Метод кейс-технологии при подготовке к ГИА-9 по русскому языку




























Самотолкова Наталия Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Центр образования №1497 г.Москвы






Статья «Метод анализа ситуаций как метод кейс - технологии

при подготовке к ГИА-9 по русскому языку».

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

ГОУ ЦО №1497 ЗАО г.Москвы

Самотолковой Н.Г.

Метод анализа ситуации является одним из методов интерактивных технологий, в частности кейс - технологии. Кейс-технология впервые заявила о себе в США и активно использовалась в западном бизнес - образовании. Важнейшей характеристикой кейс - технологии является умение пользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Привлекает и такой аспект, как развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, т.е. работать с информацией. Выделяют два типа кейс - технологий: так называемые, «полевые», основанные на реальном фактическом материале, и «кабинетные», т.е. придуманные.

В последнее время кейс-технология проникает и в Российскую школу, где широкое применение получили такие методы обучения, как игровое проектирование, при котором участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом; мастер-класс преподавателя, когда обучаемые в процессе подготовки анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы; ролевые ситуации (инсценировки). К кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • метод ситуационного анализа;

  • метод инцидента;

  • метод ситуационно-ролевых игр;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • игровое проектирование;

  • метод дискуссии.

В настоящей статье рассматривается применение на уроках русского языка при подготовке к ГИА – 9 (обучение написанию сочинения на лингвистическую тему) метода ситуационного анализа. Целями данного метода являются развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, представление примеров принимаемых решений, демонстрация различных позиций и точек зрения, формирование навыков альтернативных вариантов в условиях неопределенности. Обучающиеся должны уметь как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию, сортировать информацию для решения данной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их.

Самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций классического типа, т.е. глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Разновидностью этого метода являются ситуационное упражнение и ситуационный анализ, которые на уроке русского языка можно применить следующим образом.

Обучающиеся получают комплект из семи текстов (см. Приложение) типологии С 2.1 и два заголовка: «Как написать обоснованный ответ на поставленный вопрос (С1К1)» и «Примеры-аргументы (С1К2) в сочинении на лингвистическую тему». Ставится ситуационная задача: сгруппировать тексты в соответствии с заголовками так, чтобы тексты отвечали критериям С1К1 и С1К2. В ходе ситуационной задачи обучающиеся должны прийти к рациональному выводу, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия. Анализ выбора и доказательства правильности своего решения обязательны. Так, критерию С1.К1 наилучшим образом соответствуют тексты под номерами 1 и 2, потому что фактических ошибок, связанных с пониманием исходного тезиса, нет, прокомментированы слова Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают», хотя комментарий в тексте №2 дан в конце, что не делает сочинение хуже. Критерию С1К2 наиболее соответствуют тексты №6 и №7, потому что объяснена роль одного лексического и одного грамматического явления, доказанная правильно отобранными для иллюстрации примерами. Недостатком текста №6 является подмена восклицания как грамматического явления термином «восклицательный знак»,а в тексте №7 приведен только один пример-аргумент, иллюстрирующий лексическое явление. Полученные в результате отбора тексты предлагается вклеить в папку с учебными материалами (кейс), подчеркнув в данных текстах ключевые слова с целью их дальнейшего использования для самостоятельного написания сочинения на лингвистическую тему.

В результате применения метода анализа ситуации происходит

  • развитие навыков анализа и критического мышления;

  • соединение теории и практики;

  • формирование экспертных умений и навыков;

  • представление примеров принимаемых решений;

  • демонстрация различных позиций и точек зрения;

  • формирование навыков альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

В заключение хотелось бы добавить, что кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, что дает возможность использовать временные рамки урока, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений по использованию теории, обращенной к фактическому материалу.

Приложение.

Текст №1

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждает известный лингвист Г.Степанов.

С этим высказыванием нельзя не согласиться. Действительно, словарь языка, то есть его лексический состав, содержит много слов, необходимых, чтобы назвать предмет и описать его. Люди бережно хранят слова. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек.

Но слова сами по себе не смогут выразить мысль. Для этого нужна грамматика. Чтобы эта мысль была выражена, человек должен не только правильно подобрать слова, но и поставить их в нужную форму, правильно их связать и расставить в соответствующем порядке. Если человек не имеет представления о том, как использовать слова, чтобы получить связное высказывание, то и мысли свои он изложить не сможет или сумеет выразить лишь «обрывки» мысли.

Текст №2.

Сделаем вывод из написанного выше. На примере этого текста можно убедиться, что Степанов был действительно прав. Нет ничего вокруг человека и в нем самом, чего нельзя было бы назвать словом. И для всего, что для человека важно и значительно, было подобрано слово.Человек не останавливается в своем стремлении найти более точное название всему, что представляет для него интерес. Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использование синтаксических конструкций, в которых должны будут «вложены» нужные слова.

Текст №3.

Таким образом, личный словарь автора помогает читателю понять, что именно этот автор хочет сказать, о чем он думал, размышлял, каков круг его интересов. Например, о широте интересов А.С.Пушкина, на мой взгляд, может свидетельствовать не только содержание его гениальных произведений, но и его словарь. Словарь языка А.С.Пушкина составил более двадцати тысяч слов.

Текст №4.

«Словарь свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают» - так считает известный лингвист Г.Степанов. Просмотрев данный текст, я согласился с мнением этого человека. Для подтверждения нужно обратиться к словам книги «Страницы жизни Ландау».

Текст №5.

Г.Степанов говорил: «Словарь языка свидетельствует, о чем говорят люди, а грамматика - как они думают».

Я согласен с выражением автора, потому что при общении с человеком он раскрывает себя как личность. При общении он высказывает свои мысли, свою точку зрения, раскрывает свой духовный мир.

Текст №6.

Авторское отношение к ситуации… помогают понять многие лексические средства. Рассмотрю это в следующей фразе: «Загорелся спор…» (предложение 16). Слово «загорелся» здесь используется в переносном значении, спор сравнивается с горением костра, так как он начался очень быстро, как зажигается костер, и такой спор не прекратится, пока все не «сгорит». Используемое здесь в переносном значении слово помогает читателю лучше понять атмосферу происходящего…

Из грамматических явлений в этом тексте я бы хотела рассмотреть восклицание. Мысль о важности стремления к своей цели и обязательного получения результата после затраченных усилий автор подчеркивает с помощью восклицательного знака. Докажу это следующим предложением: «Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!» (предложение 31). То, насколько важно, что Лев Ландау это понял и теперь сам будет стремиться к тому, что раньше считал недостижимым, и показывает нам восклицание.

Текст №7.

«Вначале это его чрезвычайно угнетало», - так пишет М.Бессараб об отношении Ландау к тому, что он оказался самым молодым в институте первокурсником. Обратим внимание на выбор слова «угнетало». Используя это слово, М.Бессараб хотела показать, как мучительно Ландау переживал тот факт, что его тяготило. Именно об этом она размышляла, поэтому и употребила не только этот яркий глагол, а еще и наречие «чрезвычайно».

Автор текста мыслит ясно. Точно. Это обнаруживается в умении использовать грамматические средства, позволяющие точно, кратко и одновременно емко эти мысли выражать.



Использованные материалы.

  1. Газета «Русский язык» №01,2012,с.6-8. ИД «Первое сентября».

  2. www.http:yurg6.ru/node/1832. Сайт СОШ №6 г.Юрги








Полный текст материала Метод кейс-технологии при подготовке к ГИА-9 по русскому языку смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самотолкова Наталия Геннадьевна  Наталия1497
22.05.2012 0 12522 1115

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК