Конспект урока по русскому языку "Раздельное написание "НЕ" с деепричастиями"; 7 класс
Шаяхметова Айгуль Анваровна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 с.Чишмы
Чишминского района Бесп.Башкортостан
Тема урока: Раздельное написание «не» с деепричастиями
УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. по русскому языку для 7 класса.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: создание условий для развития умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также формировать новые знания, сотрудничать в группе.
Задачи:
-Сформировать навык написания «не» с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.
-Развивать умение определять учебную задачу, планировать действия по её решению, сравнивать, применять полученные знания на практике.
-Организовать сотрудничество учащихся с учителем в процессе обучения.
Планируемый результат: учащиеся должны получить представление о правиле написания «не» с деепричастиями в сопоставлении с глаголами; организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке; уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы; воспитание нравственной чуткости учащихся.
Виды деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
Опорная схема «Деепричастие – самостоятельная часть речи»
Слова – исключения
Раздаточный материал «Составь пословицы»
Учебно-методическая литература:
Русский язык. 7 класс: учебн. для общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2013.
Русского языка в 7 классе:пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г.А.Богданова.-М.:,2012.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний.
Учитель:
- Ребята! Сегодня мы познакомимся с правописанием «не» с деепричастиями, повторим сведения о морфологических и синтаксических признаках деепричастий. Опорная схема – конспект (на доске) поможет нам в работе.
1. Слово учителя о востребованности изучаемых тем по разделу «Деепричастие» при подготовке к ОГЭ(9кл.)-задание №9, ЕГЭ(11кл.)-задания №7,12,16.
2. Повторение сведений о деепричастии по опорной схеме :
- Дайте определение изучаемой части речи.
- Что общего имеют и в чем различаются деепричастия и глаголы? Деепричастия и наречия?
- Что называется деепричастным оборотом?
- Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?
В это же время у доски работает 1 учащийся. (Индивидуальное задание: произвести синтаксический разбор предложения, предварительно расставив знаки препинания и раскрыв скобки.)
(Маленькая собачка свернувшись лежит (не) лает (не) кусает а в дом не пускает)
Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Проверка индивидуальной работы учащегося у доски. Комментирование учащимся произведенного синтаксического разбора предложения, объяснение пунктуации, правописания частицы «не» с глаголами.
III. Изучение нового материала.
Продолжение работы с предложением (п.II.2), используя вместо глаголов с «не» однокоренные деепричастия с «не». Получившееся предложение учащиеся записывают в тетрадях: Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лая, не кусая и в дом не пуская.
Вывод учащихся:
- Как и глаголы, деепричастия с «не» написали раздельно. Слова лая, кусая, пуская употребляются без не.
Учитель:
- Сравните самостоятельно сделанный вывод с орфограммой № 56 (§30, стр.82), обратите внимание на графическое обозначение данной орфограммы.
( Учащиеся читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.)
- Проанализируйте правописание слов-исключений.
На демонстрационной доске представлены слова-исключения: ненавидя, негодуя, недоумевая, недомогая, неистовствуя. Учащиеся произносят слова, четко их проговаривая; определяют значение слова «неистовствуя» - от глагола «неистовствовать»(свирепствовать, беситься, зверствовать, лишиться разумного начала). Самостоятельно составляют и записывают предложение, включив деепричастие неистовствуя. Несколько вариантов составленных предложений зачитываются учащимися.
Составление алгоритма действий при написании «не» с деепричастиями (работа проводится в группах):
а) определяем часть речи данного с «не» слова;
б) если это деепричастие, выясняем, употребляется ли оно без «не» или же оно относится к словам-исключениям;
в) если деепричастие не является словом-исключением, то с «не» оно пишется раздельно, если же это деепричастие слово-исключение, то с «не» оно пишется слитно.
IV. Закрепление изучаемого материала.
Работа по учебнику. Выполнение упр.192( стр.82) - письменно. У доски работают двое учащихся: записывают по 2 предложения из упражнения, последовательно комментируя правописание «не» с деепричастиями, постановку пропущенных запятых. Остальные учащиеся оформляют упражнение в тетрадях. В ходе выполнения письменной работы определяется поучительный смысл каждой из приведенных пословиц.
Комментированное письмо упр.193 (стр.82).
В это время один учащийся выполняет работу по карточке у доски.
Карточка 1. Записать словосочетания, раскрывая скобки:
Работать (не) покладая рук; (не) беспокоясь ни о чем; (не) заметив ошибки, (не) веря своим глазам, (не) страшась (не) взгод, (не) доумевая по поводу случившегося.
Проверка выполнения работы учащегося: он объясняет выбор слитного и раздельного написания «не».
Учитель: - Обратите внимание на правописание существительного невзгоды (слово не употребляется без не).
- Вспомните синонимы существительного невзгоды.( Трудности, препятствия).
- Назовите фразеологические обороты среди приведенных словосочетаний.
Работа в группах (по 4 учащихся ): составить и записать пословицы из данных на отдельных карточках словосочетаний: (не)зная броду; (не) развязав мешок; (не)накормив лошадь; (не) продавай шкуры; говоришь (не) думая; (не)суйся в воду; (не)узнаешь, что в нем; далеко (не)уйдешь; (не)убив медведя; что стрелять без цели.
В конце письменной работы учащиеся зачитывают пословицы, комментируя правописание «не» с деепричастиями и глаголами, а также значения составленных пословиц:
Не зная броду, не суйся в воду.
Не развязав мешок, не узнаешь, что в нем.
Не накормив лошадь, далеко не уедешь.
Не продавай шкуры, не убив медведя.
Говорить не думая – что стрелять без цели.
V. Подведение итогов урока.
- С какой орфограммой вы познакомились на уроке?
- Как пишется «не» с деепричастиями?
- Все ли деепричастия пишутся с «не»раздельно? Назовите слова-исключения.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание:
Учить орф.№56;
выполнить упражнение 194.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаяхметова Айгуль Анваровна
→ Публикатор 02.11.2016 0 7475 445 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.