Анализ стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у березы"; 10 класс







Соковых Надежда Николаевна

школа № 250 г. Санкт – Петербурга

учитель русского языка и литературы


Анализ стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы» А.А. Фета при изучении творчества поэта в10 классе.









Форма урока:

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Основной метод:

Обучение анализу поэтического текста и выразительному чтению.

Цели.

Образовательные:

Продолжать знакомство учащихся с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета на примере анализа данного стихотворения. Создавать условия для проникновения в тайны мастерства поэта, находить средства художественной выразительности, опираясь на теоретические понятия.

Развивающие:

Учить постигать авторскую идею, способность поэта передавать философский взгляд на восприятие жизненных явлений

Воспитывающие:

Формировать у учащихся стойкую жизненную позицию: способность осмысливать и преодолевать жизненные испытания.









Предварительное домашнее задание:

повторить сведения о жизни и творчестве А.А.Фета, подготовить (по желанию) презентацию.

Организационный момент.

Материал к уроку:

портрет Афанасия Афанасьевича Фета.

На доске высказывание А.А. Фета: « Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»

Словарь: олицетворение, эпитет, метафора, инверсия, лирический герой, художественный образ, лирический герой, авторская идея, гений

На столах учащихся тексты стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы», тетради по литературе для ведения записей, справочная таблица «Художественные средства языка».

Ход урока.

I Стадия вызова.

1.Вступительное слово учителя:

Отзывы о творчестве А.А. Фета поэтов XIX самые противоречивые:

«Защипает в носу»,- как похвалу произнесёт Л.Н. Толстой, иногда прочитав то или иное стихотворение Афанасия Афанасьевича. Бойкие фельетонисты из газеты « День» считали стихи Фета « чепуховиной». Друг поэта И.С. Тургенев писал на полях со стихами Фета: «неясно», « непонятно», « что за дьявол?»

А уж в более позднее время, в советское, звучало и такое: « Фет – прекрасный поэт…, но великий поэт – это, прежде всего, поэт социальной активности, живущий проблемами своего времени» (из « Литературной газеты» Н.Старшинов).

А сам поэт говорил так: « Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством А.А.Фета на примере стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы».

Я попрошу вас вести записи в тетрадях, необходимые для понимания авторского «Я» и содержания стихотворения, чтобы сформировать своё мнение о творчестве этого поэта и сформулировать его в кратком отзыве:

« Моё мнение о творчестве А.А.Фета на основе стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы». Попробуйте найти свои слова для оценки впечатлений

во время работы на уроке (наподобие кратких замечаний И.С.Тургенева).


II Стадия размышления.

2. Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение или сам учитель.

3. Беседа по восприятию прочитанного текста.

Учитель:

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Ответы: заставляет задуматься о том, что в жизни человеку выпадает много невзгод, как и деревьям - дубу и берёзе; разные чувства: и тревоги, и желание бороться с бедами, невзгодами.

Учитель:

-Давайте попробуем проследить за тем, как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения.

Какие зрительные образы создаёт поэт в первых двух строфах?

Перечитаем их.

4.Чтение стихотворения вслух. Аналитическая беседа.

Учитель:

-Нарисуйте словесную картину, возникающую в вашем воображении.

Ответы: Зима. Лютый холод. Всё в оцепенении. В поле, а может быть, на берегу реки, скованной льдом, или в лесу стоят дуб и берёза. Капельки-слёзы, одинокие свёрнувшиеся листочки на ветках, треснувшая кора на стволах

свидетельствуют о том, что деревьям приходится выносить.

- Какие чувства вызывает эта картина?

Ответы: сострадания, жалости, но и восхищения: они молчат!

-Перечитаем последнюю строфу. Как изменяется настроение лирического героя? Какие картины или зрительные образы создаёт в ней поэт?

Ответы: Возникает картина весны: в природе всё оживает, наступают ясные дни, причём все изменения происходят бурно, стремительно, радостно. Обновление происходит не только в природе, но и в человеке: « для новых откровений переболит скорбящая душа».

III Стадия осмысления..

Учитель:

- Попробуйте найти слова в стихотворении, выражающие авторскую идею.

Ответы: «Учись у них», «молчи», «но верь весне».

- Действительно, слёзы, стенания, жалобы, проклятия, отчаяние в часы испытаний не придают человеку сил, наоборот, они изматывают его, парализуют волю и даже приводят к самоуничтожению.

- Как названа поэтом весна? Почему, как вы думаете, подобную метафору (скрытое сравнение) использует Фет?

Ответы: Гений.

-Что означает данное слово, кого называют гением?

Ответы: человека, обладающего способностью творить, созидать.

- В греческой мифологии Гений – это дух, который является покровителем человека. Весна поэтом названа «гением» не случайно, именно она обладает способностью творить, пробуждать, обновлять, возвращать к жизни.

Преодолевать трудности, пережить страдания и суметь поверить в мечту необходимо каждому, и этому можно научиться у природы.

- Как вы думаете, данное стихотворение написано ранним Фетом или в пору

его зрелого творчества? Докажите ваше предположение.

Подтверждаю ответы учащихся или оспариваю.

Комментарий учителя: стихотворение « Учись у них – у дуба, у берёзы» написано Афанасием Афанасьевичем Фетом в период зрелого творчества, в 1883 году.

Поэту уже 63 года, за его плечами большой жизненный опыт, полный и горьких утрат, и переживаний, и надежд.

-Сделаем вывод о том, что же представляет собой данное стихотворение по характеру и содержанию?

Ответы: данное стихотворение – размышление о неразрывной связи человека и природы, поэтому мы можем сказать, что оно носит философский характер.

5.Выразительное чтение стихотворения учащимися(1 -2 чел.)

Учитель:

-Прочитаем ещё раз это стихотворение. Попробуем передать все оттенки

переживаний лирического героя.

6. Анализ художественных средств, использованных в стихотворении.

Учитель:

- А теперь остановимся на художественных особенностях стихотворения.

В основу его положен такой художественный приём, как метафора.

Согласитесь с тем, что жестокая пора, метель, холод лютый, весна – это не только явления в природе, но и в жизни человека.

-Найдите олицетворения, которые использует Фет.

Ответы: «треснула, сжимаясь», «рвёт», « за сердце хватает», « стоят», «молчат», «промчался гений, теплом и жизнию дыша».

- Какие ещё выразительные средства языка можете найти в стихотворении?

Ответы: эпитеты: «жестокая», «всё злей», « сердито», « лютый», « ясных»- живо и ярко передают картины природы и человеческого бытия.

- А теперь вспомним, что такое инверсия.

Ответы: инверсия – обратный порядок слов в предложении».

- Найдите примеры инверсии.

Ответы: « напрасные на них застыли слёзы», « и за сердце хватает холод лютый», «переболит скорбящая душа».

- Чего достигает поэт, используя приём инверсии?

Ответы: этот приём придаёт стихотворению особую выразительность, заставляет полнее ощутить глубину авторской идеи: учиться стойко и мужественно переносить жизненные испытания.

III Рефлексия

7.Обмен впечатлениями, мнениями, наблюдениями, сделанными самостоятельно и записанными в тетрадь по ходу урока.

-Что нового и интересного открыли вы для себя на уроке?

-Захотелось ли вам продолжить знакомство с творчеством А.А.Фета?

Поделитесь своими находками и открытиями.

8. Обмен впечатлениями. Дискуссия. Вопросы.

- А теперь я напомню вам высказывания поэтов и литературных критиков о творчестве А.А. Фета, которые прозвучали в начале урока.

Д.З.

Напишите дома сочинение – миниатюру « Моё мнение о творчестве А.А.Фета на основе стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы».

Выучите стихотворение наизусть.



Данный материал нигде ранее не публиковался.

42,5 КБ



Полный текст материала Анализ стихотворения А.А. Фета "Учись у них - у дуба, у березы"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соковых Надежда Николаевна  Рысик
07.06.2012 1 11807 987

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК