Конспект урока литературы "Варианты проявления футлярности в рассказах А.П. Чехова"


 Варианты проявления футлярности в рассказах А.П. Чехова?

Цели и задачи урока :

Предметные:

Создать условия для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности, в результате которых ученики смогут:

  • осмыслить понятие «футлярности» не только как свойство человеческого характера,но и мировоззренческой позиции: на примере «маленькой трилогии» А.П.Чехова рассмотреть различные варианты «футляра», в который заключают себя люди;

  • осмыслить текст, выявив художественные приемы (ранее известные и новые), свойственные стилю автора, определить их функцию в раскрытии замысла автора;

  • создать свой текст по данной проблеме.

Метапредметные:

Развивать навыки целостного анализа художественного произведения, ассоциативное мышление и творческое воображение:

  • уметь грамотно строить монологическое высказывание.

  • самостоятельно сопоставлять, делать аргументированные выводы по проблеме.

  • вести диалог, сотрудничать в группах.

Личностные :

Духовно-нравственное совершенствование личности учащихся путем приобщения к творчеству А. П. Чехова:

  • выстраивая собственный мир ценностей, задуматься о важности активной жизненной позиции для человека как антитезы «футлярности»;

  • осознать важность жизненной позиции для человека;

  • выразить собственную позицию о смысле жизни и предназначении человека;

  • поставить перед собой конкретную цель и достичь её;

  • контролировать и оценивать свои действия;

  • уметь принять иную точку зрения.

Методы и формы работы: слово учителя; работа в группах; творческие отчёты; эвристическая беседа; выразительное чтение; создание проблемной ситуации; рефлексия.

Оборудование: карточки с вопросами и заданиями для каждой из групп, рейтинг-листы самооценки работы для каждого учащегося, таблички с номерами и названиями групп.

Подготовка к уроку: предполагается разделить учащихся на 4 группы.

Одна из групп- аналитики. В остальных трёх распределить функции между участниками, определив координатора, литературоведа, мастера художественного слова, иллюстратора. Каждая из групп получает предварительное домашнее задание. Группа аналитиков должна, прослушав и суммировав выступление всех учеников, обобщить результаты их наблюдений, оценить работу каждой группы и сделать общий вывод по данной проблеме.

Ход урока:

Слово учителя

Сегодня на уроке мы будем говорить, анализировать рассказы А.П. Чехова («маленькая трилогия, написанная в 1898 году). Нам объяснить понятие «футлярная жизнь» ( по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Каково значение слов «футляр», «футлярность»? («Футлярность» - это ёмкая формула для изображения стереотипного поведения человека).

Давайте рассмотрим, какие варианты «футляра», в который заключают себя люди, изображает А.П. Чехов.

Сообщение учащихся о результатах работы в группах.

Третий этап урока. Обобщение результатов в группах.

Задания для группы №1. Работает с рассказом «Человек в футляре»

  1. Почему Чехов дал такое название рассказу?

  2. Какую проблему поднимает автор на примере истории Беликова?

  3. Что удивительного было в учителе греческого языка Беликове? Каким он предстаёт перед читателем (внешний вид, обстановка его квартиры, вещи, его окружающие, речь, роль художественной детали в создании образа, значение текста и подтекста). По каким правилам он жил?

  4. Как вы думаете, в существовании этого ли человека видит проблему Чехов – или проблема в другом?

  5. Почему Беликов заставил жить в страхе весь город?

  6. Почему Беликов умер? Изменилась ли жизнь горожан после его смерти? Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным и другими горожанами?

  7. Обратите внимание на образ рассказчика. Какой вывод делает Иван Иванович? Согласны ли вы с героем?

  8. По ходу работы над рассказом проследите, с какой целью автор использует приемы комического (юмор, сатиру, сарказм)?

  9. Какие выводы можно сделать, прочитав рассказ? Почему выражение «человек в футляре» стало нарицательным?

Задание для группы №2. Работает с рассказом «Крыжовник»

  1. Как в рассказе «Крыжовник» продолжается тема «человек в футляре»?

  2. Что рассказал Иван Иванович Чимша-Гимайский о брате Николае Николаевиче?

  3. Какие изменения произошли в Николае Николаевиче за несколько лет? Обратите внимание на портрет, роль детали, речь, текст и подтекст.

  4. Почему Николай Николаевич доволен жизнью? Готов ли он сам изменить жизнь?

  5. Какой вывод делает Иван Иванович о смысле жизни? Готов ли он сам изменить жизнь?

  6. В чём, по мнению автора, проявляется «футлярность» в отношении героев рассказа?

  7. Как вы поняли идею рассказа?

Задание для группы №3. Работает с рассказом “О любви”.

  1. В каком из рассказов мы впервые знакомимся с помещиком Алёхиным? Обратите внимание на особенности создания образов: «портрет, роль детали, речь, текст и подтекст».

  2. Чем занимается Алёхин? Почему на имении Алёхина большой долг?

  3. Как протекала жизнь Алёхина? Какие факты, детали давали понять, что происходит с Алёхиным?

  4. Что он рассказал о семье Лугановичей?

  5. Проследите за развитием отношений между Алёхиным и Анной Алексеевной

  6. Можно ли назвать чувство, которое возникло между ними, настоящей любовью? Если «да» или «нет», то почему? Как вы характеризуете их отношения?

  7. В чём, по мнению автора, проявляется «футлярность» в отношении героев рассказа?

  8. Как вы поняли идею рассказа?

Задание для группы №4 (аналитики)

Прослушав сообщения учащихся, сделайте общий вывод: «футлярность» - это свойство человеческого характера или мировоззрение человека?

Что, по-вашему, является причиной такого явления? Какое слово вы бы подобрали для лаконичной характеристики этого явления? Каково отношение автора к такому образу жизни? Как автор выразил свою позицию?

Каково ваше отношение к героям чеховской трилогии?

Что, по-вашему, является причиной появления такого явления, как «футлярная жизнь»?

Каким бы словом (словосочетанием) вы бы назвали такую жизнь? (Мещанство, эгоизм, ограниченность и т.д)

Какова роль композиции в трилогии в целом: почему автор расположил эти рассказы именно в такой последовательности? Почему рассказ «О любви» завершает « маленькую трилогию»?

Итог урока: Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» А.П. Чехов объединил в один цикл? В чём особенность композиции этих рассказов?


Полный текст материала Конспект урока литературы "Варианты проявления футлярности в рассказах А.П. Чехова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шубина Ксения Сергеевна  Публикатор
17.08.2021 0 1882 189

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК