Статья "Формирование и развитие интересов, способностей и склонностей у школьников к различным областям культуры"


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ, СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ К РАЗЛИЧНЫМ ОБЛАСТЯМ КУЛЬТУРЫ

Аширова Марина Александровна, заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ № 7» с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края



Важное место в педагогических и психологических исследованиях занимает проблема формирования и развития интересов, склонностей и способностей у школьников к различным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личной установки на овладение предметом деятельности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и, притом, все. Просто я считаю, что развить и сформировать способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.

Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.

Люди от рождения наделены различными задатками - предпосылками для развития способностей. Между задатками и способностями пролегает весь путь формирования личности. Врожденные задатки - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических склонностей, во многом определяющихся окружающей средой, характером деятельности.

Эффективность развития и формирования способностей и склонностей зависит от учебного процесса и достигается определенной организацией системы учебно-познавательных заданий. Такая система представляется в виде «цепочки заданий», где результат предшествующего действия становится средством реализации последующего и предполагает формулировку центрального творческого задания, которое ориентировало бы детей на конечный результат и высвечивало траекторию движения к этому результату. Центральное задание предваряет последующий ряд частных заданий.

Процессы овладения детьми художественно-творческой деятельностью:

  • получение знаний о различных видах художественно-творческой деятельности;

  • выбор на основе этих знаний своего направления (техники) деятельности;

  • соотнесение новых знаний с имеющимся опытом художественно-творческой деятельности;

  • дальнейшее его совершенствование на этой основе.

Развитие и формирование интересов и творческих способностей в процессе художественной деятельности детей обеспечивается соответствующими этапами - определенными отрезками времени, характеризующими какие-либо заметные изменения, стадии того или иного процесса.

Обучение прикладному творчеству желательно разбить на следующие этапы: тестирование (анкетирование) и выявление уровня творческих способностей; организация и проведение творческих занятий; подведение итогов.

Этапы организации художественно-творческой деятельности детей:

1. Подготовительный - диагностика и выравнивание.

2. Основной - ориентация и обучение.

3. Творческий - закрепление и контроль.

Перечисленные этапы творческой деятельности детей соотносятся с определенным уровнем владения данной деятельностью.

Д.Б. Богоявленская в выделении уровней творческой деятельности отмечает, что «нет творческих способностей, существующих параллельно с общими специальными, и вместе с тем творческие способности личности не являются результатом их количественного роста. То, что принято называть творческими способностями, есть дар к осуществлению ситуативно не стимулированной деятельности, т.е. к познавательной деятельности». Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике .М., 1995;

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989;

  3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981;

  4. Волков И.П. Учим творчеству М., 1982;

  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997;

  6. Глассер У. Школы без неудачников: Пер. с англ./ Общ. ред. В.Я. Пи-липовского. М., 1991;

  7. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997;

  8. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М.В. Не только любовь. М.,1992;

  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.,1981;

  10. Педагогика: Учеб. пос. /Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983;

  11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб, пособие для педвузов' В 2 кн. М., 1999, кн. 1;

  12. Раченко И.П. Технология развития пед. творчества. Пятигорск, 1996;

  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998;

  14. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М., 1992;

  15. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979—1980. Т. 4;

  16. Толковый словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. - М., 1995;

  17. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству М., 2003.





3



Полный текст материала Статья "Формирование и развитие интересов, способностей и склонностей у школьников к различным областям культуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аширова Марина Александровна  MAAshirova
03.04.2011 1 2550 533

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК