Звёздный час по теме "Поэзия серебряного века"; 11 класс


Разработка урока литературы в 11 классе

«Звёздный час на тему «Поэзия Серебряного века»


Разработала – Тихонова Юлия Николаевна,

учитель русского языка МОУ «Сосновская

общеобразовательная средняя школа № 1»,

Пинежского района Архангельской области




Цель урока - систематизация изученного материала по теме «Серебряный век русской литературы».

Задачи: - выявить уровень овладения знаниями по теме,

- воспроизвести в памяти учащихся моменты из биографий поэтов серебряного

века, ключевые понятия направлений модернизма, особенности поэтики.


Форма – игра

Тип урока – обобщение и систематизация знаний учащихся.

Вид урока – заключительный по теме «Серебряный век» русской литературы»

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Раздаточный материал: карточки с номерами от 1 до 12, «Да», «Нет», «Ф», «А», «С».

Дополнительно: разрезные звёздочки для определения победителя.





































СЛАЙД № 1.

Вступительное слово учителя: Начало 20 столетия вошло в историю литературы под красивым именем «серебряного века». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами.

Начало «серебряного века» пришлось на 90-годы 19 столетия. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год – время его наивысшего подъема.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира.

Сам термин «серебряный век» является весьма условным. Впервые это название было предложено философом Николаем Бердяевым, но закрепилось в русском литературоведении после появления в печати статьи Николая Оцура «Серебряный век русской поэзии» в 1933 году. В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIXXX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга того времени плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки.

Поэзия «серебряного века» - поэзия, проверенная временем. Она помогает увидеть в историческом личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира. Гесиод полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным веком». В современной же традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.


1 тур. (Участвует весь класс) СЛАЙД № 2.

Перед учащимися класса разложены таблички с цифрами, обозначающими номер правильного ответа. (№1-№12) Учащиеся слушают вопрос и делают свой выбор, подняв табличку с соответствующим номером. Ответившие верно, получают звёздочку.

По итогам 1 тура выявляются учащиеся, которые проходят в следующий тур. Лучшие выявляются путём подсчёта заработанных звёздочек (от 7 до 10 человек).


Слово учителя: В первом туре нам предстоит вспомнить биографии и творчество поэтов Серебряного века. Перед вами на слайде фотографии и имена поэтов. Я буду приводить вам информацию, а вы должны определить, о ком я говорю. Вашим ответом будет поднятая вверх табличка с номером, соответствующим порядковому номеру поэта на слайде. (СЛАЙД № 3)


  1. Назовите фамилию человека, который вместе с Мережковским встал во главе «старших символистов» (В.Брюсов)


  1. Для поэзии этого поэта характерны следующие эпитеты: Лучезарное видение, Вечная Жена, Непостижимая, Закатная Заря, Таинственная Дева (А.Блок)


  1. Он творил свою мифологию, выражавшую свою концепцию мира: злое начало бытия – Недотыкомка серая, Лихо, Солнце- Дракон; доброе начало – Земля Ойле, Звезда Маир. (Ф.Сологуб)


  1. Этот поэт- футурист провозгласил себя гением, а в 1918 году его уже провозгласили королём поэзии (Северянин)


  1. Известность этому поэту принесла его вторая книга стихов «Кипарисовый ларец», вышедшая посмертно в 1910 году (И. Анненский)


  1. Жизнь этой поэтессы была полна трагедий и закончилась она тоже трагедией: самоубийством (М.Цветаева)


  1. В детстве он боялся субботы, так как в этот день его водили в баню, мыли и пытались расчёсывать (С. Есенин)


  1. Эта поэтесса относится к основоположникам ленинградской школы старших символистов (З.Гиппиус)


  1. Этот поэт помимо поэзии профессионально занимался графикой (Маяковский)


  1. А этот поэт был расстрелян как участник Таганцевского заговора (Гумилёв)


  1. Так хорошо умел плавать, что его использовали вместо охотничьей собаки, чтобы он плавал за подстреленными утками (Есенин)


  1. Его настоящая фамилия Лотарев, но он взял себе звучный псевдоним, который изначально воспринимался не как фамилия, а как приложение к имени (Северянин)


  1. Перу этого поэта принадлежит скандально известный моностих «О, закрой свои бледные ноги!» (В.Брюсов)


  1. Его дед был знаменитым ботаником, а отец жены – знаменитым химиком (Блок)


  1. Писать стихи она начала в 6 лет, причем не только по-русски, но и по-немецки, и по-французски. В 16 лет совершила самостоятельную поездку в Париж, где в Сорбонне прослушала курс старофранцузской литературы. (Цветаева)


  1. На экзамене в гимназии священник спросил его, что такое «око». Он ответил: «Три фунта» (так было по-грузински). Из-за этого чуть не провалился, поэтому возненавидел сразу – все древнее, все церковное. (Маяковский)


  1. Бессистемное образование, которое она получила, вполне соответствовало складу ее характера: кажется, она одинаково бурно увлекалась стихами, музыкой, танцами, живописью, верховой ездой. (Гиппиус)


  1. Закончив учительскую школу, работал приказчиком в мясной лавке, подчитчиком в типографии Сытина, служил санитаром в военном эшелоне. После Февральской революции дезертировал из армии и вернулся на родину. (Есенин)


  1. В его биографию вместились три судьбы – поэта, военного и путешественника. И в каждой из этих судеб он достиг своей вершины. (Гумилев)









2 тур.

(СЛАЙД № 4)

Слово учителя: Во втором туре вам предлагается вспомнить поэзию Серебряного века. Все вы знаете, что тема поэта и поэзии была одной из центральных тем в творчестве большинства поэтов начала 20 века. Они посвящали стихи своим предшественникам, своему творчеству и творчеству своих современников. Вот эти стихи я и предлагаю вам сейчас вспомнить. В этом туре вам нужно будет поднимать две таблички одновременно: одна – с номером поэта, которому принадлежать зачитанные строки, вторая – с номером поэта, которому они были посвящены. А за правильный ответ вы снова будете получать призовые звёздочки.


ПОЭТЫ ДРУГ О ДРУГЕ:

СЛАЙД № 5.

1. Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ,

Имя – твое – пять букв. (Цветаева о Блоке) (СЛАЙД № 6)


СЛАЙД № 7.

2 . Да это ведь

из хора –

балалаечник! (Маяковский о Есенине) (СЛАЙД № 8)


СЛАЙД № 9.

3 . Златоустой… - всея Руси

(Цветаева об Ахматовой) (СЛАЙД № 10)

СЛАЙД № 11

4. У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен…

(Ахматова о Блоке) (СЛАЙД № 12)

СЛАЙД № 13

5. Много храмов разрушил,

А этот – ценней всего.

Упокой, господи, душу усопшего врага своего. (Цветаева о Маяковском)

(СЛАЙД № 14)




Слово учителя : А ещё поэты Серебряного века подарили нам немало крылатых фраз и выражений. Далее я предлагаю вам вспомнить эти фразы и авторов, которым они принадлежат.


КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

СЛАЙД № 15

  1. -Моя милиция меня бережет.

-Здесь будет город-сад.

-Твори, выдумывай, пробуй! (Маяковский) (СЛАЙД № 16)


СЛАЙД № 17

2. -Лицом к лицу лица не увидать.

- Большое видится на расстоянье. (Есенин) (СЛАЙД № 18)


СЛАЙД № 19

  1. -И вечный бой! Покой нам только снится.

-Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок) (СЛАЙД № 20)


СЛАЙД № 21

4. -Любовь покоряет обманно…

- Быть поэтом женщине – нелепость. (Ахматова ) (СЛАЙД № 22)


СЛАЙД № 23

5. -Закон звезды и формула цветка.

-Голод голодных и сытость сытых!

-Мне нравится, что вы больны не мной… (Цветаева) (СЛАЙД № 24)

По итогам тура в игре остаётся от 4 до 6 человек.



3 тур.

Слово учителя : В третьем туре вам предлагается выразить своё согласие или несогласие с предложенными утверждениями. Перед вами таблички со словами «да» и «нет». Свою позицию я предлагаю вам обозначать поднятием одной из табличек. Вопросы тура будут касаться жизни и творчества уже знакомых вам поэтов. (За правильный ответ – звёздочка)


СЛАЙД № 25.

Да или нет?

-Брюсов, Маяковский, Бурлюк и Есенин – поэты – символисты? (нет, Есенин и Маяковский не символисты)


-Фамилия Ахматовой – это псевдоним (Да, настоящая фамилия – Горенко)


-Имя Хлебникова Виктор, а не Велимир (Да)


- В период Серебряного века были поэты с антонимичными фамилиями Саша Чёрный и Андрей Белый? (да)


- Владимир Маяковский был расстрелян в сталинских лагерях? (нет, он повесился)


-М. Цветаева подверглась нравственной экзекуции в России, её не печатали (да)


-А.Блок был организатором группы «Цех поэтов» (нет, Н.Гумилёв)

- Ахматова была женой Гумилёва (да)


По итогам тура в игре остаётся 3-4 человека.


4 тур.

Слово учителя : В четвёртом туре вам предлагается установить соответствие.

(СЛАЙД № 26). Перед вами на слайде в левом столбце фамилии поэтов, а в правом – их произведения. В течение 1 минуты вы должны на листочках, которые лежат перед вами, соотнести фамилии поэтов и названия их творений.


О. Мандельштам - Notre Dame

В.Хлебников – Перевертень (Кукси, кум мук и скук)

И. Северянин – Мороженое из сирени

А.Блок - Русь

В.В.Маяковский – А вы могли бы?

Н.Гумилёв – Жираф

В.Брюсов - Грядущие гунны

А.Ахматова- Мне голос был


Проверка вслух. (Учитель называет фамилию автора, участники – произведение). Учитывается скорость и правильность выполнения. По итогам тура 2 человека выходят в финал.


Финал

СЛАЙД № 27.

Слово учителя : Мы с вами вспомнили биографии поэтов, их творчество. А в финале игры мы поговорим о направлениях в поэзии Серебряного века: об акмеизме, футуризме и символизме.

Перед вами на столах таблички с буквами «А» - акмеизм, «Ф» - футуризм и «С» - символизм. Ваша задача – определить, о каком направлении я буду вести речь.(За правильный ответ – звёздочка)


-Каждое из трех модернистских течений начала ХХ века (вспомните какие) в сознании читателей устойчиво связывалось с определенным видом искусства.

Этому направлению была близка музыка (с)


- Это направление было тесно связано с авангардными группировками художников 1910-х годов «Бубновый валет», «Ослиный хвост» (ф)


-Центральной фигурой этого течения был А.Блок (с)


- постоянным местом встречи представителей этого направления был Политехнический музей (ф), (акмеисты – «Бродячая собака», символисты – «Башня» В. Иванова)


- для этого направления характерно вторжение грубой лексики, неологизмы, эпатаж, звуковые и графические эксперименты (ф)


- для этого направления по отношению к реальности характерно её неприятие, уход в инореальность (с). (Для а – безусловное приятие реальности, ф – революционное преображение.)


- опора на разные культурные традиции: объектами осмысления становились мифологические сюжеты, образы и мотивы живописи, графики, архитектуры, активно использовались литературные цитаты. (а)


- главный принцип эстетики этого направления – «Искусство для искусства» (с)


-это объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914 г.) (а)


-это направление связано с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями Бергсона, Шопенгауэра, Ницше (ф)


- для поэзии характерно эпатирующее безобразие: « дохлая луна», «звёзды – черви, пьяные туманом», «Улица провалилась, как нос сифилитика» (ф)


Участник, набравший большее количество звёздочек, становится победителем игры.


Учитель подводит итоги игры, благодарит всех участников.

7


Слайд 1
Звёздный час Серебряный век русской литературы Тихонова ЮлияНиколаевна., учитель русского языка и лите МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательна школа № 1», Пинежский р-н, Архангельская обл.
Слайд 2
1 тур Такие знакомые поэты…
Слайд 3
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 4
2 тур Такие знакомые стихи…
Слайд 5
1. Поэт о поэте. • Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ, Имя – твое – пять букв…
Слайд 6
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 7
2. Поэт о поэте • Да это ведь из хора – балалаечник!
Слайд 8
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 9
3. Поэт о поэте • Златоустой… - всея Руси
Слайд 10
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 11
4. Поэт о поэте. • У него глаза такие, Что запомнить каждый должен…
Слайд 12
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 13
5. Поэт о поэте • Много храмов разрушил, А этот – ценней всего. Упокой, господи, душу усопшего врага своего.
Слайд 14
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 15
1. Крылатые фразы • Моя милиция меня бережет. • Здесь будет город-сад. • Твори, выдумывай, пробуй!
Слайд 16
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 17
2. Крылатые фразы • Лицом к лицу лица не увидать. • Большое видится на расстоянье.
Слайд 18
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 19
3. Крылатые фразы • И вечный бой! Покой нам только снится. • Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Слайд 20
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 21
4. Крылатые фразы • Любовь покоряет обманно… • Быть поэтом женщине – нелепость.
Слайд 22
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 23
5. Крылатые фразы • Закон звезды и формула цветка. • Голод голодных и сытость сытых! • Мне нравится, что вы больны не мной…
Слайд 24
1 2 3 4 12 11 5 6 1 0 9 8 7
Слайд 25
3 тур •Да или нет?
Слайд 26
4 тур • • • • О. Мандельштам В.Хлебников И. Северянин А.Блок • • • • В.В.Маяковский Н.Гумилёв В.Брюсов А.Ахматова • • • • • • • • Русь Мне голос был… Мороженое из сирени Перевертень (Кукси, кум мук и скук) Грядущие гунны А вы могли бы? Notre Dame Жираф
Слайд 27
финал •Символизм •Акмеизм •Футуризм

Полный текст материала Звёздный час по теме "Поэзия серебряного века"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихонова Юлия Николаевна  Julija1981
13.05.2012 0 6083 810

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК