«Жизнь Жилина и Костылина в плену». Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


Учитель: Кузнецова Юлия Николаевна

МБОУ СОШ №3 г.о. Самара

Тема: «Жизнь Жилина и Костылина в плену».

Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под ред. В.Я.Коровиной.

2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс, Просвещение, 2010.

3.Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс.

4.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…

Дидактические материалы 5 класс.

Время реализации занятия: 40 минут

Авторский медиапродукт: Компьютерная презентация «Жизнь Жилина и Костылина в плену».

Цель урока: 1.Понять особенности жизни незнакомого народа.

2.Подвести учащихся к пониманию поведения

и взаимоотношения людей в исключительных условиях.

Задачи урока:

Образовательные:

- совершенствовать умение анализировать текст;

- отработать навыки выразительного чтения;

- научить подбирать и связывать между собой эпизоды для характеристики героя.

Развивающие:

- развивать навыки анализа текста.

Воспитательные:

- привлечь внимание учащихся к отдельным событиям рассказа, в которых

раскрываются персонажи.

Тип урока:

  • урок применения знаний и умений;

Форма урока:

  • урок-беседа.

Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого

2. Наглядные средства (иллюстрации)

3. Технические средства (компьютер, проектор)


План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

3 мин.

2. Актуализация знаний

5 мин.

3. Изучение нового материала

20 мин.

4. Закрепление

6 мин.

5. Оценивание

3 мин.

6. Домашнее задание

3 мин.


Ход урока:

Вводное слово учителя.

Сегодня мы второй урок беседуем по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». И наш урок мы неслучайно начали с музыки. Чем она характеризуется? Ведь сегодня мы будем говорить об особенностях жизни людей Кавказа, о поведении русских людей в чужой и незнакомой для них стороне.

Учитель: Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе?

Ответ:

- война на Кавказе;

- столкновение русских войск с горцами;

- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.

( предполагается индивидуальное сообщение или групповая работа)

Учитель: Правильно. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться? Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)

Учитель: Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:

-каким увидел Жилин аул после пленения;

-как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.

Учитель: Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца? Ответ: - аул

- сакля

- мечеть

Словарная работа.

Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?

А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова?

(Под запись в тетрадь дается значение слов аул, сакля, мечеть)

Словарь урока.

Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля- жилище кавказских горцев.

Мечеть - мусульманская церковь.

Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). Что мы видим? (Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.)

А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?

Учитель: А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.

( Учитель обращает внимание учащихся на детали)

Ответ: - стены глиной гладко вымазаны;

- ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в серебре;

- пуховые подушки.

Учитель: А каков быт горцев? В чем отличие от русских?

Ответ: - в сакле нет мебели;

- люди сидят на полу, сняв обувь;

- едят руками;

- после еды моют руки и молятся.

Учитель: Почему?

Ответ: Обычаи, так было всегда.

Учитель: А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских?

Ответ: (Вторая и третья группа учащихся отвечают по тексту)

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации (на доске).

Учитель: А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?

Ответ: - Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;

- вызвать у читателя интерес;

- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. Вы убедились, что описание, иллюстрации помогают читателям ярче представить изображаемое.

А теперь вернемся ко второму вопросу нашего урока:

- Как вели себя Жилин и Костылин в плену?

Учитель: Антитеза в описании двух офицеров намечена еще в первой главе. Расскажите о поведении героев. Что такое антитеза? (четвертая группа учащихся)

Ответ: Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.

Антитеза - противопоставление, противоположность

Учитель: А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

Ответ: Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. (Антитеза)

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

Учитель: Ребята, найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин

Костылин

ходит по аулу

спит

всматривается

Скучает

выпытывает информацию

считает дни

рукодельничает

ждет ответ на письмо

Учитель: Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете?

Ответ: - метафора;

- эпитет;

- сравнение;

Учитель: Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!».

  1. «По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)

  2. «… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)

3-4. Учащиеся самостоятельно находят примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа.

Учитель: Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

Ответ: - Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

Учитель: Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

Ответ: Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг.

Учитель: Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

Ответ: Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

Учитель: А Костылин?

Ответ: Он безвольно ждет решения своей судьбы.

Учитель: Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Итоги урока:

Познакомились с жизнью кавказского аула;

  1. Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.

Учитель: А на чьей вы стороне? Кто вам больше понравился? Чем?

Домашнее задание:

  1. Составить план описания сакли или аула.

  2. Прочитать текст рассказа до конца.

  3. Подготовить пересказ первого побега из плена.

Список использованной литературы:

1. Л.Н.Толстой. Детская литература «Кавказский пленник».

2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы – М.: Просвещение, 2001

3. Соловьева Ф.Е. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в V классе.




Полный текст материала «Жизнь Жилина и Костылина в плену». Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Юлия Николаевна  kuznetsova167
17.10.2012 0 12110 1313

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК