы и оборудование:

  • презентация к уроку;

  • аудиофрагмент;

  • мультимедийный проектор.



«Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства». К.Г.Паустовский (Слайд 1)


Цели урока: 1. Повторение изученного в 1-4 классах об имени прилагательном.

2. Расширение понятия роли прилагательного в тексте.

3. Развитие умения употреблять прилагательные в речи.

4. Развитие комплексного эстетического восприятия текста учащимися.

(Интегративные приемы: погружение в текст, работа с художественной

репродукцией, использование музыкального фрагмента)

5. Освоение приема самостоятельного создания текста-миниатюры

(синквейна)


1 этап урока. Ассоциации. Слово учителя.

Сегодня не очень солнечное утро. Но мы его поселим в нашей классной комнате. Для этого достаточно нарисовать круг. Круг – символ многого вокруг нас: бесконечности, кольца, хоровода, когда кто-то берется за руки, каравая, колобка («коло» – тоже круг), блина на масленицу, символизирующего солнце, которое становится ярче и теплее с наступлением весны.

«Весна» - очень старое славянское слово, значило то же, что и «веселый», буквально переводилось как «время, когда живется хорошо».


Но солнце есть и зимой, и осенью. Какие слова помогут нам сделать солнце весенним?


Есть такие слова в русском языке, это прилагательные. Чтобы наш урок получился солнечным, на уроке мы понаблюдаем над тем, как прилагательные «ведут себя» в нашей речи, как узнать прилагательное, вспомним, как его изменить и грамотно использовать в речи, как из зимнего предложения сделать весеннее, теплое. (Слайд 2)


2 этап урока. Синтаксическая разминка. Прием «Лови пятерку!»

Дерзкие воробьи весело чирикают, радуются весеннему солнцу.

(класс работает в тетрадях с учеником у доски:

- разбор предложения по членам,

- определение типа предложения (простое или сложное),

- объяснение однородности сказуемых.

Тот ученик, который справится с заданием первым и качественно, получает отметку «Отлично».


3 этап урока. Морфологические признаки прилагательных.

- Назовите в предложении прилагательные.

- Что обозначают прилагательные? На какой вопрос отвечают?

- К словам какой части речи относятся?

- Как изменяются?

(Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.)

- Как называется существительное и связанное с ним прилагательное? Словосочетание или предложение? Почему?


Слабый ученик получает задание написать на доске падежи, вспомогательные слова и падежные вопросы.


- Найдите в разбираемом предложении словосочетания существительное+ прилагательное.


4 этап урока. Параллелизм.

Вы видите репродукцию картины И.Грабаря «Мартовский снег». (Слайд 3)

- Как вы думаете, какая тема объединяет эту картину и наше предложение?

Действительно, тема весны - главная на нашем сегодняшнем уроке. Раскрыть ее полнее нам помогут прилагательные. Они расскажут, какая она, наша весна.

Класс по рядам, три ученика у доски производят склонение словосочетаний дерзкие воробьи, весеннее солнце, мартовский снег. Проверяем окончаний прилагательных, проговаривая вопросы, сравнивая окончания.


Первый вывод урока.

Итак, прилагательное обозначает признак предмета, оно тесно связано с существительным.

Сейчас у нашего солнца появится первый лучик. (Слайд 4)


3 этап урока. Изобразительное искусство на службе у учителя.

Перед вами еще одна картина Игоря Грабаря. Она называется «Вешний поток». (Слайд 5) Слово вешний сейчас употребляется редко. Внимательно посмотрите на картину и объясните, что значит это слово. Вслушайтесь в него, проговорите несколько раз. Оно красиво звучит.

Век назад писатели и поэты говорили о весне, употребляя именно его.


Например:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга. (А.С.Пушкин)


Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах (А.П.Чехов)


Вешней воды никто не уймет. (Пословица)


4 этап урока. Эпитет.

Что изображено на картине? (Поток, деревья, снег, небо)

На экране вы видите текст (Слайд 6). Прочтем его:

Был … день.

Между … деревьями бежал … поток.

В ручье … вода.

По … берегам лежал … снег.

Приятно дышать … воздухом.

Почему он безликий и скучный? Как его можно изменить?

«Оживите» картину с помощью прилагательных, применив их в этом тексте:

светлый, солнечный, лучезарный, темными, бурный, синяя, хрустальная, извилистым, последний, теплым (Слайд 7).

Картина, нарисованная в тексте, с прилагательными становится более точной, красочной, выразительной.

Как мы называем особые, «светящиеся» слова в предложении, такие, как «синяя», «хрустальная»?


Второй вывод урока.

Прилагательные в тексте «рисуют», «изображают» (Слайд 8)


5 этап урока. Творческая физминутка.


Облака, облака,

Движение локтями по кругу.

Кучерявые бока.

«Рисуем» кудри облаков локтями.

Облака кудрявые,

«Рисуем» кудри ладонями вытянутых рук.

Целые, дырявые.

«Рисуем» круги и дыры указательными пальцами.


6 этап урока. Погружение в материал. Опрос по цепочке.

Хрустальная ваза – это ваза из хрусталя, а хрустальная вода?

Прилагательное в последнем случае употреблено не в прямом, а переносном смысле слова.

Попытайтесь истолковать переносный смысл, подобрав синоним. В тетрадь записываем те словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном смысле.


Хлебный квас - хлебный год (богатый, урожайный),

воздушная походка (легкая) – воздушные массы,

сердечные сосуды – сердечное поздравление (искреннее),

весенняя непогода – весеннее настроение (светлое, радостное),

теплый март – теплые слова (добрые),

сильный ветер – сильный характер (волевой).


Третий вывод урока.

Еще один лучик. Прилагательные употребляются в прямом и переносном смысле (Слайд 9).


7 этап урока. «Яблоневый снег».

У писателя Александра Грина есть замечательный образ – образ опавших яблоневых лепестков весной. Яблоневый снег.


Яблони стояли тихие и спокойные. Сад сверкал прозрачным снегом из лепестков.

Я удивлялся удивительной картине.


Какое отношение к пейзажу помогают выразить прилагательные?

(С помощью прилагательных писатель рисует картину природы, которую легко можно представить и выражает отношение к увиденному – восхищения, любования.)


Запишите предложение, в котором выражено это отношение.


Четвертый вывод урока.

Прилагательные выражают отношение к увиденному (Слайд 10).


8 этап урока. Гиперссылки. Загадочные суффиксы.

Хотите научиться образовывать новые прилагательные? Вперед!


Суффикс –ИН-. Образуйте с помощью этого суффикса прилагательные:

воробей – воробьиный,

гусь – гусиный,

орел – орлиный,

лебедь – лебединый,

сокол – соколиный.

Суффикс –ИСТ-. Назовите одним словом:

дорога в ухабах – (ухабистая),

трава, покрытая росой – (росистая),

птенец, покрытый пухом – (пушистый, х//ш).


Суффикс –ЧАТ-. Назовите одним прилагательным:

ткань, покрытая узором, - (узорчатая),

дом, сложенный из бревен, – (бревенчатый),

лицо, покрытое веснушками, - (веснушчатое, к//ч).

Веснушка – это собственно русское слово.

Произошло от слова «веснуха», а оно , в свою очередь, от «весна».


Суффикс –Н-. Образуйте прилагательные, не забыв о чередовании звуков:

радость - … ,

грусть - …,

скука - …,

мрак - …,

снег - …,

зрелище - …,

чудо - …,

чудеса - …,

небеса - …


Суффикс –ТЕЛЬН-.

Картина, которая удивляет – (удивительная, поразительная),

яркий пейзаж – (выразительный).


Пятый вывод урока.

В русском языке есть много суффиксов, которые помогают образовать самые разные прилагательные (Слайд 11).


9 этап урока. Знания – в образ.

Весной день может выдаться мглистый, пасмурный, томный, ненастный, а может быть яркий, светлый, теплый, солнечный, радостный (аудиофрагмент Георгий Васильевич Свиридов).

Слушая фрагмент музыкального произведения Георгия Васильевича Свиридова «Весна», постарайтесь понять, о каком дне она рассказывает, солнечном или ненастном. Составьте предложение о пейзаже, который изображает музыка, выразив свои чувства. Используйте то разнообразие прилагательных, которые вы сегодня услышали на уроке.


Обобщение выводов урока.

У нашего солнышка несколько лучиков. Что мы сегодня запомнили об имени прилагательном?

- Обозначает признак, связано с существительным,

- рисует, изображает,

- употребляется в прямом и переносном смысле,

- выражает отношение к увиденному,

- имеет много суффиксов для образования.


10 этап урока. Физминутка «Медведь».


Шел мишка к броду,

Шаги на месте.

Бултых в воду,

Сели на стул.

Уж он мок, мок, мок,

Расслабленные наклоны вперед.

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Возвращаемся в исходное положение.

Вылез, высох,

Выпрямляем спинку.

Встал на колоду-

Встали со стула.

Бултых в воду!

Сели на стул.



11 этап урока. Синквейн. Шпаргалка от учителя. (Слайд 12)


- Что делает медведь зимой?

- А с началом весны?

- Он какой?

(бурый, пушистый, сонный, безмятежный, нежный, весенний)

- Создаем 11-словие об этом медвежонке.


Заголовок


1 строка – цвет, качество предмета (прилагательное)

2 строка – о чем пишу (прилагательное + существительное)

3 строка – тема расширяется (3 слова)

4 строка – о себе (4 слова)

5 строка – вывод (1 слово)



Медведь


Пушистый,

Сонный мишка.

Ты почувствовал весну.

Уже сильно пригрело солнце.

Просыпайся!


12 этап урока. Домашнее задание.

Создайте по шпаргалке от учителя весеннее 11-словие с такими заголовками:

Луч, Ветка, Ручей, Свет, Гармония, (свой заголовок).


13 этап урока. Рефлексия. «Незаконченное предложение».

Вот и подошел к концу наш весенний урок.


Учитель проговаривает оценки и отметки, предлагает ученикам оценить себя, закончив предложения:

Больше всего мне понравилось …

У меня пока не совсем получается …

Сегодня я понял(а), что …

Сегодняшний урок показал мне …

Список использованной литературы:


  1. Программы общеобразовательных учреждений. русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009

  2. Л.А.Тростенцова. М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 класс.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989

  3. Т.Л.Федорова, О.А.Щеглова. Этимологический словарь русского языка. – М.: «ЛадКом», 2008

  4. В.И.Даль. Пословицы русского народа.- М.: Просвещение, 1984

  5. В.А.Жилин. Речевые упражнения.- Челябинская область, село Варна, 1996

  6. Л.Ф.Фридман, И.Ю.Кулагина. Психологический справочник учителя.- М.: Совершенство. 1998

  7. О.Н.Гулеватая, Н.А.Петряева. Развитие профессиональной компетентности педагога через совершенствование приемов педагогической техники. – Челябинск, ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011

  8. Сайт «Этимология и история слов русского языка» http://etymolog.ruslang.ru/




Слайд 1
«Весенний урок» русский язык 5 класс  «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства» К.Г.Паустовский
Слайд 2
Слайд 3
Игорь Эммануилович Грабарь «Мартовский снег»
Слайд 4
Обозначают признак, связаны с существительным
Слайд 5
Игорь Эммануилович Грабарь «Вешний поток»
Слайд 6
Был … день. Между … деревьями бежал … поток. В ручье … вода. По … берегам лежал … снег. Приятно дышать … воздухом. светлый, солнечный, лучезарный, темными, бурный, синяя, хрустальная, извилистым, последний, теплым.
Слайд 7
Был солнечный день. Между темными деревьями бежал бурный поток. В ручье синяя вода. По извилистым берегам лежал последний снег. Приятно дышать теплым воздухом.
Слайд 8
Рисуют, изображают Обозначают признак, связаны с существительным
Слайд 9
Рисуют, изображают Обозначают признак, связаны с существительным Употребляются в прямом и переносном смысле
Слайд 10
Рисуют, изображают Обозначают признак, связаны с существительным Употребляются в прямом и переносном смысле Выражают отношение к увиденному
Слайд 11
Рисуют, изображают Обозначают признак, связаны с существительным Употребляются в прямом и переносном смысле Выражают отношение к увиденному Употребляются в прямом и переносном смысле
Слайд 12
Синквейн 1 строка – цвет, качество предмета (прилагательное)  2 строка – о чем пишу (прилагательное+существительное)  3 строка – тема расширяется (3 слова)  4строка – о себе (4 слова)  5 строка – вывод (1 слово) 

Полный текст материала Сценарий урока русского языка "Весенний урок"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свечникова Наталья Викторовна  Svech
29.03.2012 0 3751 601

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК