Конспект урока русского языка "Наречие как часть речи"; 7 класс


 

Урок русского языка в 7-м классе по теме

«Наречие как часть речи» (по программе М. Разумовской)

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Цель: 1. Помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки.

2. Продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи:

Образовательные цели и задачи:

  • сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;

  • выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главный морфологический признак – неизменяемость, синтаксическую функцию);

  • выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;

  • научить опознавать наречие в тексте;

  • совершенствовать умение работать с текстом;

  • содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать творческие и исследовательские способности учащихся;

  • развивать умение сопоставлять, сравнивать и противопоставлять языковые явления;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные цели и задачи:

  • на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;

  • способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;

  • воспитывать интерес к изучению предмета.

  •  

ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный дидактический материал, компьютер, проектор.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент .

 

  • Замедленно, почти что на весу,
    Плывут снежинки тихо, беззаботно.
    Ловлю – они повсюду – на носу,
    На лбу, ресницы трогают щекотно!

    Мороз кусает! Что его укус –
    Знакомые проделки и повадки!
    Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
    Пломбирны, восхитительны и сладки!

    Восторженность! Волшебная пора –
    Метель очаровала белизною!
    Счастливый, я стою среди двора,
    И кружатся снежинки надо мною!

Осип Беленький

Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

- Чувством радости, счастья, восторженности!

- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?

- Пломбирны.

- Есть ли такое слово в русском языке?

- Нет.

- Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.

- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение.

 

2. Актуализация полученных знаний.

(Слайд )– Давайте рассмотрим первое предложение первой строфы. Скажите, благодаря каким словам мы ощущаем, как снежинки падают? (Замедленно, на весу, тихо, беззаботно.)

Определите, к какой части речи принадлежат эти слова? Как вы определили? (Ребята высказываются)

А что мы уже знаем об этой части речи?.(Составление кластера)

 

3. Сообщение темы и целей урока.

Сформулируте тему сегодняшнего урока. (Слайд )

Перед вами лежат листочки, на которых сформулированы цели нашего урока. Выберите то, что вам близко на данный момент.

 

 

1. Я узнаю, что такое наречие.

 

2. Я научусь определять основные грамматические признаки наречия.

 

3. Я научусь находить наречия в тексте.

 

4. Я узнаю, какую роль выполняют наречия в нашей речи.

 

 

4. Изучение нового материала

Работа по учебнику. Стр. 80.

Читаем параграф и отмечаем, что нам уже известно о наречии, а что для нас новое. (Пустые клетки кластера заполняются)

Посмотрите, как о наречии говорили известные писатели и лингвисты.

(Слайд )

1. Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол. (А.С. Пушкин)

2. Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М.Горький)

3. Без наречий утратилась бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик. (П.С. Пустовалов, лингвист)

Скажите, что общего в этих суждениях? (Писатели и лингвисты говорят об огромной роли наречий: без них наша речь была бы беднее)

Я думаю, что вы сейчас это докажите. Проведём исследовательскую работу. Перед вами лежит текст. Это отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».

(Текст лежит у каждого на партах)

 

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом. Тени быстро густели. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

 

Определите стиль и тип речи.

Выписать из текста словосочетания с наречиями. Каким членом предложения будут являться эти наречия?

Скажите, какую роль играют наречия в данном тексте. (Наречия помогают более точно нарисовать картину приближающейся грозы. Тургенев детально показывает изменения в природе)

В каком значении употреблено наречие «резко»? (Вдруг, внезапно, сильно). Докажите, что слово «резко» более точно обозначает признак действия глаголов «застучали, зашлёпали». (Помогает звукопись: звуки «р», «с», а также «с», «ч», «ш», «п» в глаголах передают быстроту глухо падающих капель)

Согласны вы с А.С. Пушкиным, который сказал: «Наречия живописуют глагол»? Послушайте этот же текст без наречий. (Читает учитель).

И.С. Тургенев дал великолепное словесное описание грозы. А известные русские художники на своих полотнах запечатлели неповторимую стихию природы красками. (Демонстрация слайдов с изображением картин И.И. Шишкина «Лес перед грозой», «Перед грозой», Бориса Валентиновича Щербакова «Вихри грозовые», в которой художник смог передать движение ветра, предшествующего грозе. Делаем вывод о том, что инструмент художника – кисти и краски, инструмент писателя – слово!) Попробуем составить предложения по картине И.Шишкина «Перед грозой».

Выполните синтаксический разбор одного словосочетания.

Объясните правописание НН в слове «длинные».

Найдите 3 слова с орфограммой в корне слова.

Выполните словообразовательный и морфемный разбор слова «тревожно». (Обращаем внимание на то, что у наречия нет окончания) Подберите к нему однокоренные слова. (Тревога, потревожить, тревожный, тревожность, растревожить).

Сколько грамматических основ в последнем предложении? (5)

 

5. Разминка ( на выбор учителя)

А) (Дети могут расслабиться: сесть удобно, расправить плечи, закрыть глаза)

Подберите наречия к глаголу «ходить». Представьте, как можно ходить. (Быстро, торопливо, медленно, стремительно, весело, легко, изящно, лениво, вразвалку, тяжело, осторожно, тихо, крадучись)

б) Гимнастика для глаз.

Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.

6. Закрепление изученного

Работа в парах. (Учащиеся выбирают задания сами)

Средний уровень сложности. Даны предложения, в которых нужно найти наречия и доказать, что это так. Можно воспользоваться материалом учебника. План ответа:

а) часть речи;

б) на какой вопрос отвечает?

в) Что обозначает?

г) Морфологические признаки.

д)Каким членом предложения является.

 

Я пошёл вправо, через кусты. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Небольшая ночная птица пугливо нырнула в сторону.

 

Сложный уровень. К данным фразеологизмам подобрать синонимы-наречия. Например, На всю Ивановскую – громко. (Можно воспользоваться фразеологическим словарём)

 

 

Положа руку на сердце

 

У черта на куличках

 

Рукой подать

 

Как в аптеке

 

Сломя голову

 

Битый час

 

Бок о бок

 

В ежовых рукавицах (держать)

 

Душа в душу

 

В один миг

 

 

Простой уровень. Подберите к данным наречиям антонимы. Составьте словосочетания.

 

Быстро

 

Вежливо

 

Аккуратно

 

Часто

 

Трудно

 

Холодно

 

Поздно

 

По-новому

 

Вдали

 

Низко

 

 

Проверка выполненного задания.

 

7. Рефлексия.

Кому тема сегодняшнего урока показалась сложной?

Как вы считаете, цели, которые вы поставили в начале урока, достигнуты?

Оцените свою работу на уроке.

(Сегодня на уроке я работал(а) .. активно – пассивно.

Материал урока мне был … полезен – бесполезен, понятен – не понятен)

8. А закончить урок я хотела бы словами известного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева: «Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как музыкальные инструменты, каждая исполняет свою роль, а из их сочетания создаётся прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык. Мы учимся с вами владеть этими инструментами языка, частями речи».

9. Домашнее задание: п.12, упр.204

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Наречие как часть речи"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Масайло Елена Владимировна  Публикатор
01.08.2018 0 351 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0