Презентация к уроку литературы "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе"


Слайд 1
Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по литературе Леоненко Ирина Викторовна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 23 Г.Междуреченск 2018г.
Слайд 2
Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор. • Повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков (эпические, лирические, лиро-эпические), объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы. • Наиболее часто встречающиеся произведения в задании 1-3, которые нужно прочитать (перечитать): Эпические и лиро-эпические: • Д.Фонвизин «Недоросль», А.Грибоедов «Горе от ума»,А.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», М.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель».
Слайд 3
• Лирические: М.Ломоносов «Одна на день восшествия…», А.Пушкин (ВСЕ), Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, Н.Некрасов «Железная дорога», А.Твардовский «Василий Теркин», Н.Рубцов «Тихая моя Родина..»
Слайд 4
Повторение основных теоретиколитературных понятий • Художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и жанры; • основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); • форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; • система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой; • язык художественного произведения; изобразительновыразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).
Слайд 5
Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; Второй вариант – анализ лирического стихотворения (или басни). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. 1 и 2 задания предполагают письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами. Рекомендация: 30 минут на выполнение одного задания
Слайд 6
План написания развернутого ответа • Тщательно проанализировать вопрос; • Четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание; • Выделить ключевые слова в формулировке вопроса; • Разъяснить самому себе суть выделенных слов. Работать со словарями; • Если слово многозначное, определить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису; • Определить авторскую позицию; • Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ; • Все тезисы обязательно аргументировать; • Избегать общих слов. Только конкретика.
Слайд 7
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведение или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций. Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 или 1.2.3) – 5 баллов. Рекомендация: 60 минут на выполнение задания
Слайд 8
План сопоставительного анализа текста • Выполняя задание, проанализировать последовательно первый и второй текст, результаты оформить в Выделить коммента Выделен коммента таблице; значимые рий ие рий элементы текста значимых элементо в текста
Слайд 9
• Ответ строить по принципу слоеного пирога: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис. • Образец: Герой Толстого – восторженный молодой человек. (цитата)Герою Тургенева беспредметный восторг чужд. (цитата)Любовь для него сопровождается все возрастающим ощущением счастья.(цитата) Любовь для героя Тургенева сопряжена с ощущением нарастающей тревоги. (Цитата). Герой Толстого – человек сердца. Простившись с Варенькой, он продолжает представлять ее (цитата). Герой Тургенева – человек рассудка. Он размышляет о своей возлюбленной и ее судьбе. (Цитата)
Слайд 10
• Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению анализа. Не нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам.
Слайд 11
Сочинение • Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для анализа в первой части работы; • Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»; • Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивнореалистическими рассуждениями; • Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными; • Подтверждать суждения текстом; • Внимательно читать тему. • Расшифровать смысл, заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историколитературным или теоретико-литературным. • Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.
Слайд 12
Проблемы К числу недостаточно освоенных умений относятся следующие: • умение адекватно воспринимать задание, понимать его; • умение точно отвечать на поставленный вопрос; умение проводить сопоставительный анализ; • умение подтверждать, иллюстрировать мысли, суждения текстом; • умение уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию (особенно ее недостаточно в прозе), раскрывать роль и значение в анализе произведения.
Слайд 13
Рекомендации • Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала; • проводить специальные уроки обучения сочинению; • широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
Слайд 14
• При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую очередь следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос; • глубину понимания школьником авторской идеи и умение ее истолковать; • сформированность умения логически мыслить.
Слайд 15
• Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении; • формулировать собственное отношение к героям и подтверждать свои суждения текстом; • В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов; • При оценке письменных работ нужно также учитывать уровень общего и речевого развития школьника • Обязательно повторить цитирование
Слайд 16
• В целях освоения модели итоговой аттестации в IX классе в новой форме необходимо: • знакомить школьников не только с демонстрационным вариантом КИМ, с кодификатором, но и системой оценивания заданий разных типов; • следует обратить внимание на организацию повторения изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор; • Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. • Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. • Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Слайд 17
Под ред.Нестеровой О.П.
Слайд 18
Под ред.Скубачевской Л.А. Под ред.Ерохиной Е.Л.
Слайд 19
Список • • • • • • • • • Интернет - ресурсов http://uchitel-slovesnosti.ru/ http://lanasvet1991.blogspot.ru/ http://literarus.ru http://www.5splusom https://mogu-pisat.ru http://hallenna.narod.ru/GIA.html https://neznaika.pro/oge/lit_oge/ Инфоурок видеоуроки http://jannagl.blogspot.ru/p/blog-page_58.html

Полный текст материала Презентация к уроку литературы "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леоненко Ирина Викторовна  electron79
14.08.2018 0 8646 891

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК