Статья и презентация к уроку "Дифференциация звуков [С - З] в слогах и словах для 1 класса ФФНР"


Слайд 1
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение. Средняя общеобразовательная школа №7 г.Якутск. План логопедического занятия учащимся 1 класса с ФФНР. Тема: «Дифференциация звуков [С-З] в слогах и словах» Тип занятия: Изучение новой темы. Учитель-логопед: Алексеева Любовь Николаевна
Слайд 2
1 класс. ФФНР Тема: Дифференциация звуков [с – з] в слогах и словах. Цель: I. Образовательные: 1.Закрепление знаний об образовании звуков и их акустических особенностей. 2. Закрепление и уточнение словаря. II. Коррекционные: Формирование навыков звукового анализа. Развитие фонематического слуха, памяти и внимания. Формирование правильной выдыхаемой струи воздуха. Закрепление знаний об образовании звуков [с -з], их акустических особенностей. III. Воспитательные: Воспитание интереса к занятиям. Формирование положительной учебной мотивации. 3.Умение дать оценку своей деятельности. Оборудование: Зеркала, массажный шарик, кольцо, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», карточки, картинки, схемы, аудиозапись, профили артикуляции звуков [с-з].
Слайд 3
Ход занятия. I. Орг. момент. Приветствие: - Здравствуйте, ребята! - Сегодня какое число, месяц, день недели? II. Упражнения: 1. Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звуков [сз]. Цель: Развитие навыков артикуляционной моторики. «Бегемот» «Лягушка» «Хоботок» «Качели» 2.Упражнения на развитие мелкой моторики: А). Массаж пальцев с помощью колец. Б). Массаж ладони с помощью массажного шарика. 3. Упражнение на развитие силы голоса и выдоха по компьютерной программе. Цель: Отрабатывать плавный, длительный выдох. А).Блок «Просодика». Модуль «Дыхание» Упражнение «Ветерок» - Нужно помочь ветерку раскрутить мельницы, для этого необходимо произвести выдох через рот. При длительном плавном выдохе без пауз мельницы начнут вращаться. Б). Упражнение «Одуванчик» -Нужно помочь Тигренку сдуть все парашютики с одуванчиков. Для этого необходимо произвести ротовой выдох. Опять работаем над длительным плавным выдохом.
Слайд 4
Основная часть занятия. Цель: Развитие у детей правильного положения органов артикуляции при произнесении звуков [с], [з] и проводить работу по дифференциации артикуляционных поз при правильном произношении и дефектом произношении звуков. I.Объяснение темы. А). Игра «Шар лопнул». - Ребята, надувайте шарик. А теперь спустим воздух потихоньку. Какой звук вы слышите? ( с- с – с)- проговаривание Б). Игра «Комарик». (картинка) - А как комарик звенит? (з-з-з) - проговаривание Ребята, как вы думаете, мы сегодня над какими звуками будем работать? - Сегодня мы будем работать над различением звуков [с] и [з] в словах. II. Индивидуальное и хоровое проговаривание звуков [с] и [з]. Индивидуально – ссс, ззз. Хором – ссс, ззз
Слайд 5
III. Анализ артикуляции. Цель: Развитие у ребенка правильного положения органов артикуляции при произнесении звуков и проведение работы по дифференциации артикуляционных поз при правильном произношении звуков. Показ на профиле органов речи положение артикуляции звуков [с] и [з]. - а теперь ребята, посмотрите на экране правильное и неправильное положение органов артикуляции при произношении звуков [с-з]. Блок «Звукопроизношение» (проводится сравнение положения органов артикуляции при нормальном и дефектном произношении звука, ведется работа по постановке звука с опорой на зрительный контроль перед зеркалом и экраном монитора. - Ребята, объясните положение языка. (язык горочкой) - язык? -а теперь посмотрите на губы как мы держим? -зубы (зубы «заборчиком», сомкнуты) --проверим голос , положите тыльную сторону ладони на горло (голосовые связки работают при звуке [З], а при звуке С они не работают, а спят) IV. Характеристика звуков С и З по звуковой схеме. С З Согласный согласный Твердый твердый
Слайд 6
VI. Связь звуков и букв. - что такое буква? - что такое звук? (на доске схема). - Какими буквами обозначаем звуки [с], [з]? (показ на карточке буквы ЭС и ЗЭ). - На что похожи буквы? Буква ЭС похож на полуовал, а буква ЗЭ на цифру 3. VII. Развитие фонематического слуха. А). - Если услышите звук С покажите сигнальную карточку желтого цвета, а если звук З, покажите синий цвет. Звуки –т, с, б, з, н, т, с, м, п, з Слоги – та, до, за, ка, са, да, ми, су, ба, по, зу. Б). Работа с цифровым рядом. Определите место звука в словах: [с] – санки, квас, лиса. [з] – заяц, ваза, глаз VIII. Физкультминутка. «В нашей избушке петух поёт»
Слайд 7
IX. Сравнение пары слов по звучанию и смыслу в картинках (слова - паронимы). Цель: Развитие фонематического слуха на материале слов-паронимов, развитие словаря ребенка. - Теперь я скажу слова, а вы скажите, чем эти слова отличаются друг от друга (каким звуком отличаются) Коза – коса лиса – Лиза зуб - суп X. Закрепление. - Ребята, давайте закрепим различение звуков [с], [з] в словах: Цель: Развитие восприятия, запоминания и внимания. 1. Блок «Фонематика» модуль «Анализ». Упражнение «Поезд». - Определите место звука (С) в словах (в начале, в середине, в конце слова). - Определите место звука З в словах. 2. Проговаривание в словах. -Посмотрите на картинки. Слушайте внимательно запись на магнитофоне и повторите за ведущим.
Слайд 8
XI. Итог занятия. - какие задания больше понравилось выполнять? - какое задание было для вас самым трудным? Что узнали? Чему научились? -Молодцы ребята, хорошо, активно занимались. Тигренок очень рад и вас благодарить за хорошее занятие. Домашнее задание. 1). Выучить чистоговорку: (текст раздается) Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска. Две козы и два бизона Потопали все газоны. 2). Повторите артикуляционные упражнения.
Слайд 9
Слайд 10
Литература. 1.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З.Москва, изд. ООО «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. 2.Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно С, Ц, З , Москва, «РОСМЭН», 2003. Ресурсы. 1.Компьютерная логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры». 2.Аудиокассета «Говорим правильно С.Ц.З». Приложение к логопедическому альбому Т.С.Резниченко, О.Д.Лариной «Говорим правильно С, Ц, З». ООО изд. «РОСМЭН-ПРЕСС» 2003

Полный текст материала Статья и презентация к уроку "Дифференциация звуков [С - З] в слогах и словах для 1 класса ФФНР" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Любовь Николаевна  lubalex
13.04.2013 0 6897 1037

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК