Конспект урока по русскому языку "Раздельное написание "НЕ" с деепричастиями"; 7 класс


Урок русского языка в 7 классе по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Тема "Раздельное написание "НЕ" с деепричастиями" рассматривается в сопоставлении с правописанием глаголов, что определяет ее активное восприятие учащимися. Совместные виды работы направлены не только на усвоение темы урока, но и на расширение словарного запаса учащихся, организацию сотрудничества в ходе урока.

В качестве дидактических материалов урока использованы пословицы и поговорки, которые несут воспитательную функцию, а также определяют межпредметную связь уроков русского языка и литературы (раздел "Фольклор"). Учащиеся в ходе урока легко усвоили новый материал, чему способствовали совместные и групповые формы работы. Данный урок был представлен мною в качестве открытого урока на одном из районных семинаров учителей русского языка и литературы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
 

Цель урока: создание условий для развития умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также формировать новые знания, сотрудничать в группе.
 

Задачи: 

  • Сформировать навык написания «не» с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.
  • Развивать умение определять учебную задачу, планировать действия по её решению, сравнивать, применять полученные знания на практике.
  • Организовать сотрудничество учащихся с учителем в процессе обучения.

Планируемый результат: учащиеся должны получить представление о правиле написания «не» с деепричастиями в сопоставлении с глаголами; организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке; уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы; воспитание нравственной чуткости учащихся.
Виды деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
 

Оборудование:

  1. Опорная схема «Деепричастие – самостоятельная часть речи»
  2. Слова – исключения
  3. Раздаточный материал «Составь пословицы»

 Учебно-методическая литература: 

  1. Русский язык. 7 класс: учебн. для общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2013.
  2. Русского языка в 7 классе:пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г.А.Богданова.-М.:,2012.

Ход урока
I. Организационный момент.
  Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
 

II. Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний.
  Учитель:
   - Ребята!  Сегодня мы познакомимся с правописанием «не» с деепричастиями, повторим сведения о морфологических и синтаксических признаках деепричастий. Опорная схема – конспект (на доске) поможет нам в работе.

  1. Слово учителя о востребованности изучаемых тем по разделу «Деепричастие» при подготовке к ОГЭ(9кл.)-задание №9, ЕГЭ(11кл.)-задания №7,12,16. 
  2. Повторение  сведений о деепричастии по опорной схеме : 
  3. Дайте определение изучаемой части речи. 
  • Что общего имеют и в чем различаются деепричастия и глаголы? Деепричастия и наречия?
  • Что называется деепричастным оборотом?
  • Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?

 В это же время у доски работает 1 учащийся. (Индивидуальное задание: произвести синтаксический разбор предложения, предварительно расставив знаки препинания и раскрыв скобки.) 
(Маленькая собачка свернувшись лежит (не) лает (не) кусает а в дом не пускает)
 Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. 
   Проверка индивидуальной работы учащегося у доски. Комментирование учащимся произведенного синтаксического разбора предложения,    объяснение пунктуации, правописания частицы «не» с глаголами.

 
III. Изучение нового материала.

  1. Продолжение работы с  предложением (п.II.2), используя вместо глаголов с «не» однокоренные деепричастия с «не». Получившееся предложение  учащиеся записывают в тетрадях: Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лая, не кусая и в дом не пуская.
  2.   Вывод учащихся:- Как  и глаголы,  деепричастия с «не» написали  раздельно. Слова лая, кусая, пуская употребляются без не.

Учитель:

- Сравните самостоятельно сделанный вывод с орфограммой № 56 (§30, стр.82), обратите внимание на графическое обозначение данной орфограммы.
( Учащиеся читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.)
            - Проанализируйте правописание слов-исключений.
   На демонстрационной доске представлены слова-исключения: ненавидя, негодуя, недоумевая, недомогая, неистовствуя. Учащиеся произносят слова, четко их проговаривая; определяют  значение слова «неистовствуя» - от глагола «неистовствовать»(свирепствовать, беситься, зверствовать, лишиться разумного начала). Самостоятельно составляют и записывают предложение, включив деепричастие неистовствуя. Несколько вариантов составленных предложений  зачитываются учащимися.

3.    Составление алгоритма действий при написании «не» с деепричастиями (работа проводится в группах):

  •  определяем часть речи данного с «не» слова;
  •  если это деепричастие, выясняем, употребляется ли оно без «не» или же оно относится к словам-исключениям;
  •  если деепричастие не является словом-исключением, то с «не» оно пишется раздельно, если же это деепричастие слово-исключение, то с «не» оно пишется слитно.

IV. Закрепление изучаемого материала.

  1. Работа по учебнику. Выполнение упр.192( стр.82) - письменно. У доски работают двое учащихся: записывают по 2 предложения из упражнения, последовательно комментируя правописание «не» с деепричастиями, постановку пропущенных запятых. Остальные учащиеся оформляют упражнение в тетрадях. В ходе выполнения письменной работы определяется  поучительный смысл каждой из приведенных пословиц.
  2. Комментированное письмо упр.193 (стр.82).

В это время один учащийся выполняет работу по карточке у доски.
Карточка 1. Записать словосочетания, раскрывая скобки: 
Работать (не) покладая рук; (не) беспокоясь ни о чем; (не) заметив ошибки, (не) веря своим глазам, (не) страшась (не) взгод, (не) доумевая по поводу случившегося.
Проверка выполнения работы учащегося: он объясняет выбор слитного и раздельного написания «не».
 Учитель: - Обратите внимание  на  правописание существительного невзгоды (слово не употребляется без не).
- Вспомните синонимы существительного невзгоды.( Трудности, препятствия).
- Назовите фразеологические обороты среди приведенных словосочетаний.

3.    Работа  в  группах (по 4 учащихся ): составить и записать пословицы из данных  на отдельных  карточках словосочетаний: (не)зная броду; (не) развязав мешок; (не)накормив лошадь; (не) продавай шкуры; говоришь (не) думая; (не)суйся в  воду; (не)узнаешь, что в нем; далеко (не)уйдешь; (не)убив медведя; что стрелять без цели.
В конце письменной работы учащиеся зачитывают пословицы, комментируя правописание «не» с деепричастиями и глаголами, а также значения составленных пословиц:

  1. Не зная броду, не суйся в воду.
  2. Не развязав мешок, не узнаешь, что в нем.
  3. Не накормив лошадь, далеко не уедешь.
  4. Не продавай шкуры, не убив медведя.
  5. Говорить не думая – что стрелять без цели.

V. Подведение итогов урока.
 - С какой орфограммой вы познакомились на уроке?
 - Как пишется «не» с деепричастиями?
 - Все ли деепричастия пишутся с «не»раздельно? Назовите слова-исключения.
Выставление оценок.


Полный текст материала Конспект урока по русскому языку "Раздельное написание "НЕ" с деепричастиями"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаяхметова Айгуль Анваровна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2 села Чишмы Чишминского района Республики Башкортостан
02.11.2016 0 602 89
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0