Конспект урока по русскому языку "Раздельное написание "НЕ" с деепричастиями"; 7 класс


Шаяхметова Айгуль Анваровна

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 с.Чишмы

Чишминского района Бесп.Башкортостан


Тема урока: Раздельное написание «не» с деепричастиями


УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. по русскому языку для 7 класса.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание условий для развития умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также формировать новые знания, сотрудничать в группе.

Задачи:

-Сформировать навык написания «не» с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

-Развивать умение определять учебную задачу, планировать действия по её решению, сравнивать, применять полученные знания на практике.

-Организовать сотрудничество учащихся с учителем в процессе обучения.

Планируемый результат: учащиеся должны получить представление о правиле написания «не» с деепричастиями в сопоставлении с глаголами; организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке; уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы; воспитание нравственной чуткости учащихся.

Виды деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  1. Опорная схема «Деепричастие – самостоятельная часть речи»

  2. Слова – исключения

  3. Раздаточный материал «Составь пословицы»

Учебно-методическая литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учебн. для общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2013.

  2. Русского языка в 7 классе:пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г.А.Богданова.-М.:,2012.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель:

- Ребята! Сегодня мы познакомимся с правописанием «не» с деепричастиями, повторим сведения о морфологических и синтаксических признаках деепричастий. Опорная схема – конспект (на доске) поможет нам в работе.

1. Слово учителя о востребованности изучаемых тем по разделу «Деепричастие» при подготовке к ОГЭ(9кл.)-задание №9, ЕГЭ(11кл.)-задания №7,12,16.

2. Повторение сведений о деепричастии по опорной схеме :

- Дайте определение изучаемой части речи.

- Что общего имеют и в чем различаются деепричастия и глаголы? Деепричастия и наречия?

- Что называется деепричастным оборотом?

- Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?


В это же время у доски работает 1 учащийся. (Индивидуальное задание: произвести синтаксический разбор предложения, предварительно расставив знаки препинания и раскрыв скобки.)

(Маленькая собачка свернувшись лежит (не) лает (не) кусает а в дом не пускает)

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Проверка индивидуальной работы учащегося у доски. Комментирование учащимся произведенного синтаксического разбора предложения, объяснение пунктуации, правописания частицы «не» с глаголами.


III. Изучение нового материала.

  1. Продолжение работы с предложением (п.II.2), используя вместо глаголов с «не» однокоренные деепричастия с «не». Получившееся предложение учащиеся записывают в тетрадях: Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лая, не кусая и в дом не пуская.

Вывод учащихся:

- Как и глаголы, деепричастия с «не» написали раздельно. Слова лая, кусая, пуская употребляются без не.


  1. Учитель:

- Сравните самостоятельно сделанный вывод с орфограммой № 56 (§30, стр.82), обратите внимание на графическое обозначение данной орфограммы.

( Учащиеся читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.)

- Проанализируйте правописание слов-исключений.

На демонстрационной доске представлены слова-исключения: ненавидя, негодуя, недоумевая, недомогая, неистовствуя. Учащиеся произносят слова, четко их проговаривая; определяют значение слова «неистовствуя» - от глагола «неистовствовать»(свирепствовать, беситься, зверствовать, лишиться разумного начала). Самостоятельно составляют и записывают предложение, включив деепричастие неистовствуя. Несколько вариантов составленных предложений зачитываются учащимися.


  1. Составление алгоритма действий при написании «не» с деепричастиями (работа проводится в группах):

а) определяем часть речи данного с «не» слова;

б) если это деепричастие, выясняем, употребляется ли оно без «не» или же оно относится к словам-исключениям;

в) если деепричастие не является словом-исключением, то с «не» оно пишется раздельно, если же это деепричастие слово-исключение, то с «не» оно пишется слитно.


IV. Закрепление изучаемого материала.


  1. Работа по учебнику. Выполнение упр.192( стр.82) - письменно. У доски работают двое учащихся: записывают по 2 предложения из упражнения, последовательно комментируя правописание «не» с деепричастиями, постановку пропущенных запятых. Остальные учащиеся оформляют упражнение в тетрадях. В ходе выполнения письменной работы определяется поучительный смысл каждой из приведенных пословиц.

  2. Комментированное письмо упр.193 (стр.82).

В это время один учащийся выполняет работу по карточке у доски.

Карточка 1. Записать словосочетания, раскрывая скобки:

Работать (не) покладая рук; (не) беспокоясь ни о чем; (не) заметив ошибки, (не) веря своим глазам, (не) страшась (не) взгод, (не) доумевая по поводу случившегося.

Проверка выполнения работы учащегося: он объясняет выбор слитного и раздельного написания «не».

Учитель: - Обратите внимание на правописание существительного невзгоды (слово не употребляется без не).

- Вспомните синонимы существительного невзгоды.( Трудности, препятствия).

- Назовите фразеологические обороты среди приведенных словосочетаний.


  1. Работа в группах (по 4 учащихся ): составить и записать пословицы из данных на отдельных карточках словосочетаний: (не)зная броду; (не) развязав мешок; (не)накормив лошадь; (не) продавай шкуры; говоришь (не) думая; (не)суйся в воду; (не)узнаешь, что в нем; далеко (не)уйдешь; (не)убив медведя; что стрелять без цели.

В конце письменной работы учащиеся зачитывают пословицы, комментируя правописание «не» с деепричастиями и глаголами, а также значения составленных пословиц:

  1. Не зная броду, не суйся в воду.

  2. Не развязав мешок, не узнаешь, что в нем.

  3. Не накормив лошадь, далеко не уедешь.

  4. Не продавай шкуры, не убив медведя.

  5. Говорить не думая – что стрелять без цели.

V. Подведение итогов урока.

- С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

- Как пишется «не» с деепричастиями?

- Все ли деепричастия пишутся с «не»раздельно? Назовите слова-исключения.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание:

  1. Учить орф.№56;

  2. выполнить упражнение 194.








Полный текст материала Конспект урока по русскому языку "Раздельное написание "НЕ" с деепричастиями"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаяхметова Айгуль Анваровна  Публикатор
02.11.2016 0 7475 445

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК