Статья "Комплексный подход в преодолении трудностей овладения навыком письма в работе учителя-дефектолога"


Соломаха Любовь Владимировна

учитель-дефектолог

Санкт-Петербург


Комплексный подход в преодолении трудностей овладения навыком письма в работе учителя-дефектолога


Количество детей, испытывающих трудности в усвоении письма, увеличивается с каждым годом. Без специальных занятий эти трудности могут сохраняться на протяжении всего школьного обучения.


Чаще всего учитель может наблюдать следующие проблемы у учащихся:


  • слабый или слишком сильный нажим

  • быстрая утомляемость при письменных работах

  • неровные, “дрожащие”, двойные линии

  • значительное отклонение от строчки

  • медленный темп

  • несоблюдение размера, формы и наклона графических элементов

  • несоблюдение последовательности элементов

  • грязное” письмо

  • значительный выход за границы раскрашиваемого рисунка


Коррекционное воздействие включает в себя комплексную и последовательную работу подготовки руки к письму и повышения качества письменных работ:


1 этап: Физические упражнения

2 этап: Графические задания

3 этап: Письмо ручкой


ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ вырабатывают точность движений пальцев, способствуют развитию силы мелких мышц рук и устойчивость к письменным нагрузкам.

Подготавливая руку к письму на этапе физических тренировок важно работать комплексно в 4-х направлениях, направленных на развития именно тех навыков, которые необходимы для последующего формирования графических умений. Таким образом мы должны способствовать развитию таких качеств, как:

  • сила, подвижность и выносливость рук

  • глазомер и координация

  • ритмичность и переключение (на письме важно быстро переключаться с одного элемента на другой)

  • скорость


Техническое обеспечение:


Карандаши, шарики Су-Джок, щетки, используются для массажа, разогрева рук перед работой

Эспандер помогает развить силу и выносливость кисти рук к нагрузкам

Гироскопический тренажер для рук “Роллербол” развивает подвижность и силу мышц кисти рук и предплечья

Карточки “Ритм” на три счета, для развития переключения движений и внимания

Картотека пальчиковых игр (используются для развития координации, ловкости, равномерной мышечной нагрузки на пальцы и кисти рук)


Регулярные физические упражнения, направленные на тренировку мелкой моторики рук, помогают преодолевать быструю утомляемость возникающую в процессе письменных заданий, также исчезают дрожащие линии.


ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ способствуют развитию глазо-двигательных координаций и зрительно-пространственного восприятия, являющихся базовой для становления письма в любом возрасте:

  • раскрашивание движениями вверх-вниз, двигаясь слева направо; такие упражнения дают необходимую мышечную нагрузку и приучает к целенаправленной деятельности, разрабатывая именно те направления движений, которые используются при письме

  • рисование штрихов вверх-вниз и различных орнаментов (используются нелинованые листы, рисунки выполняются с сохранением амплитуды (развиваем зрительно-моторную координацию)

  • рисование двумя руками (разрабатывает запястье, способствует активизации межполушарного взаимодействия, развивает способность к самоконтролю)

  • орнаменты, графические узоры на листе в клетку (способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия, глазомера и внимания)

В результате выполнения этих упражнений улучшается нажим, точность движений и их стабильность, развивается зрительно-пространственное восприятие и навык самоконтроля, что создает благоприятную почву для дальнейшего успешного овладевания письмом или улучшения качества письма на этапе уже сформировавшегося почерка.


Техническое обеспечение:

  • Не линованные листы формата А5 и А4

  • Цветные 3-х гранные карандаши для малышей, и обычные для тех, кто постарше.

  • Простой карандаш, твердость HB

  • Тетрадь в клетку

  • Раскраски

  • Пропись для двухручного рисования (Мальцева И.В.)


ПИСЬМО формируется только при достаточной моторной готовности, которая развивается и совершенствуется на первых двух этапах коррекционной работы. Для успешного овладения качественным навыком письма используется три метода:

  • копировальный (обведение букв по точкам, или обведение букв написанных учителем простым карандашом)

  • линейный метод (соблюдение пропорций ширины и высоты букв)

  • метод доступности (идем от более простых с точки зрения графики букв к более сложным)


Техническое обеспечение:

  • Изображения букв и их элементов (таблица с алфавитом, карточки)

  • Медленное написание буквы учителем на доске

  • Прописи

  • Калька

  • Тетрадь

  • Шариковая ручка


Таким образом, используя комплексный подход и поэтапность в подготовке ребенка к письму мы увеличиваем его возможности качественно овладеть навыком письма и повысить качество его письменных работ.


Полный текст материала Статья "Комплексный подход в преодолении трудностей овладения навыком письма в работе учителя-дефектолога" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соломаха Любовь Владимировна  Публикатор
06.11.2017 0 780 55

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0