Урок русского языка по теме "Сложное предложение" в 5 классе


Савина Любовь Геннадьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38 г. Комсомольска –на – Амуре Хабаровского края

учитель русского языка и литературы



Урок русского языка в 5 классе. «Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложное предложение».

Цели урока:

-обобщить и систематизировать изученное о строении сложного предложения, его видах, о постановке знаков препинания в сложном предложении;

-развивать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения, развивать зрительную память, умение выразительного чтения и умения работать в группе и самостоятельно;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, чувство любви к малой родине и гордости за его историю.

Оформление к уроку: географическая карта Хабаровского края «История исследования края – начало XX века»; фотография памятника, медицинские карточки (ведомости оценок), флажки (сигнальные карточки), атрибуты врача.

Ход урока:

Много в истории России городов с интересной историей. И среди них по праву находится наш родной город Комсомольск-на-Амуре. Созданный на энтузиазме молодых людей 30-х годов прошлого века, он по праву называется городом Юности. В его истории много героических страниц. И одна из самых ярких - это лыжный переход из города Хабаровска, расстояние до которого 386 километров. На рубеже 1932-33 годов в Хабаровск прибыли красноармейцы строительных частей. Добраться до строящегося города зимой можно было только пешком по льду Амура. Переход длился 14 дней.

Сегодняшний наш урок мы посвящаем этому событию. Мы тоже будем штурмовать трудности, пока не покорим вершину знаний.

Мы долго готовились к предстоящему маршруту. Ведь преодоление преград - дело трудное. Нам нужно показать свои знания и умения по пройденной теме «Сложное предложение». А если что-то не поняли или забыли, то друзья помогут вам.

Первая задача была подготовить снаряжение. Проверим готовность команд к трудному пути. Проверка оборудования к уроку: медицинские карточки (ведомости оценок), флажки (сигнальные карточки), атрибуты врача, географическая карта местности.

Героические люди не одним маршем достигали успеха, они делали остановки, проходя промежуточные участки. Какие же высоты определили мы в нашем маршруте? Старт (город Хабаровск), село Троицкое, Малмыж, Вознесенское, финиш (город Комсомольск-на-Амуре).

- Ребята, как вы думаете, с чего начинается подготовка к трудному пути? Да, конечно, с медицинского осмотра. Сегодня ваши консультанты будут выполнять роль врача в команде. Так что предлагаю перед штурмом пройти медкомиссию и проверить, здорова ли память у наших путешественников. Это и будет наш старт.

Теоретические вопросы командам:

  1. Какие предложения называются сложными?

  2. Как доказать, что предложение сложное?

  3. На какие виды делятся сложные предложения по способу связи?

  4. На какие виды подразделяются союзные сложные предложения?

  5. Для чего важно уметь отличать сложные предложения от простых?

  6. Для чего важно уметь строить сложные предложения?

Вы доказали хорошие теоретические знания. А сейчас проверим ваши умения. Прежде чем двигаться в путь, проведем командную разминку.

Задание:

Определить структуру предложения (работа с сигнальными карточками).

1.В зимнем тумане раскинули свои голые ветви деревья, и легкий снежок прикрыл землю.

2. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен стали переливаться холодными огнями небо.

3. Ветер гудел в вершинах деревьев и сбивал с ног идущих на лыжах людей.

4.Снег захватил нас по дороге, и мы повернули в березовую рощу.

5. Ночью выпал обильный снег и накрыл все предметы белой пеленой.

6. Обрушилась снежная пурга на тайгу и замела все пути сахарными холмами снега.

7. Зимнее солнце поднимается из-за облаков и заливает лес негреющим светом.

8. Между стволов пробивался косой луч заката, и в чащах расползались мглистые сумерки.

9. Подул порывистый ветер, и полетели в лицо колючие снежинки.

Разминка прошла успешно. И мы двигаемся в путь. Но путь надо разведать. Поэтому вперед идут разведчики - самые опытные члены команды.

Задание.

На доске записаны предложения. Каждая команда выполняет задание со своим разведчиком и помогает ему, если есть необходимость.

Команде дается задание на карте Хабаровского края.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

После выполнения задания выразительно прочесть предложения. И перед вами предстанет картина природы, которую увидели разведчики, прибывшие к первому месту стоянки – селу Троицкое.

1. Луна вз..шла уже выс..ко и ог..ленные сучья лиственниц бр..сали резкие тени на снег.

2.Ш..рокий Амур л..жал вн..зу и лунный свет причудливо перел..вался в огромных л..дяных торосах.

3. Луна зал..вала Амур ровным г..лубым светом и мерзлый снег искрился св..ркающими ог..ньками.

4. Скалы ч..рнели на том б..регу и недалеко от них в..днелась густая щетина др..мучего леса.

5. Горные хребты уходили д..леко к г..ризонту и сопки замыкали в к..льцо широкую приамурскую д..лину.

Команды не отстали от своих разведчиков, и первый этап пройден!

Перед нами новый отрезок пути. Здесь команды должны показать свои знания, умения, взаимовыручку.

Команды получают новое задание: расставить знаки препинания, сделать полный синтаксический разбор предложений. Командный врач выбирает форму ответа.

-Выбор! (отвечающего выбирает учитель).

- Все! (отвечают все ученики).

- Делегат! (отвечающего выбирает группа).

- Экзаменатор! (группу экзаменуют другие).

Врач сигналом флажка сообщает о готовности команд.

Задание.

  1. Новый город строители решили заложить на берегу Амура где находилось село Пермское.

  2. Люди понимали что их ждут большие трудности.

  3. Строители нового города преодолели все преграды которые поставила перед ними суровая природа.

  4. Потребовались героические усилия чтобы появился город Комсомольск –на – Амуре.

  5. Мы чувствуем гордость за труд первостроителей когда видим наш прекрасный город.


Команды показали свою сплоченность и преодолели ещё один этап. Наша стоянка в селе Малмыж. Пройдем ли мы наш путь или нет, зависит во многом от от того, кто ведет команду. Ведь трудности отступают не только перед сильными, ловкими и дружными, но и перед умными и смекалистыми. (Конкурс командиров групп).

Задание.

Начертить схемы одинаковых предложений, а записать третье лишнее. Дать характеристику предложения: простое или сложное, знаки препинания.

  1. Комсомольск-на-Амуре – наш родной город который мы получили в наследство от наших дедов и прадедов.

  2. Который тебе год город на заре?

  3. Наша родина – город Юности который лучше и краше всех мест на земле.

Да, у вас, действительно достойные командиры. Они привели вас к последней стоянке – селу Вознесенскому. И следующий этап под их руководством, я уверена, будет преодолен.

Командные соревнования.

Из простого предложения составить все возможные виды сложных предложений (о выполнении задания командир сигнализирует флажком).

Мы позаботимся о нашем городе и сделаем его ещё прекраснее.

Мы с вами перед последним препятствием. Выходим на финиш. Достигнет его только самый знающий, внимательный, настойчивый.

Индивидуальная тренировка.

На доске записаны строчки стихотворения поэта-первостроителя Петра Степановича Комарова «Начало города».

За отведенное время запомнить текст, записать. Проверяет работу командир группы, сигнализируя о выполнении задания флажком, когда работа проверена у всех в группе.

К нашей песне прислушайся ты,

Стань свидетелем нашей мечты.

В новый город она привела,

Чтобы ты в нем счастливо жила!

Урок заканчивается подведением индивидуального и командного зачета.





Использованная литература.

  1. Жуков Ю. А., Измайлова Р. Н. Первостроители: Документальная повесть. – М.: Молодая гвардия, 1982.

  2. Комсомольск-на-Амуре – город мужества, труда и героизма. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1982.

  3. Песня моя – Комсомольск. Воспоминания, стихи, очерки. – Хабаровск: Кн. изд. 1982.

  4. Л. Ф. Дружинин, статья «Мы – альпинисты». Журнал «Русский язык и литература в украинских школах». 1986г. №3.















































Полный текст материала Урок русского языка по теме "Сложное предложение" в 5 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савина Любовь Геннадьевна  Профи
08.09.2010 2 11763 1345

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК