Японское хокку. Своебразие, идеи. Урок литературы в 7 классе с использованием технологии РКМЧП


ПРИЛОЖЕНИЕ



Японские трехстишия ( хокку).

  1. Видели все на свете

Мои глаза – и вернулись

К вам, белые хризантемы. Иссе Косуги


  1. Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел. Ранран


  1. На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер. Мацуо Басё


  1. Как я завидую тебе!

Ты высшей красоты достигнешь

И упадешь, кленовый лист! Масаока Сико


  1. Хорошо по воде брести

Через тихий летний ручей

С сандалиями в руке. Еса Бусон.


  1. Как же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету,

А на поясе длинный меч. Кёрай


  1. Как вишни хороши!

Они с коня согнали

И князя – гордеца. Исса


  1. Грузный колокол.
    А на самом его краю
    Дремлет бабочка.
    Бусон


  1. Вишни, вишни цветут!” -
    И об этих старых деревьях
    Пели когда-то.
    Басё





Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи»

Цель урока:

  • дать представление о японской поэзии хокку;

  • совершенствовать исследовательские способности учащихся,

  • углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества,

  • воспитывать интерес к поэзии;

  • развивать культуру общения и речи


Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ-технологии.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, фотографии видов Японии, самурая, икебаны, кимоно, оригами, сакуры и др., веер, чашки для чайной церемонии, белая хризантема, плакаты, коврики.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Работа с оформлением рабочих тетрадей.

  2. Стадия вызова.

1)-Лингвистическая задачка: отгадайте запрятанное слово.

...............в привычное – и вы увидите неожиданное;

............... в некрасивое – и вы увидите красивое;

............... в простое – и вы увидите сложное;

............... в малое – и вы увидите великое.

- Как вы догадались, что это за слово? ("Всматривайтесь")

-Что создает интонацию настойчивости в высказывании? (повтор, 5 раз повторяется слово). Почему так настойчив восточный мудрец? Зачем это нужно? - на этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока начнем всматриваться …хотя бы в тему нашего урока.

Объявление темы урока.

2)-Все слова в теме - ключевые. Что они значат?(идея - главная мысль, своеобразие – то, чем отличается от другого, японский - относительное прилагательное. К чему относится? к Японии)

3)- Какие ассоциации вызывает слово Япония? (работает со слайдом вместе с учениками)

4)-Выскажите свою гипотезу: о чем пойдет речь на уроке? (о хокку, это литературное произведение)

5)-Зафиксируйте этот этап урока в таблице Знаю/Хочу узнать/

-Обсудите с соседом по парте.

-Проверка. Какие цели урока поставили?



Знаю

Хочу узнать

Узнал






  1. Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.

Цель урока: познакомиться с хокку, сделать вывод об их своеобразии, научиться читать и понимать хокку.

  1. Стадия осмысления.

  1. Прочитаем хокку японского поэта Кобаяси Исса

Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и все же…

-Почему мы назовем это стихотворением?

-Какие образы увидели?

-Какая росинка, нарисуйте словами.

-Замечаем ли мы такую мелочь? А между тем она - как жизнь. Почему?

-О чем стихотворение?

-Что еще необычного для стихотворения увидели?

- Японский поэт не дает подробного рассказа о предмете или явлении, он только будит мысль читателя. Хокку является для читателя намеком, импульсом, посланным поэтом. Японский поэт ждет, что читатель станет соавтором: что-то додумает, что-то дочувствует, о чем-то догадается. Образы, которые заключены в этих стихах, должны вызвать у читателя какие-то ассоциации, чувства, настроения. Эти стихи нельзя читать быстро, нужно вдумываться.

2) Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!

Басё

-Что представили?

-Какой пион? Нарисуйте (словами).

-Какая пчела? Нарисуйте.

-О чем стихотворение? (написал, когда покидал гостеприимный дом)



3) Самостоятельная работа. Поработайте с хокку. Прочитайте, заполните таблицу. Обсудите в парах. Подготовьте понравившееся хокку к выразительному чтению.

Хокку

Что я себе представил

Ассоциации

О чем я подумал, прочитав хокку





Обсудите в парах.

Проверка.

-Читаем, обмениваемся мыслями.

III. РЕФЛЕКСИЯ.

1)-Подведем итог. Что лежит в основе хокку? - образ-картинка. Он философски переосмысливается. Автор приглашает читателя к соавторству, недоговаривает. Объем маленький, а смысла много.

4) Игра. Додумайте последнюю строчку хокку.

В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
____________ (
Бабочки родились!)Исса



Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах (схема классического хокку: 5-7-5 слогов)

Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.

  1. Мозговой штурм: Мацуо Басё в конце своей жизни написал : «Моя поэзия - вещь бесполезная…» Вы согласны с этим высказыванием?

  • К чему так настойчиво призывал восточный мудрец?

  • Заполните таблицу «Узнал».

  1. Итог урока:

-Чем сегодня занимались на уроке?

-Удалось ли достичь целей, которые вы поставили перед собой?

-Что понравилось/не понравилось на уроке?

IV. Домашнее задание: написать сочинение на тему «О чем рассказало мне хокку?»









4



Слайд 1
Урок литературы в 7 классе Волошко Любовь Игоревна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный Московской области
Слайд 2
• …………в привычное – и вы увидите неожиданное; • …………. в некрасивое – и вы увидите красивое; • ………….в простое – и вы увидите сложное; • …………..в малое – и вы увидите великое.
Слайд 3
• Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное; • Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое; • Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное; • Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. • Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…
Слайд 4
«Японское хокку. Своеобразие. Идеи»
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
•Сакура национальный символ Японии
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Знаю Хочу узнать Узнал
Слайд 18
Метёлка травы. Бьётся, дрожит под ветром Её сердечко… Исса
Слайд 19
Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела… О, с какой неохотой! Басё
Слайд 20
Хокку Что я себе представил Ассоциации О чем я подумал, прочитав хокку
Слайд 21
Что такое хокку? В чем их своеобразие?
Слайд 22
• Мацуо Басё в конце своей жизни написал : «Моя поэзия - вещь бесполезная…» • Выскажите свое согласие или несогласие с этими словами. БАСЁ (1644 - 1694)
Слайд 23
• Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное; • Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое; • Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное; • Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. • Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…
Слайд 24
Слайд 25
Создаем хокку вместе В зарослях сорной травы, Смотрите, какие прекрасные ………………………………… СПАСИБО ЗА УРОК!
Слайд 26
Использованные источники Литература. 7кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина. – 17-е изд. – М.: просвещение, 2009. Уроки литературы: • Шершнёвой Е.М., МОУ «Каськовская основная общеобразовательная школа» Куньинского района Псковской области http://pedsovet.su/load/31-1-0-10107 • Мироновой Т.А., МОУ СОШ №1, с.Михайловское, Алтайский край: http://festival.1september.ru/articles/567834/ http://yaponika.com/khokku/base Басё http://subscribe.ru/archive/culture.arch.arttrening/200905/09111405.html сакура http://images.yandex.ru/yandsearch?p=8&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8&noreask=1&im g_url=s41.radikal.ru%2Fi094%2F0906%2F90%2Fef74d7dbcbe3.jpg&pos=160&rpt=simage&lr=213 бабочка http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B&rpt=image пагоды http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%81%D0%B0%D0%B4%20%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0 %B0%D0%B8&rpt=image сад бонсаи http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D1%83%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D1%8F%D0%BC %D0%B0&rpt=image Фудзияма http://images.yandex.ru/yandsearch?p=5&text=%D0%BF%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B0%20%D0%BD %D0%B0%20%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget %2F4203%2Ftvant1.4%2F0_3f7cf_3cfe4679_XL&pos=116&rpt=simage пчела на пионе http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA %D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE&img_url=www.vokrugsveta.ru%2Fimg%2Fcmn %2F2006%2F10%2F12%2F035.jpg&pos=28&rpt=simage картинка с 1-го слайда http://www.yaponika.com/ хокку

Полный текст материала Японское хокку. Своебразие, идеи. Урок литературы в 7 классе с использованием технологии РКМЧП смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волошко Любовь Игоревна  Voloshko
13.07.2012 1 4183 657

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК