Конспект урока русского языка "В гостях у осени" по теме "Главные члены предложения"


Цель урока: систематизировать приобретенные знания о главных членах

предложения; выработать умения правильно ставить тире

между подлежащим и сказуемым; умение использовать знания

о главных членах в письменной речи, при анализе текста;

совершенствовать навыки монологической и диалогической

речи.


Ход урока:

I. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.


II. Материал для наблюдения.

Запись на доске.


Р..няет лес б..гряный свой убор,

Сребрит моро.. увянувшее поле,

Проглян..т (как)будто (по)неволе

И скро..тся за край окружных гор.


- Прочитайте надпись на доске.

- Какая картина представляется вам?

- Почему не понятна?

- Что такое основа предложения?

- Попробуйте восстановить главные члены в этой записи. Для этого вспомните, из какого стихотворения эти строки.

( Учитель открывает запись.)

- Перед нами отрывок из стихотворения А.С. Пушкина « 19 октября. »

- Согласны ли вы, судя по проделанной работе, с утверждением лингвиста Ширяева о том, что предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи? Это легко обнаружить, задавая вопрос от одного члена предложения к другому. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки. Сказуемое – главный распорядитель синтаксической цепочки.


III. Формулировка цели урока.

- Сегодня на уроке мы повторим сведения о главных распорядителях синтаксической цепочки.

- Подскажите.

- Давайте обратимся к еще одной записи. Прочитаем ее.


Злюкий тябрь сыляпает репсти с рикочневых руков ребез.


- Понятно ли о чем идет речь?

- Если не принимать во внимание смысл, является ли запись предложением с точки зрения грамматики?

- Попробуем найти здесь подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее тябрь выражено существительным. А чем еще может быть выражено подлежащее?

- Можем ли мы определить вид сказуемого сыляпает?

- Как вы определили?

- Какие виды сказуемых вы еще знаете?

- Попробуйте расшифровать данную запись.

( Злой октябрь осыпает перстни с коричневых рук берез.)

Т.О. подлежащее и сказуемое легко обнаружить даже в такой зашифрованной записи.

- С какими пунктуационными правилами мы познакомились, изучая подлежащее и сказуемое?

- Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

- Когда между подлежащим и сказуемым тире не ставится?

- Ребята, мы не зря сегодня обратились к стихотворным строкам об осени. Многие поэты, писатели, художники воспевали эту пору в своих творениях. Для многих из них осень – одно из любимейших времен года. И сегодня они приглашают нас в гости к осени.

В этом году золотая осень долго радовала нас своей красотой. Но ветер и холода лишили её наряда. И наше дерево теперь стоит без единого листа. На время мы попытаемся вернуть ему первозданный вид. А поможем мы своими знаниями. За каждый правильный ответ вы будете получать осенний листок, и чем больше правильных ответов, тем красивее будет осенний наряд.

- Ребята, каждому из вас был вручен пригласительный билет в гости к осени. Но чтобы попасть на этот праздник, нам нужно выполнить задание теста. А проверят правильность выполнения этого задания хозяйки праздника…

( объяснение задания и выполнение теста )

- А пока идет проверка тестового задания, мы вернемся к стихотворению А.С. Пушкина и объясним пропущенные орфограммы. У доски эту работу выполняет…, а вы , ребята, работаете на карточках.

Оглашение результатов теста.

- Я думаю, что ребят нужно пропустить на сегодняшний праздник с условием, что они обязательно повторят изученное на прошлых уроках и исправят свои ошибки.

- Итак, мы в гостях у осени, куда нас пригласили известные поэты. Давайте обратимся к их стихам, «посмотрим», в какую осень мы попали, понаблюдаем, как «работают» в стихах подлежащее и сказуемое, ведь слово в художественном тексте обретает новую жизнь, обнаруживает свои дополнительные значения, зажигается красками, включаясь в гармонию стиха.

- Давайте еще раз обратимся к замечательным стихам Пушкина.

- Какое настроение вызывает у вас этот отрывок?

- А благодаря чему достигается такое настроение?

- Как называется этот прием?

Т.О. грустное и печальное настроение передают глаголы – сказуемые, которые выполняют еще и роль сказуемых-олицетворений.

- А в чем необычность глагола – сказуемого сребрит? В какой форме он употреблен?

- Как вы думаете эта форма глагола – сказуемого выбрана Пушкиным не случайно?

- И действительно, природа увядает, но это происходит пышно, торжественно.

- Обратитесь к стихотворным строкам и найдите те из них, которые передают такое же настроение?

- Какую роль здесь играют глаголы – сказуемые? Какие слова передают торжественность природы?

- Чем интересно это стихотворение?

- Чем выражено подлежащие?

- Какую роль играют эти подлежащие в стихотворении?

- Какие еще строки вам хотелось бы прочитать?

- Какие глаголы – сказуемые вы увидели в этом стихотворении?

- Чем необычно подлежащее «хлад»?

Такой предстала осень в стихах поэтов. Посмотрим, а какой увидели осень композиторы.

- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

- Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?

- Обратите внимание на «царя» предложения - сказуемое. Назовите их.

- Чем выражено именное сказуемое?

- Эти глаголы – сказуемые передают личное отношение автора к осени, а составное именное сказуемое, выраженное ??? прилагательным называет не постоянный признак, а развивающийся во времени.

- А чем выражено подлежащее?

- Почему поэт вводит в стихотворение подлежащее – местоимение?

Подлежащее, выраженное личным местоимением, придает стихотворению оттенок искренности, взволнованности, задушевности.

- А какую картину представила…?

- Чем необычны грамматические основы предложения в этом стихотворении?

- Теряется ли от этого прелесть стихотворения?

- В стихотворении нет глаголов – сказуемых, смысловую нагрузку взяли на себя существительные – подлежащие.

- А что скажут нам ребята, получающие музыкальное образование?

- Благодаря чему достигается быстрота темпа стихотворения?

- Почему автор повторяет слова?

- Установите на слух, как автор передает звуки осени?

- Как называется такой прием, когда своим звучанием слова напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления?

- Итак, мы убедились с вами в том, что подлежащее и сказуемое в поэтическом тексте обретают новую жизнь.

Впечатления, навеянные осенью великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.

- Давайте посмотрим, а какой осень видит художник?

- Вика получила задание понаблюдать за тем, у кого из русских художников, осенние пейзажи самые выразительные.

- Какой тип речи, использовала Вика, создавая рассказ по картине?

- Обратите внимание на текст, Вика подготовила вам его заранее. Посмотрите его еще раз.

- Как вы считаете, удачно ли подобран текст к уроку?

- Какие формы сказуемых встречались в тексте?

- А каких сказуемых больше? Почему?


Вывод. Убедились ли мы в том, что подлежащее – существительное и сказуемое – глагол в тексте играют главную роль?


Домашнее задание. Используя эти типы сказуемых, составьте дома сочинение – миниатюру на тему « Осень за окном моего дома. »


Итог:

- Давайте оценим нашу работу на уроке. Составьте осенний букет из своих листиков.

- Помогли ли мы осени? Кто больше, кто меньше, делайте вывод сами…





Полный текст материала Конспект урока русского языка "В гостях у осени" по теме "Главные члены предложения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермилова Марина Владимировна  mayban
16.04.2010 4 10969 1446

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК