Статья и презентация к уроку "Дифференциация звуков [С - З] в слогах и словах для 1 класса ФФНР"


Слайд 1
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение. Средняя общеобразовательная школа №7 г.Якутск. План логопедического занятия учащимся 1 класса с ФФНР. Тема: «Дифференциация звуков [С-З] в слогах и словах» Тип занятия: Изучение новой темы. Учитель-логопед: Алексеева Любовь Николаевна
Слайд 2
1 класс. ФФНР Тема: Дифференциация звуков [с – з] в слогах и словах. Цель: I. Образовательные: 1.Закрепление знаний об образовании звуков и их акустических особенностей. 2. Закрепление и уточнение словаря. II. Коррекционные: Формирование навыков звукового анализа. Развитие фонематического слуха, памяти и внимания. Формирование правильной выдыхаемой струи воздуха. Закрепление знаний об образовании звуков [с -з], их акустических особенностей. III. Воспитательные: Воспитание интереса к занятиям. Формирование положительной учебной мотивации. 3.Умение дать оценку своей деятельности. Оборудование: Зеркала, массажный шарик, кольцо, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», карточки, картинки, схемы, аудиозапись, профили артикуляции звуков [с-з].
Слайд 3
Ход занятия. I. Орг. момент. Приветствие: - Здравствуйте, ребята! - Сегодня какое число, месяц, день недели? II. Упражнения: 1. Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звуков [сз]. Цель: Развитие навыков артикуляционной моторики. «Бегемот» «Лягушка» «Хоботок» «Качели» 2.Упражнения на развитие мелкой моторики: А). Массаж пальцев с помощью колец. Б). Массаж ладони с помощью массажного шарика. 3. Упражнение на развитие силы голоса и выдоха по компьютерной программе. Цель: Отрабатывать плавный, длительный выдох. А).Блок «Просодика». Модуль «Дыхание» Упражнение «Ветерок» - Нужно помочь ветерку раскрутить мельницы, для этого необходимо произвести выдох через рот. При длительном плавном выдохе без пауз мельницы начнут вращаться. Б). Упражнение «Одуванчик» -Нужно помочь Тигренку сдуть все парашютики с одуванчиков. Для этого необходимо произвести ротовой выдох. Опять работаем над длительным плавным выдохом.
Слайд 4
Основная часть занятия. Цель: Развитие у детей правильного положения органов артикуляции при произнесении звуков [с], [з] и проводить работу по дифференциации артикуляционных поз при правильном произношении и дефектом произношении звуков. I.Объяснение темы. А). Игра «Шар лопнул». - Ребята, надувайте шарик. А теперь спустим воздух потихоньку. Какой звук вы слышите? ( с- с – с)- проговаривание Б). Игра «Комарик». (картинка) - А как комарик звенит? (з-з-з) - проговаривание Ребята, как вы думаете, мы сегодня над какими звуками будем работать? - Сегодня мы будем работать над различением звуков [с] и [з] в словах. II. Индивидуальное и хоровое проговаривание звуков [с] и [з]. Индивидуально – ссс, ззз. Хором – ссс, ззз
Слайд 5
III. Анализ артикуляции. Цель: Развитие у ребенка правильного положения органов артикуляции при произнесении звуков и проведение работы по дифференциации артикуляционных поз при правильном произношении звуков. Показ на профиле органов речи положение артикуляции звуков [с] и [з]. - а теперь ребята, посмотрите на экране правильное и неправильное положение органов артикуляции при произношении звуков [с-з]. Блок «Звукопроизношение» (проводится сравнение положения органов артикуляции при нормальном и дефектном произношении звука, ведется работа по постановке звука с опорой на зрительный контроль перед зеркалом и экраном монитора. - Ребята, объясните положение языка. (язык горочкой) - язык? -а теперь посмотрите на губы как мы держим? -зубы (зубы «заборчиком», сомкнуты) --проверим голос , положите тыльную сторону ладони на горло (голосовые связки работают при звуке [З], а при звуке С они не работают, а спят) IV. Характеристика звуков С и З по звуковой схеме. С З Согласный согласный Твердый твердый
Слайд 6
VI. Связь звуков и букв. - что такое буква? - что такое звук? (на доске схема). - Какими буквами обозначаем звуки [с], [з]? (показ на карточке буквы ЭС и ЗЭ). - На что похожи буквы? Буква ЭС похож на полуовал, а буква ЗЭ на цифру 3. VII. Развитие фонематического слуха. А). - Если услышите звук С покажите сигнальную карточку желтого цвета, а если звук З, покажите синий цвет. Звуки –т, с, б, з, н, т, с, м, п, з Слоги – та, до, за, ка, са, да, ми, су, ба, по, зу. Б). Работа с цифровым рядом. Определите место звука в словах: [с] – санки, квас, лиса. [з] – заяц, ваза, глаз VIII. Физкультминутка. «В нашей избушке петух поёт»
Слайд 7
IX. Сравнение пары слов по звучанию и смыслу в картинках (слова - паронимы). Цель: Развитие фонематического слуха на материале слов-паронимов, развитие словаря ребенка. - Теперь я скажу слова, а вы скажите, чем эти слова отличаются друг от друга (каким звуком отличаются) Коза – коса лиса – Лиза зуб - суп X. Закрепление. - Ребята, давайте закрепим различение звуков [с], [з] в словах: Цель: Развитие восприятия, запоминания и внимания. 1. Блок «Фонематика» модуль «Анализ». Упражнение «Поезд». - Определите место звука (С) в словах (в начале, в середине, в конце слова). - Определите место звука З в словах. 2. Проговаривание в словах. -Посмотрите на картинки. Слушайте внимательно запись на магнитофоне и повторите за ведущим.
Слайд 8
XI. Итог занятия. - какие задания больше понравилось выполнять? - какое задание было для вас самым трудным? Что узнали? Чему научились? -Молодцы ребята, хорошо, активно занимались. Тигренок очень рад и вас благодарить за хорошее занятие. Домашнее задание. 1). Выучить чистоговорку: (текст раздается) Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска. Две козы и два бизона Потопали все газоны. 2). Повторите артикуляционные упражнения.
Слайд 9
Слайд 10
Литература. 1.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З.Москва, изд. ООО «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. 2.Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно С, Ц, З , Москва, «РОСМЭН», 2003. Ресурсы. 1.Компьютерная логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры». 2.Аудиокассета «Говорим правильно С.Ц.З». Приложение к логопедическому альбому Т.С.Резниченко, О.Д.Лариной «Говорим правильно С, Ц, З». ООО изд. «РОСМЭН-ПРЕСС» 2003

Полный текст материала Статья и презентация к уроку "Дифференциация звуков [С - З] в слогах и словах для 1 класса ФФНР" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Любовь Николаевна  lubalex
13.04.2013 0 5225 990

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0