Средства создания художественного образа. Урок в 6-м классе.


Слайд 1
Сидорова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 277 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга
Слайд 2
Слайд 3
«Воображение – великий дар природы. Оно заложено в натуре человека» (К.Г.Паустовский) Воображениеизображениеотражениеобраз. Любое искусство – это создание образов. Музыка создает образы звуками, живопись – красками, литература – словами. ОБРАЗНОСТЬ основное свойство художественного произведения.
Слайд 4
Вспомните стихотворение И.А.Бунин Помню - зимний долгий вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна… А.А.Прокофьев Пруд засохший весь в зеленой ряске, В ней тростник качается, шумит, А на берегу, совсем, как в сказке, Милая Аленушка сидит…
Слайд 5
А какой образ создается этими стихами И.С.Никитина? Весело сияет месяц над селом; Белый снег сверкает Синим огоньком Месяца лучами Божий храм облит; Крест под облаками, Как свеча горит…
Слайд 6
Вот иной образ зимы. Он представлен в трехстишьях (хокку) японского поэта Исса Месяц на небесах Будто скорчился весь от мороза – Похолодало… Холод ночной, Почему на дворе не лето?! Луна меж сосен…
Слайд 7
Образы радости и печали разными авторами могут создаваться неодинаково. А.А. Фет Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся, И весенней полон жаждой…
Слайд 8
Прочитайте, подумайте, как писателю удалось передать широту, простор изображенной картины? Попробуйте обойтись без прилагательных. Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури. Выразительные прилагательные – эпитеты – играют главную смысловую и образную роль.
Слайд 9
Найдите в отрывках эпитеты. Какова их роль? Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море еще было светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. …Неспешно наплывала на луга туча в серебряных окоемах. Вставала она высокая, величавая, в синих рушниках дождей…
Слайд 10
Проследите, как предмет, действие или состояние сопоставляются по какому-либо сходству с чем-то другим: Над пестрыми косынками колыхались грабли, будто оленьи рога. Раздался по лесу хохот, словно гром загремел. Тонкая, как шелковинка с белым клубочком посредине, длинная паутина плавно взлетала. Сравнения расширяют наши представления о мире, помогают увидеть, услышать то, чего мы сами не замечали
Слайд 11
В этом стихотворении служебное слово и один из элементов сравнения не названы, мы о нем только догадываемся Вот и летние дни убавляются. Где же лета лучи золотые? Только серые брови сдвигаются, Только зыблются кудри седые. А.Фет Метафора очень похожа на загадку (Нужно отгадать, понять, какой элемент сравнения скрыт за ней)
Слайд 12
Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. Я был большой сорванец. «У этого малого, - говорили обо мне старшие, - руки и ноги налиты ртутью» …Внизу дверь на балкон широко зевала, раскрытая настежь. Метафора создает настроение; передает переживание, заражает им; она помогает взглянуть на предмет по-новому.
Слайд 13
Какими свойствами наделяются в следующем примере неодушевленные предметы? О них говорится как человеческих существах. Сыплет дождик большие горошины Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. Н.А.Заболоцкий. Олицетворение - перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления,
Слайд 14
Игра «Что на что похоже…» Задание: закончить предложения (образными сравнениями): - кузнечик, стрекочущий в траве…. -капля дождя на лепестке цветка… -ветки винограда… Попробуй составить предложения со сравнениями. Сравни с чем-либо первый снег, осенние листья, ветер, быстрый бег человека, кошачье мурлыканье, старое дерево, глаза доброго и злого человека.
Слайд 15
Что означает термин “изобразительно-выразительные средства языка”? Опишите, что вы видите на репродукции картины Н.В.Акимова «Рассвет» Используйте средства выразительности.
Слайд 16
Художественный образ, созданный писателем, художником, композитором помогает представить предмет или явление зримыми, слышимыми, неповторимыми и передают мысль и настроение автора. Обогатишься новым знаньем, Сравнив известное с известным, Похожее с ему подобным И непохожее с похожим. (Восточная мудрость)
Слайд 17
Литература 1.Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. С-Пб., 1997 2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М. 2000 Использованные Интернет ресурсы: 1.http ://nsportal.ru/shkola/literatura/library/metodika-raboty-nad-teoretiko-literat urnymi-ponyatiyami-na-urokakh-literat 2.http://levkonoe.com/modern-art/ya-zyablov-voda-i-nebo/ 3.http://artcyclopedia.ru/pejzazh_s_rozovym_oblakom_2005g-mashkov_igor_genn adevich.htm 4.http://jean-marc.janiaczyk.pagesperso-orange.fr/Mes_peintures.htm 5.http://www.liveinternet.ru/users/virena2008/post111856526/ 6. http://www.bibliotekar.ru/kHokusay/8.htm
Слайд 18
7. http://palitra-ru.ru/index.php?page=ajvazovskij-ivan-konstantinovic h http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures /3923/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0 8. http://artcyclopedia.ru/pered_dozhdem_1870-1871-vasilev_fedor_ aleksandrovich.htm 9. http://www.artandphoto.ru/pic.php?razd=art1&id=8720&artist=993 10. http://www.lenagold.ru/fon/main.html 11. http://gallerix.ru/storeroom/1981365353/N/314472186/ 12. http://www.artlib.ru/objects/gallery_111/artlib_gallery-55662-b.jpg 13. http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/big/532-2.htm

Полный текст материала Средства создания художественного образа. Урок в 6-м классе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидорова Светлана Викторовна  svikta
02.08.2012 2 8819 1392

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК