Урок подготовки к сочинению-описанию в технологии мастерской; 6 класс


Технология мастерских творческого письма при подготовке к описанию картины И. И. Шишкина «Корабельная роща».

Учитель:Кулятина Людмила Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области.

Сегодня серьёзным испытанием для учащихся и для учителя являются государственная аттестация в 9 классе и единый государственный экзамен в 11 классе. Характер заданий и виды работы требуют от учителя поиска новых подходов к организации подготовительной работы с учащимися, начиная уже с 5 класса. Технология мастерских творческого письма помогает научить грамотно, красиво, связно выражать свои мысли. Предусмотренная в мастерской система заданий на этапе подготовки к написанию сочинения дает возможность ученикам накапливать богатый словесный материал, облегчающий им процесс создания собственного, авторского текста.

Предлагаю разработку мастерской творческого письма на материалах подготовки к сочинению-описанию картины И. И. Шишкина «Корабельная роща».

Цель: создать условия для подготовки к написанию сочинения по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща».

Первый шаг. Индуктор. Чтение в сопровождении музыки стихотворения К. Бальмонта «Безглагольность». Используем одновременно мультимедийное сопровождение, иллюстрирующее картины И. И Шишкина, среди которых знакомая детям репродукция «Утро в сосновом бору», а также «Корабельная роща». Данный индуктор позволяет задействовать сразу зрительное, слуховое, чувственное и художественно-образное восприятие.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? (Восхищает; завораживает; хочется постигнуть его тайну; хочется слушать, слушать и слушать.)

- Почему сердце « и плачет, и плачет, и плачет невольно»?

- Какие картины вы запомнили из предложенного видеоряда? Что объединяет эти картины? Кто их автор? Что вам о нем известно?

  • Перед вами вопросы газетной анкеты, на которые отвечал художник. Как бы вы на них ответили? Ученики озвучивают свои варианты ответов, после чего знакомим их с ответами художника.

Мой идеал счастья…

«Счастье - это когда все в твоей жизни хорошо, когда ты способен мечтать, любить, сочувствовать и делать добро. Когда ты имеешь настоящих друзей, которые никогда тебя не предадут» (Лямина Аня).

«Счастье – это моменты в жизни, когда сбываются мечты» (Смирнов Костя). Душевный мир (И. И. Шишкин).

Страна, в которой я всегда хотел бы жить,…

Отечество (И. И. Шишкин).

Мой девиз

Быть русским. Да здравствует Россия! (И. И. Шишкин.)

Шаг второй. Перед вами картина «Корабельная роща». Запишите в левый столбик слова-существительные, обозначающие предметы, изображенные на картине.

Подпишите к существительным прилагательные.

Самоконструкция. Каждый «собирает» свои слова.

(Сосны высокие, могучие, стройные.

Ветви изогнутые, пушистые, раскидистые.

Ручей чистый, прохладный.

Изгородь деревянная, тонкая.

Поляна мшистая, светлая, солнечная.

Камни светлые, теплые).

Социоконструкция. Поделитесь друг с другом в группе собранными словами. Допишите в свой столбик то, что показалось вам красивым, уместным для описания соснового бора.

Представьте, что вы стоите где-то среди сосен, у ручья, на поляне. Опишите, что вы чувствуете.

Опишите, что вы слышите.

Опишите, что вы видите вокруг и вдали.

Создайте небольшой связный текст.

Социоконструкция. Прочитайте друг другу в группе получившиеся тексты.

Выберите автора лучшей работы в группе.

Социализация. Чтение работ от каждой группы.

Шаг третий. Работа с культурным аналогом. Встреча с другим «Я», переживание разрыва (открытия, связанного с новым видением объекта). Обогащение словаря и жизненного опыта.

  1. Стихотворение И. А.Бунина «Детство».

Дополните свои столбики слов (сухой смолистый аромат; солнечные палаты; песок – как шелк; корявые сосны; тяжелый, величавый ствол; грубая, морщинистая кора, согретая солнцем; зной и сухость солнечного света).

  1. Научная статья:

«Сосна обыкновенная – дерево до 40 метров высотой, с прямым, высоко очищенным от сучьев стволом. Шишки яйцевидные, созревают на второй год после цветения. Семена крылатые, содержат 20-30% жирного масла. Доживает до 400 лет. Требовательна к свету».

Сравните данный текст со стихотворением Бунина. Сделайте вывод: стихотворение или научную статью вы будете использовать для своего описания? Объясните свой выбор.

3. Прочитайте отрывок из повести К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона». Выпишите в правый столбик ключевые слова.

«Мещёра – остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: «Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу».

По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру, – на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.

Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов».

< К. Г. Паустовский>

  1. Познакомьтесь с отрывком из книги Владимира Порудоминского «Счастливые встречи». Добавьте нужные слова.

«Кажется, до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь взглядом! Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев – тех, что впереди, – не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство кораблей. Оттого и роща – корабельная.

А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие, молодые сосенки – зелёная семья…

Деревья ярко освещены солнцем. Солнечный свет словно омывает, оглаживает – каждый в отдельности – прямые, крепкие золотистые стволы. А справа деревья теснятся, набегают одно на другое, сливаются в густую зеленую чащобу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса.

Из глубины рощи течет нам навстречу мелкий ручей. Сквозь прозрачную воду желтеет песчаное дно.

Шишкину здесь все дорого – старые сосны в два обхвата – и ломкие жёрдочки изгороди, переброшенной через ручей. Разлапистые ветви, хвоя, яркая и теплая на свету и мрачная в тени, прозрачная вода, серый камень, зелёная трава, серо-зелёный мох, подмытый потоком берег, выбравшиеся из-под земли наружу кривые корни – все замечает взгляд живописца».

4.Перед вами начало фразы из описания данной картины. «Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой…».

Создайте гипотезу, для чего художник изобразил на картине «Корабельная роща» бабочек?

Продолжите незаконченную фразу.

Социализация. Озвучивание гипотез от каждой группы.

Шаг четвертый. Рефлексия. Напишите даймонд.

2 существительных (первая и последняя строка) выражают противоположные понятия.

2-я строка –2 прилагательных или причастия, раскрывающие признаки первого существительного.

3-я строка – 3 глагола/деепричастия, которые выражают действие.

4-я строка – 4 слова, причем 2 из них характеризуют первое существительное, 2 – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

5-я строка, 6-я строка, 7-я строки – зеркальное отражение 3-ей и 2-й строки, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Сосны,

высокие, стройные,

восхищают, исцеляют, манят.

Рядом с ними два пятнышка-

порхают, играют, зовут

маленькие, легкие

бабочки.

Шаг пятый. Подумайте и запишите одним словом (словосочетанием, предложением) то чувство, которое вызывает у вас сосновый бор на картине. Запишите его в середине строки. Это – тема вашего будущего текста.

Реализация замысла.

Используя выделенные вами слова и выражения, напишите текст-описание соснового бора на картине.

Мастерские творческого письма – это творческие занятия, на которых ученики создают свои тексты. Сама организация деятельности направлена на пробуждение вдохновения, желания писать. Работа в группе помогает приобрести целый комплекс умений: готовность быть смелым в своем речевом поведении, умение выразить мысль в слове, терпение в поиске нужного слова, способность прислушиваться к чужим оценкам.

Использованная литература.

  1. Вологжанина В. В. И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». Модель изучения темы. X класс / В. В. Вологжанина // Уроки литературы. - 2008. - №10.

  2. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. – М.: Академический Проект, 2004.

  3. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие / Е. О. Галицких. – СПб.: Паритет, 2003.

  4. Порудоминский В. Счастливые встречи / В. Порудоминский. – М.: Малыш, 1986.

  5. Семушина Н. Технология мастерских творческого письма для подготовки к сочинению на ГИА в 9 классе. Мастерская «Зимняя дорога»/ Н. Семушина // Новое образование. - 2011. - №1.

Интернет ресурсы.

  1. http://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/6.htm - стихотворение К. Бальмонта «Безглагольность».

  2. http://www.perovograd.ru/photogallery.php?photo_id=21 – картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь».

  3. http://www.art-portrets.ru/hudozhnik_shishkin.html - портрет И. И. Шишкина (художник И. Н. Крамской.)

  4. http://earth-chronicles.ru/news/2011-10-18-10055 - ответы И. И. Шишкина на вопросы анкеты.

  5. http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/mescherskaya-storona/storona.htm -

Паустовский, «Мещерская сторона» (текст).

  1. http://blogs.privet.ru/community/kachan?year=2010&month=02&page=2 - изображение парусного корабля.






6


Слайд 1
Урок-мастерская. Описание картины И. И. Шишкина «Корабельная роща». Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области Кулятина Людмила Сергеевна
Слайд 2
Вопросы газетной анкеты. Мой идеал счастья? Душевный мир. Страна, в которой я всегда хотел бы жить? Отечество. Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!
Слайд 3
?
Слайд 4
Сделайте вывод : «На какой картине сосны кажутся выше?» Корабельная роща ••  Сосны, освещенные солнцем Корабельная Корабельнаяроща роща
Слайд 5
«Корабельная роща»
Слайд 6
Сравните два текста. Какой из них вы выберите для описания ? Сосна обыкновенная –дерево до 40 метров высотой с прямым, высоко очищенным от сучьев стволом. Шишки яйцевидные, созревают на второй год после цветения. Семена крылатые, содержат 20-30% жирного масла. Доживает до 400 лет. Требовательна к свету.
Слайд 7
ДЕТСТВО Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок – как шелк!.. Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол – гигант, тяжелый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. И. А. Бунин
Слайд 8
Сбор материала и создание собственного текста  Посмотрите на картину. Запишите в столбик слова-существительные, обозначающие предметы, изображенные на картине.  Подпишите к существительным прилагательные.  Представьте, что вы стоите где-то там (среди сосен, у ручья, на поляне). Опишите, что вы чувствуете.  Опишите, что вы слышите.  Опишите, что вы видите вокруг и вдали от себя.  Создайте небольшой связный текст.
Слайд 9
Сбор материала и создание собственного текста  Сосны высокие, могучие, стройные  Ветви изогнутые, пушистые, раскидистые  Ручей чистый, прохладный  Изгородь деревянная, тонкая  Поляна мшистая, светлая, солнечная  Камни светлые, теплые
Слайд 10
«Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой»… Создайте гипотезу, для чего художник изобразил бабочек? Продолжите предложение.
Слайд 11
«Корабельная роща» - контраст могучего и хрупкого, большого и маленького. Приведите примеры.
Слайд 12
Даймонд  Особая форма творческой работы. Состоит из 7 строк.  2 существительных (первая и последняя строка) выражают противоположные понятия.  2-я строка -2 прилагательных или причастия, раскрывающие признаки первого существительного  3-я строка – 3 глагола/деепричастия, которые выражают действие  4-я строка – 4 слова, причем 2 из них характеризуют первое существительное, 2 – контрастное ему понятие, завершающее даймонд  5-я строка, 6-я строка, 7-я строки – зеркальное отражение 3-ей и 2-й строки, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке
Слайд 13
Даймонд Мечта, волшебная, прекрасная; светит, манит, зовёт, неожиданно её затмевает тревога, Что губит, пугает и жжет. Ах, эта дерзкая, жестокая Реальность! Читатель, современный, знающий выбирает, оценивает, критикует, встречается на страницах книг с автором, творит, отражает, вопрошает талантливый, ищущий писатель
Слайд 14
Даймонд Сосны, высокие, стройные, восхищают, исцеляют, манят. Рядом с ними два пятнышкапорхают, играют, зовут маленькие, легкие бабочки 
Слайд 15
Литература.  Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. – М.: Академический Проект, 2004.  Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2003  «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья!» Творческие работы гимназистов – выпускников 2002 года. Учебно-методическое издание.  Вологжанина В. В./ «И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» Модель изучения темы. X класс». Уроки литературы. 2008, №10  http://www.nojournal.ru/ Елена Блинова Как сделать хорошую мастерскую. 2006, №1,2,3,4: 2007, № 1,2  Надежда Семушина. Технология мастерских творческого письма для подготовки к сочинению на ГИА в 9 классе. Мастерская «Зимняя дорога»/ Новое образование, 2011, №1
Слайд 16
Интернет ресурсы. http://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/6.htm стихотворение К. Бальмонта «Безглагольность» http://www.perovograd.ru/photogallery.php? photo_id=21 – картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь». http://www.art-portrets.ru/hudozhnik_shishkin.html портрет И. И. Шишкина (художник И. Н. Крамской.) http://earth-chronicles.ru/news/2011-10-18-10055 ответы И. И. Шишкина на вопросы анкеты. http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/mescherskaya -storona/storona.htm Паустовский, «Мещерская сторона» (текст). http://blogs.privet.ru/community/kachan? year=2010&month=02&page=2 - изображение парусного корабля.

Полный текст материала Урок подготовки к сочинению-описанию в технологии мастерской; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулятина Людмила Сергеевна  faina7415
21.05.2012 3 6314 762

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК