Урок русского языка "Понятие о деепричастии"; 7 класс (.docx)


[Введите текст]


МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа № 1»

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс





Понятие о деепричастии


Урок русского языка в 7 классе



Учитель Ионова Галина Викторовна






Цели: 1. Познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия.

2.Выяснить, какова его роль в художественных текстах.

3. Определить синтаксическую функцию деепричастий.

Презентация

- Сегодня в центре внимания новое понятие – деепричастие . Мы познакомимся с грамматическими особенностями деепричастий, выясним, какова их роль в речи, в художественных текстах, определим синтаксическую функцию деепричастия.(слайд 2)

Работа с текстом (отрывок из повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»)(слайд 3)

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух. Приложение 1

  1. Тип текста? Стиль текста?

  2. Из какого произведения прочитанный отрывок?

  3. Какие слова и словосочетания использует автор, чтобы приблизить нас к той исторической эпохе, которая описывается в произведении?

  4. Какие из этих слов вам непонятны по своему значению?

Словарная работа (слайд 4).

Анализ текста

  1. Назовите, кто совершает действие?

  2. Выпишите слова, которые выражают действие (слайд 5)

  3. Какое из этих действий главное? Какое добавочное? (слайд 6)

  4. Все ли выписанные слова являются глаголами?

  5. Чем отличаются от глаголов?( нет привычных окончаний, не изменяются)

  6. Зададим к этим словам от глаголов вопросы

- Слова, к которым мы задавали вопросы, являются деепричастиями ( слайд7)

Теперь попробуем проникнуть в смысл нового для вас слова – деепричастие. Когда – то оно было составлено из двух частей : дее и причастие. Давайте разберемся в смысле каждой части. Подберем однокоренные слова с корнем дее (дей) : действие, действующий, дееспособный. Ясно, что смысл этих слов связан с действием, а, значит, с глаголом.

Точно так же разберемся со второй частью. Подберем родственные по смыслу слова: причастность, связь, зависимость. Соединим эти две части : дее + причастие. Получается, что деепричастие причастно к действию. (слайд 8) Сейчас вы сами убедитесь в этом, читая материал учебника.

Назовите признаки глагола у деепричастия. Назовите признаки наречия. (слайд 9)

Какую роль в предложении играет деепричастие? Подчеркните деепричастия.

Обобщим то новое, что мы узнали о деепричастии. Продолжите строчку и закончите предложение. (слайд 10)

Вспомните, что называется причастным оборотом? Найдите в тексте причастный оборот, выпишите.

Как будет называться деепричастие с зависимыми словами? ( деепричастный оборот). Выпишите деепричастные обороты вместе с основным глаголом – сказуемым. Как выделяются на письме деепричастные обороты и одиночные деепричастия? ( слайд 11)

Тестовое задание (слайды 12, 13,14,15)

Выясним, какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественной речи. Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением. Приложение 2

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

- В чем необычность стихотворения ? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?

Это стихотворение называется «Лодорский водопад», автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.

Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению. (слайд 16)

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по :

  1. слуховым впечатлениям ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)

  2. зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)

  3. движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь ,скользя, делясь, летя, дробясь)

  4. аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя)


- Каковы выразительные особенности деепричастий? Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада.


Работая с деепричастиями, необходимо помнить, что они обозначают добавочное действие по отношению к основному глаголу, а действующий предмет должен быть один.

Устный комментированный разбор упр. 161.

Итоги урока. Домашнее задание (слайд 17)


Список используемой литературы:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка: 6 кл. : Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.

  2. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2002. (Серия «Школа радости».)

  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Борисенко Н. А., Владимирская Г.В. Новые учебники В трех кн. М: НПО « Образование от А до Я», ОА « Московские учебники». 1999; 2-изд.,М: Мой учебник. 2006.



Приложение 1

Работа с текстом (отрывок из повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»)(слайд 3)

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.




Приложение 2

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!



Тезисы

Урок знакомит учащихся с грамматическими особенностями деепричастия, выявляет его роль в художественных текстах, позволяет определить синтаксическую функцию деепричастий. При изучении темы используется текстовый материал.

Слайд 1
Понятие о деепричастии Урок русского языка в 7 классе Автор Ионова Галина Викторовна МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»
Слайд 2
Цели урока: • Познакомиться с грамматическими особенностями деепричастия • Выяснить, какова его художественных текстах • Определить синтаксическую деепричастий роль в функцию
Слайд 3
Работа с текстом А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Слайд 4
Словарная работа • Паны – помещик, барин, обращение к взрослому мужчине в старой Польше, Литве, а также в Белоруссии и на Украине • Литавры – ударный музыкальный инструмент, полушария, обтянутые кожей • Пищаль – старинная пушка • или тяжёлое ружьё
Слайд 5
Кто совершает действие? Выпишите, какие действия совершаются Выступало, гремя, подбоченясь, выезжали, стали наступать, грозя, нацеливаясь, сверкая, блеща, затянуло, палили, не переводя
Слайд 6
Какое из этих действий главное? • выступало • выезжали • стали наступать • затянуло • палили добавочное? • гремя • подбоченясь • грозя, нацеливаясь, сверкая и блеща • не переводя
Слайд 7
• Основная задача деепричастия – дописывать, доделывать картину, созданную глаголом, обозначает добавочное второстепенное действие • Образуются от основы глагола с помощью специальных суффиксов: -а (-я), -в, -вши, -ши, -учи (-ючи) • Отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Почему? Когда и др.
Слайд 8
Путешествие по страницам словаря Деепричастие Дее + причастие действие действующий дееспособный (способный действовать) причастность связь зависимость Деепричастие причастно к действию
Слайд 9
Признаки глагола Признаки наречия • Не имеют • Вид совершенный и окончаний несовершенный • Не изменяются • Являются в предложении обстоятельством
Слайд 10
Продолжи строчку • Слово деепричастие состоит из двух частей… • Деепричастие обозначает… • Отвечает на вопросы… • Имеет суффиксы… • Его можно распознать, если задать вопрос от… дее + причастие = причастно к действию добавочное второстепенное действие что делая? что сделав? как? каким образом? и др. -а,(-я), -в, -вши, -ши, -учи, (-ючи) основного глагола
Слайд 11
Подумай и найди Причастные обороты • паны, окруженные несметными слугами Деепричастные обороты • выступало, гремя в литавры и трубы • Стали наступать, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами • Палили, не переводя дух
Слайд 12
Найдите словосочетание с деепричастием 1. 2. 3. 4. 5. 6. Закутанный в тулуп Проложенный геологами Укрепил болт Вырастив урожай Запер на замок Раскачивающийся от ветра
Слайд 13
Найдите словосочетания с деепричастием 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выкрашенный краской Выкрасив краской Устроенный по проекту Устроившись на ночлег Запертый дома Заперев дома
Слайд 14
Найдите предложения с деепричастным оборотом 1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку. 2. Из дома вышел человек и направился к машине. 3. Выйдя из дома, человек направился к машине. 4. Человек, вышедший из дома, направился к машине. 5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
Слайд 15
Найдите предложения с деепричастным оборотом 1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. 2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк. 3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила. 4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. 5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем. 6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.
Слайд 16
Слайд 17
Домашнее задание: Параграф 26, стр. 77 – 78 Упражнение 161 или Выписать из художественной литературы 5 предложений с деепричастиями

Полный текст материала Урок русского языка "Понятие о деепричастии"; 7 класс (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ионова Галина Викторовна  galinavik
15.05.2012 0 6808 1103

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК