Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологические обороты"




Интеллектуально-познавательная игра

«Край родимый, сердцу снятся».


Урок русского языка в 6 классе.


Фамилия, имя, отчества автора: Твердова Ирина Викторовна.

Муниципальный район Самарский район

Образовательное учреждение МОУ школа №13

имени Героя Советского Союза Ф.В. Санчирова г.о. Самара



Цель: расширить знания о фразеологических оборотах; пополнить словарный запас и сделать речь образнее и богаче.

Форма проведения урока : интеллектуально-познавательная игра, которая напомнит телевизионную игру «Как стать миллионером». Правила нашей игры таковы:

  • Игра идет до 10 баллов

  • Если играющий не знает ответа на вопрос, он имеет право на помощь:

  • зала

  • высшего ареопага



Учитель:

Добрый день, ребята! Сегодня у нас действительно удивительное мероприятие. Мы назвали его «Край родимый, сердцу снятся».

Итак, с правилами игры мы познакомились, значит за дело.

Объявляется первый тур:

  • За тридцать секунд расположите фразеологические обороты в алфавитном порядке:

  1. На каждом шагу

  2. На два фронта

  3. На край света

  4. На кудыкину гору

  5. На козе не подъедешь

Ответ:

  1. На два фронта (действовать в двух разных направлениях)

  1. На каждом шагу (везде, повсюду)

  1. На козе не подъедешь (невозможно к кому-либо обратиться, найти подход)

  1. На край света (куда-нибудь далеко)

5. На кудыкину гору (ответ на назойливый вопрос: «Куда …)

Верно ответили: ….., но быстрее всех оказался (оказалась) ….

Внимание первый вопрос:

  • Что обозначает фразеологизм «Днём с огнём» «С большим трудом можно обнаружить»


  • Внимание второй вопрос:

Согласны ли вы, что «За длинным рублём» едут люди, надеющиеся на … (большой, но легкий заработок)


  • Внимание третий вопрос

Как вы думаете во фразеологизме «Наступить на мозоль» мозоль» мозоль это … (Касаться того, что крайне волнует, болезненно беспокоит)




  • Внимание четвертый вопрос:

Есть такой фразеологизм «наступил … на ухо». Кто наступил: (нет музыкального слуха).

    • Внимание пятый вопрос:

«Ни кола ни двора». В старые времена колом называли полосу пахотной земли шириной в две сажени. О чем говорят сейчас? (нет дома)

    • Внимание шестой вопрос:

«Лыка не вяжет». Из лыка плели лапти, короба, туески. Из коры какого дерева делали лыко?(липа) А что обозначает фразеологизм? (не в своем уме)

    • Внимание шестой вопрос: (О чем-то сомнительном и неясном)

«Вилами на воде писано». В каком значении в этом фразеологизме употреблено слово вилы? (переносное)

    • Внимание седьмой вопрос: (О чем-то интересном и неясном)

Всем знакома песня :

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные

Стеньки Разина челны.


Что же это за стрежень такой? (Так называется глубокое, с быстрым течением место в речном русле, фарватер. Буквальное значение и происхождение этого слова следует связывать с такими словами как стремительный, Но есть и другая версия.



Объявляется второй тур:

За 30 секунд написать как можно больше фразеологизмов со словом НОС.


Ответ:

  • Задирать нос (зазнаваться)

  • Вешать нос (впадать в уныние)

  • Водить за нос (вводить в заблуждение)

  • Клевать носом (задремав на мгновение, опускать голову)

  • Держать нос по ветру (беспринципно менять свои убеждения)

  • Остаться с носом (остаться ни с чем)

  • Встретиться нос к носу (столкнуться при встрече)

Верно ответили: ….., но быстрее всех оказался (оказалась) ….


Объявляется третий тур:

За 30 секунд установите соответствия:

1. со всех ног 1. суждено

2. на роду написано 2. очень давно

3. во весь дух 3. очень быстро

4. при царе Горохе 4. незаконно

5. на птичьих правах 5. не хватает сил


Ответ:

1. Со всех ног 1. очень быстро


2. На роду написано 2. суждено


3. Во весь дух 3. очень быстро


4. При царе Горохе 4. очень давно


5. на птичьих правах 5. незаконно


Верно ответили: ….., но быстрее всех оказался (оказалась) ….


Найди соответствия в названии месяцев, современных и исторических.


Январь присинец

Февраль сечень

Март сухой

Апрель березень

Май травень

Июнь изок(кузнечик)

Июль червень

Август серпень

Сентябрь рюин

Октябрь листопад

Ноябрь груден

Декабрь студен


    • С чем связан фразеологизм «Гол как сокол»?

Вы думали, что связан с птицей. На самом деле соколом называли в старину голое обтесанное бревно.

Внимание на экран – шестой вопрос: ((смело и настойчиво утверждаем и отстаиваем свою правоту)

    • Людям чопорным и надменным говорят: «Аршин проглотил». А какова мера длины аршина?


Дайте толкование слов любыми известными вам способами:


  • Глыба – (большой, бесформенный кусок земли, льда)

  • Громоздкий – (занимающий много места, слишком большой)

  • Изнемогать – (терять силы, ослабевать)

  • Лучина – (приспособление для освещения дома в старину)

  • Меркнуть – (постепенно утрачивать блеск, яркость)

  • Мерцать – (светиться прерывистым, слабым светом)

  • Овчина – (обработанная шкура овцы)

  • Огарок – (остаток недогоревшей свечи)

  • Обух – (тупая часть топора)

  • Порхать – (легко перелетать с места на место)

  • Простенок – (часть стены между окнами, дверью)

  • Ровесник – (человек одного возраста с кем-нибудь)

  • Рябь – (мелкие волны)

  • Спохватиться – (внезапно вспомнить, заметить упущение, промах)

    • С каким фразеологизмом связывают появление слова «однокашники»? В старину на Руси в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой – все угощались кашей ( так и произошло слово однокашники). Нашкодивших учеников вместо угощения кашей пороли берёзовыми розгами – «потчевали» кашей берёзовой.

Внимание на экран – десятый вопрос: последнее проявление таланта)

    • На Руси существует красивое поверье, будто бы прекрасные белые лебеди перед смертью поют. Что значит фразеологизм «Лебединая песня»? Существует красивое поверье, будто прекрасные белые лебеди перед смертью поют. Но, оказывается, это не только легенда. Известный ученый А. Брем в труде «Жизнь животных», писал, что последний вздох смертельно раненного лебедя действительно очень мелодичен.


Итак третий тур окончен. … набрал (а) в нашей игре …баллов.


Сегодня в нашей игре приняли участие … Их результат …


Мы надеемся, что сегодняшняя победа не будет их последним проявлением таланта. Пусть впереди вам всегда сопутствует успех!

Спасибо за участие в игре!


Желаем всем ни пуха ни пера!


Полный текст материала Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологические обороты" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Твердова Ирина Викторовна  Аринка
08.09.2010 6 6843 900

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК