Урок литературы "Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность"; 7 класс


Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКОУ Малоирменской ООШ Чудакова Любовь Олеговна





Урок литературы в 7 классе



Тема: « Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность»

Цель: формирование понятия «проблема» на примере литературного произведения.

Задачи: а) обучающие: познакомить учащихся с отрывком «Дикий котенок»

из книги Джеральда Даррелла «Земля шорохов»; стратегией решения проблем;

б) развивающие: развитие умения выделять проблему и находить пути решения; умения ставить вопросы и искать ответы на них; формирование навыков анализа изучаемого произведения;

в) воспитательные: развитие познавательных и творческих способностей; использование проблемных задач; развитие культуры умственного труда; воспитание коммуникативных отношений.

Технология: РКМЧП

Ведущий метод: проблемный

Оборудование: презентация, лист решения проблем, текст, карточки.

Задачи:

* Проанализировать отрывок Дж.Даррела «Дикий котенок».

* Используя прием «Идеал», научиться решать поставленную проблему.

* Проанализировать результаты.

* Составить собственное суждение.


Структура проведения урока

Этапы урока

  1. Самоопределение. Организация класса. Разминка-приветствие.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

Деятельность учителя: Приветствие учащихся, организация внимания.


Я вам хочу сказать:

- Привет, друзья!

А в ответ услышать:

- Здравствуйте!

И полетят слова,

Как птицы два крыла,

И небеса ответят:

- Властвуйте!

Улыбнитесь мне и друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И надеюсь, что наше общение будет полезным.

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель этапа: вызов.

Актуализация темы урока, вызов интереса, мотивация учащихся к учебной деятельности. Подвести учащихся к осмыслению темы. (Слайд 1)

  1. Освоение нового материала.

Цель: познакомить с отрывком «Дикий котенок» из книги Дж.Дарелла «Земля шорохов»

Педагогический прием

Создание проблемной ситуации.

Работа в группах

  1. Чтение 1 части текста.

  2. Работа с листом решения проблем.

(Стратегия «Идеал») (Слайд4)

Команда собирает «банк идей». Решение доказывается автором и обсуждается в команде.

  1. Команда рассказывает о своих решениях и их обоснованиях.

Деятельность учащихся.

Читают 1 часть текста.

Выявляют проблему.

Заполняют «Лист решения проблем»

Обсуждают решения.

Рассказывают о своих решениях и их обоснованиях.

  1. Чтение 2 части текста

Ученики отвечают на вопросы (пятый раздел таблицы).

5.Рефлексия (Слайд 5)

- Было ли у меня решение, близкое авторскому?

- Что помогло мне принять решение (информация в тексте, собственные дополнительные знания)?

- Что мешало мне (невнимательно слушал(а) и читал(а), не проанализировал(а) ситуацию, не хватило фантазии, не воспользовался(лась) собственным опытом, дополнительными знаниями?


Система ожидаемых умений

- Умение анализировать

- Умение высказывать свои мысли, принимать решение.

- Умение планировать свою деятельность.

- Оценивать эффективность планирования и исполнения.

5. Закрепление

Цель: осмысление

Отработать умение высказывать свои мысли.

Работа в группах.

Деятельность учителя

Сейчас я вам раздам листочки, на которых записаны высказывания. Ваша задача объяснить смысл высказывания и привести примеры из жизни.

1. Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности. (слайд 5)

2. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. (слайд 6)

3.Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (слайд 7)

4. С каждого надо спрашивать за то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. (слайд 8)

Сент-Экзюпери

(Слайд 9)



Деятельность учащихся

Читают высказывание.

Дают толкование.

Моделируют ситуацию.

Выявляют проблему.

Делают вывод.

Педагогические приемы

Работа в группах

Индивидуальная работа.

Система ожидаемых умений:

- Умение работать в группе, сотрудничать друг с другом, делать общие выводы;

- Умение анализировать ситуацию, доводить работу до конца, высказывать свое мнение.

6. Подведение итогов.

7. Послушайте одну притчу.

- О чем она?

Все в твоих руках.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.


Деятельность учащихся

Высказывают свое мнение о самом лучшем способе решения проблемы взаимоотношений.

Голосуют за лучший вариант.

Педагогические приемы:

Самостоятельная работа.

Коллективная проверка с объяснением.

Система самооценки.

Умение делать выбор.

Умение слушать собеседника.

Умение анализировать и сравнивать.

7.Домашнее задание.

Прочитать рассказ Л.Андреева «Кусака». Предложить способы решения проблемы.



































Список использованных источников:


1.Н.Г.Майорова «Обучение жизненно важным навыкам»

Издательство «Образование-культура» Санкт-Петербург 2002г.

2.Высказывания Сент-Экзюпери.

3.Материалы для создания презентации:

Картинка 1 слайд:

http://www.tsosh26.ru/index/shmo_russkogo_jazyka_i_literatury/0-264

Картинка 2 слайд:

http://lenagold.ru/fon/clipart/s/sve3.html

Картинка 3 слайд:

http://www.olimppress.ru/parts_25.htm

4.Источники фона презентаций сайты: http://blog.i.ua/ , http://www.photosight.ru/».


Слайд 1
«IDEAL»
Слайд 2
Автор презентации • Учитель русского языка и литературы МКОУ Малоирменской ООШ Чудакова Любовь Олеговна • Категория - первая
Слайд 3
Стратегия «Идеал» • И - Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде). • Д- Доберитесь до ее сути(Сформулируйте ее в виде вопроса) • Е – Есть варианты решения! (Как можно больше). • А – А теперь за работу! (выбрать из всех лучший вариант) • Л – Логические выводы (Анализ проделанной работы)
Слайд 4
От условия к решению Прежде чем решить проблему, надо ее увидеть.
Слайд 5
Цель: • Дать первичные умения, способствующие развитию самостоятельности и осознанности решения проблем.
Слайд 6
Лист решения проблем I - Выделите в тексте проблему. Какую главную проблему должны решить герои? D -Опишите её(выявите суть). Какой главной информацией снабдил нас автор? E-Определите варианты подходов к решению проблемы. Каковы, на ваш взгляд, три главных способа решения проблемы? A – Действуйте(предложите решение).Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему? L- Сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы.
Слайд 7
Этапы выполнения задания: • 1.Чтение первой части текста . • 2.Работа с листом решения проблем. • 3.Группа делится на команды. Команда собирает «банк идей». Решение доказывается автором и обсуждается в команде. • 4.Команда рассказывает о своих решениях и их обоснованиях.
Слайд 8
• 5.Чтение второй части текста. • 6. Участники отвечают на вопросы(пятый раздел таблицы): • Было ли у меня решение, близкое авторскому? • Что помогло мне принять решение(информация в тексте, собственные дополнительные знания)?
Слайд 9
• Что мешало мне (невнимательно слушал(а) и читал(а) текст, не проанализировал(а) ситуацию, не хватило фантазии, не воспользовался(лась) собственным опытом, дополнительными знаниями)? • ?. Обратить внимание на значимость стратегии «Идеал».
Слайд 10
От «хочу» к «смогу» • Умение видеть ближние и дальние цели; • Умение планировать свою деятельность; • Реализовывать планы; • Оценивать эффективность планирования и исполнения.
Слайд 11
Слайд 1
Автор презентации • Учитель русского языка и литературы МКОУ Малоирменской ООШ Чудакова Любовь Олеговна • Категория - первая
Слайд 2
Урок литературы • « Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность»
Слайд 3
Как решить проблему?
Слайд 4
Лист решения проблем • • • • *I - Выделите в тексте проблему. Какую главную проблему должны решить герои? D -Опишите её(выявите суть). Какой главной информацией снабдил нас автор? E-Определите варианты подходов к решению проблемы. Каковы, на ваш взгляд, три главных способа решения проблемы? A – Действуйте(предложите решение). Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему? L- Сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы.
Слайд 5
Рефлексия • Что мешало мне (невнимательно слушал(а) и читал(а) текст, не проанализировал(а) ситуацию, не хватило фантазии, не воспользовался(лась) собственным опытом, дополнительными знаниями)? • Обратить внимание на значимость стратегии «Идеал».
Слайд 6
Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности.
Слайд 7
Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Слайд 8
Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.
Слайд 9
С каждого надо спрашивать за то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.
Слайд 10
Мы любим того, о ком заботимся • 1.Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. 2. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. 3. С каждого надо спрашивать за то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Сент-Экзюпери

Полный текст материала Урок литературы "Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чудакова Любовь Олеговна  Berezina
11.05.2012 0 2720 493

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК