Интегрированный урок литературы по теме "Философия жизни в рассказе А.П.Чехова «Пари». Анализ эпизода в контексте рассказа" для 10 класса


Стенина Нина Викторовна


Федеральное государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева г.Кузнецк-12


Учитель русского языка и литературы

Философия жизни в рассказе А.П.Чехова «Пари». Анализ эпизода в контексте рассказа


Тип урока: интегрированный


Образовательные цели:

  1. найти и осмыслить поднятые проблемы в рассказе;

  2. увидеть позицию автора и выразить свое личностное отношение к изображаемому;

  3. дать понятие «проблемная ситуация», ориентировать на ее разрешение;

  4. обучить составлению психологического портрета;

  5. учить анализировать эпизод в контексте (контекстуальному анализу эпизода);

  6. отработать навыки редактирования и форматирования текста;

  7. познакомить с дополнительными способами форматирования текста:

  8. расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;

  9. способствовать развитию межпредметных связей.


Развивающие цели:

  1. развивать монологическую речь;

  2. развивать логический и алгоритмический стили мышления;

  3. развивать творческие способности учащихся.


Воспитательные цели:

  1. приобщить к основам аналитической деятельности;

  2. способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;

  3. воспитывать потребность качественного выполнения задания.


Оборудование: компьютеры, проектор.


Программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.


Ход урока


Вступительное слово учителя ИИКТ. В современном обществе наблюдается повышенный интерес молодого поколения к компьютерам. Поэтому сегодня мы хотим провести необычный урок литературы, на котором интерес к компьютеру, его уникальные возможности, а также знания и умения, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий позволят вам достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала литературы.

Вступительное слово учителя литературы. Тема урока и задачи. История рассказа «Пари», место рассказа в творчестве А.П.Чехова.

В.Альбов в статье «Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова…» писал о «безнадежно тоскливом настроении» Чехова конца 80-х годов. «Герой рассказа «Пари» презирает все человечество со всеми его великими и малыми делами, великими и малыми мыслями это на том единственном основании, что в конце концов все исчезнет и сам земной шар обратится в ледяную глыбу». Рассказ Чехова вызвал и положительные отзывы современников. А.Б.Гольденвейзер записал 16 сентября 1901 года в своем дневнике, что Л.Н.Толстому рассказ «Пари» понравился «оригинальностью замысла и мастерством письма».

При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, польский и сербскохорватский языки.

Учитель ИИКТ. Запустить Word и открыть текстовый документ с отрывком рассказа А.П.Чехова «Пари».


Учитель литературы. Спросить, почему именно этот отрывок выбран для анализа. Слово учителя о емкости слова. Слово у Чехова – слово-деталь.

Задание. Найти слова-детали (опорно-ключевые), которые помогут увидеть важность эпизода-письма в раскрытии темы и идеи рассказа, обозначить поднятую проблему в произведении.

Учитель ИИКТ. Найти и выделить в тексте опорно-ключевые слова, используя такие средства форматирования текста как выделение цветом, заливкой или рамкой.


Открыть текстовый документ «Ключевые слова» и, опираясь на него, проверить верность выполненного задания.



(Ключевые слова: мудрость, мысль, мираж, бессмертие, ложь, правда, жизненный путь, презрение, небо, земля).

Учитель литературы. А теперь заглянем в «Толковый словарь» и проведем лексическую работу.

Дайте оценку этим понятиям: что из них является нравственной категорией, что философским понятием. (На доске плакат).

Учитель ИИКТ. В текстовом документе «Ключевые слова» выделить красным цветом ключевые слова, относящиеся к нравственной категории, зеленым - к философии и представить их в виде таблицы.



Учитель литературы. Среди данных слов есть ключевые понятия, помогающие увидеть позицию автора, поднятую им проблему в рассказе. Найти, опираясь на ключевые слова, поднятые проблемы, обосновать правильность выбора.

Учитель ИИКТ. Открыть текстовый документ «Проблемы».



Учитель литературы. Найдите, на ваш взгляд, верный вариант поднятой проблемы. (Учащиеся предлагают вариант № 1).

Учитель ИИКТ. В документе «Проблемы» оставьте верный вариант, остальные удалите.

Учитель литературы. Найдите в тексте доказательство верности выбранного варианта. Аргументируйте.

Учитель ИИКТ. Выделите в тексте аргументированные варианты и, используя средства форматирования текста, выделите их цветом.

Учитель литературы. Обратите внимание на фразу: «…так я удивлюсь вам, променявшим небо на землю». Прокомментируйте ее смысл.

Комментарий учителя литературы. Смысл жизни человека заключается в том, чтобы приобретать духовные ценности, ибо они вечны, как небо (это смысл слова «небо»); все земное бренно и тленно и даже книги, которые дают возможность постичь мудрость жизни (это смысл слова «земля»). Земная жизнь дается для подготовки к жизни вечной, в которую человек понесет только духовные богатства, а не материальные.

А теперь убедимся в верности рассуждения. Сначала расскажите об особенностях профессии банкира и юриста.

Выстроим траекторию жизни героев: банкира и юриста. Посмотрим, как влияет профессия на их мировоззрение.



Учитель литературы. Комментирует.

Столкнулись две стороны жизни, две ее составляющие (духовное и материальное).

Духовное богатство вечно. Оно возвеличивает человека, раскрывает все его добродетели.

Материальное невечно. Оно, наоборот, обнажает все низменное в человеке.

Просмотр эпизода из фильма «Пари».

Учитель литературы. Так в чем же смысл пари?

Человеческая жизнь имеет смысл в любых условиях. И никто не имеет права лишить человека жизни. Это право только у Бога. В этом и заключается позиция автора.

Учитель ИИКТ. Я надеюсь, что этот урок дал возможность добиться не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять знания, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий, при изучении других предметов, а также понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.





5



Полный текст материала Интегрированный урок литературы по теме "Философия жизни в рассказе А.П.Чехова «Пари». Анализ эпизода в контексте рассказа" для 10 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стенина Нина Викторовна  steni
30.09.2010 3 8416 981

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 msl • 20:51, 05.05.2011
Так хотелось прочитать анализ эпизода в контексте рассказа - у меня с этим трудности. Увы, я его просто не увидела. Наверное, у меня иные представления о художественном анализе.
avatar
1 l@l@ • 16:00, 01.10.2010
Довольно неожиданное соединение. Я уже видела парочку подобных уроков. Это делается в русле метода проектов и очень одобряется некоторыми. Наверное, я консервативный человек, но предпочитаю разговор о нравственных ценностях не разбавлять техническими эффектами. А для ИКТ на уроках нахожу другое применение. Но наверное, многие найдут это полезным.