Конспект урока литературы "Сказка как жанр фольклора"; 5 класс


Методическая разработка «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Тема: «Сказка как жанр фольклора» 5 класс

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок изучение нового материала

Цели:

1.Образовательная: дать понятие о сказке как жанре фольклора и ее видах;

2.Развивающая: научиться определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок;

3. Воспитательная: показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа, и способствовать формированию культуры во всех видах речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).

 

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа

 

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

 

 

Этап урока

УУД

Учебные задания по формированию УУД

Формы организации учебной деятельности

1.Организационный момент

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

Ответить устно на вопросы

 

-Что такое фольклор?

-Какие жанры УНТ вы знаете?

Проверка домашнего задания

Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки.. и отгадаем

Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.

Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Целеполагание

 

 

.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

Прослушивание фрагмента из сказки «Царевна-лягушка»

 

Ответы на вопросы

- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?

 

- А что такое сказка?

-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ».

 

-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?

 

Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

-Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка».

Записывают тему в тетрадь.

-Высказывают свои предположения.

-Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра.

 

Ученики открывают тетради и определение записывают. Один из учащихся каждого ряда проходит и проверяет записанное определение.

3. Актуализация знаний и знакомство с новым материалом

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.

-Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе?

-Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок.

- Кто часто бывают героями русских народных сказок?

Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы.

Учащиеся называют известные им сказки.

Отгадывают сказки.


 

С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу

После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации.

 

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите.

Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары

5.Работа с презентацией «Композиция сказки»

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

 

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач. Сейчас мы познакомимся с композицией сказки.

Просмотр презентации (индивидуальное задание). Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

 

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач.

-Найдите в сказке

Зачин;

Присказку;

Концовку.

Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?

 

Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку.

Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки.

Физкультминутка

 

 

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Цель: провести самостоятельную работу над текстом

 

- Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.

 

Вопрос №1: Как называется сказка?

Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?

 

Учитель читает фрагмент сказки «Морозко»

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

 

 

Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка».

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

- Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?

 

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

 

10.Информация о домашнем задании

 

Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок по таблице

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

 

Учитель: Микрун Е.В.


Полный текст материала Конспект урока литературы "Сказка как жанр фольклора"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Микрун Елена Викторовна  Публикатор
23.01.2022 0 2001 149

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК