Урок по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения"; 5 класс


МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Простые и сложные предложения

Урок по русскому языку в 5 классе





Ионова Галина Викторовна







Цели урока:

  1. Показать умение учащихся видеть структурные различия между простыми и сложными предложениями;

  2. определять границы сложных предложений;

  3. правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения;

  4. читать схемы сложных предложений;

  5. составлять cхемы сложных предложений ;

  6. составлять связное высказывание (текст) с использованием сложных предложений. (слайд 2)



- На прошлых уроках мы познакомились с разными видами сложных предложений. Сегодня вспомним и обобщим всё, что нам известно о сложном предложении.


1.Рассказ о сложном предложении (устный ответ ученика). Слайд 3

2Рассказ о типах сложного предложения (ответ ученика с привлечением опорных схем. Слайд 4

3.Работа с сигнальными карточками.(слайд 5)


  • Опустились лёгкие снежинки на лесные тайные тропинки.

  • Прилетели в лес метели, замостил мороз мосты.

  • Платья снежные надели все деревья, все кусты.

    • Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лёг на крыши снег.

  • Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идёт волшебница зима.

  • Зима недаром злится, прошла её пора.

  • Весна в окно стучится и гонит со двора.

4.Работа с текстом. (слайд 6)

Главные певцы улетели. Лес притих, затаился.

В лесу захозяйничал ветер. Он носился между деревьями.

Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты. Он приносил страшный северный холод.

Кругом в лесу лежал пушистый снег. Деревья могли спрятаться от холода.

- Можно ли эту запись назвать текстом?

- В чём его особенность?

- О чём этот текст?

- Как его можно озаглавить?

- Обращается ли автор к конкретному человеку или хочет описать зиму так, чтобы любой читатель мог легко представить её?

- Какой перед нами стиль текста?

- Найдите слова, выражения, которые помогут представить ветер, деревья, лес как живое существо?

- Как называется такое выразительное средство языка?

5. Составьте различные виды сложных предложений, используя бессоюзную связь, а также союзы

И, ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ (слайд 7)

6.Характеристика сложных предложений. Комментарий учащихся (слайд 8)

7.Рассказ о зиме с использованием сложных предложений. Проверка домашней работы. Выступления учащихся. Работа с текстом (Работа ученика). Исправление пунктуационных ошибок (слайды 9 - 10)

7. Графический диктант по прослушанной работе. ( слайд 11)

8. Словарная работа. (слайд 12)

УД…ВЛЯТЬ

ПОР…ЖАТЬ

- Вся наша работа связана с прекрасным, загадочным временем года. Чем удивляет, поражает нас зима?

- Придумайте предложения с записанными словами.

- Простые или сложные прозвучавшие предложения?

- Сделайте синтаксический разбор предложения:

Зима поражает нас безупречной красотой ледяных узоров.

9. Подведение итогов урока. (слайд 13)

-Чем простые предложения отличаются от сложных?

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Что общего у сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений?

- Чем от них отличается сложноподчиненное предложение?


Слайд 1
Автор Ионова Галина Викторовна МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Слайд 2
 Показать умение учащихся видеть структурные различия между простыми и сложными предложениями;  определять границы сложных предложений;  правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения;  читать схемы сложных предложений;  составлять сложные предложения по указанным схемам;  составлять связное высказывание ( текст) с использованием сложных предложений. 21.03.18 2
Слайд 3
 Сложное предложение состоит из…  Имеет … двух и более простых предложений  две и более грамматические основы по смыслу,  Части сложного  интонации, предложения союзами связываются…   Разделяются… запятой 21.03.18  3
Слайд 4
21.03.18 4
Слайд 5
Опустились легкие снежинки на лесные тайные тропинки. Прилетели в лес метели, замостил мороз мосты. Платья снежные надели все деревья, все кусты. Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лег на крыши снег. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница зима. Зима недаром злится, прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора. 21.03.18 5
Слайд 6
Главные певцы улетели. Лес притих, затаился. В лесу захозяйничал ветер. Он носился между деревьями. Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты. Он приносил страшный северный холод. Кругом в лесу лежал пушистый снег. Деревья могли спрятаться от холода. 21.03.18  Можно ли эту запись назвать текстом? В чем её особенность?  О чем текст?  Как его можно озаглавить?  Обращается ли автор к конкретному человеку или хочет описать зиму так, чтобы любой читатель мог ярко представить её?  Какой перед нами стиль текста?  Найдите слова, выражения, которые помогают представить ветер, лес, деревья как живое существо?  Как называется такое выразительное средство языка? 6
Слайд 7
Главные певцы улетели. Лес притих, затаился. В лесу захозяйничал ветер. Он носился между деревьями. Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты. Он приносил страшный северный холод. Кругом в лесу лежал пушистый снег. Деревья могли спрятаться от холода. 21.03.18 [ ], И [ [ ],[ ] ] [ ], (потому что ) [ ], (чтобы) 7
Слайд 8
Главные певцы улетели , и лес притих, затаился. В лесу захозяйничал ветер , он носился между деревьями. Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты , потому что он приносил страшный северный холод. Кругом в лесу лежал пушистый снег , чтобы деревья могли спрятаться от холода. 21.03.18 8
Слайд 9
 Пришла зимушка – зима падает легкий пушистый снег.  Я закрываю глаза и представляю как кружатся в воздухе хрусталики – снежинки.  Упадет одна и сразу создаётся музыка  Зима покрывает землю золотисто – белым ковром.  Он сияет как солнце когда вечером зажигаются огни.  Зима не дает тебе скучать она посылает ёлку с разноцветными шариками и рисует на стекле смешного зверька. 21.03.18 9
Слайд 10
Пришла зимушка – зима , падает легкий пушистый снег. Я закрываю глаза и представляю , как кружатся в воздухе хрусталики – снежинки. Упадет одна , и сразу создается музыка. Он сияет как солнце , когда вечером зажигаются огни. Зима не дает тебе скучать , она посылает ёлку с разноцветными шариками и рисует на стекле смешного зверька. 21.03.18 10
Слайд 11
[ [ [ [ [ 21.03.18 ],[ ] ] , ( как ) ],И[ ] ] , ( когда ) ],[ ] 11
Слайд 12
удивлять поражать Чем удивляет, поражает вас зима? Придумайте с этими словами предложения о зиме Простые или сложные прозвучавшие предложения? Зима поражает нас безупречной красотой ледяных узоров. (повеств., невоскл., простое, распростр.) 21.03.18
Слайд 13
 В чем отличие простых предложений от сложных?  Какие виды сложных предложений вы знаете?  Что общего у сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений?  Чем от них отличается сложноподчиненное предложение? 21.03.18 13

Полный текст материала Урок по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ионова Галина Викторовна  galinavik
31.05.2012 1 38743 3177

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК