Статья "Комплексный подход в преодолении трудностей овладения навыком письма в работе учителя-дефектолога"


В статье рассматриваются типичные трудности возникающие у учащихся в начальной школе, особенно в коррекционных классах. Трудности овладения навыком письма встречаются все чаще и чаще, а у детей с ограниченными возможностями здоровья эта проблема стоит еще более остро. В данном материале раскрыт опыт преодоления трудностей овладения навыком письма, приведены практические примеры работы на каждом этапе.

Коррекционная работа разбита на "три кита", являющихся базой для становления навыка письма или улучшения качества уже сформировавшегося письма у ребенка.

Количество детей, испытывающих трудности в усвоении письма, увеличивается с каждым годом. Без специальных занятий эти трудности могут сохраняться на протяжении всего школьного обучения.

Чаще всего учитель может наблюдать следующие проблемы у учащихся:

  • слабый или слишком сильный нажим
  • быстрая утомляемость при письменных работах
  • неровные, “дрожащие”, двойные линии
  • значительное отклонение от строчки
  • медленный темп 
  • несоблюдение размера, формы и наклона графических элементов
  • несоблюдение последовательности элементов
  • “грязное” письмо
  • значительный выход за границы раскрашиваемого рисунка

Коррекционное воздействие включает в себя комплексную и последовательную работу подготовки руки к письму и повышения качества письменных работ:

1 этап: Физические упражнения
2 этап: Графические задания
3 этап: Письмо ручкой 

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ вырабатывают точность движений пальцев, способствуют развитию силы мелких мышц рук и устойчивость к письменным нагрузкам.
Подготавливая руку к письму на этапе физических тренировок важно работать комплексно в 4-х направлениях, направленных на развития именно тех навыков, которые  необходимы для последующего  формирования графических умений. Таким образом мы должны способствовать развитию таких качеств, как: 

  • сила, подвижность и выносливость рук
  • глазомер и координация
  • ритмичность и переключение (на письме важно быстро переключаться с одного элемента на другой)
  • скорость

Техническое обеспечение:

  • Карандаши, шарики Су-Джок, щетки, используются для массажа, разогрева рук перед работой
  • Эспандер помогает развить силу и выносливость кисти рук к нагрузкам
  • Гироскопический тренажер для рук “Роллербол” развивает подвижность и силу мышц кисти рук и предплечья
  • Карточки “Ритм” на три счета, для развития переключения движений и внимания
  • Картотека пальчиковых игр (используются для развития координации, ловкости, равномерной мышечной нагрузки на пальцы и кисти рук)

Регулярные физические упражнения, направленные на тренировку мелкой моторики рук, помогают преодолевать быструю утомляемость возникающую в процессе письменных заданий, также исчезают дрожащие линии.

ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ способствуют развитию глазо-двигательных координаций и зрительно-пространственного восприятия, являющихся базовой для становления письма в любом возрасте:

  • раскрашивание движениями вверх-вниз, двигаясь слева направо; такие упражнения дают необходимую мышечную нагрузку и приучает к целенаправленной деятельности, разрабатывая именно те направления  движений, которые используются при письме
  • рисование штрихов вверх-вниз и различных орнаментов (используются нелинованые листы,  рисунки выполняются с сохранением амплитуды (развиваем зрительно-моторную координацию)
  • рисование двумя руками (разрабатывает запястье, способствует активизации межполушарного взаимодействия, развивает способность к самоконтролю)
  • орнаменты, графические узоры на листе в клетку (способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия, глазомера и внимания)

В результате выполнения этих упражнений улучшается нажим, точность движений и их стабильность, развивается зрительно-пространственное восприятие и навык самоконтроля, что создает благоприятную почву для дальнейшего успешного овладевания письмом или улучшения качества письма на этапе уже сформировавшегося почерка.

Техническое обеспечение:

  • Не линованные листы формата А5 и А4
  • Цветные 3-х гранные карандаши для малышей, и обычные для тех, кто постарше. 
  • Простой карандаш, твердость HB
  • Тетрадь в клетку
  • Раскраски 
  • Пропись для двухручного рисования (Мальцева И.В.)

ПИСЬМО формируется только при достаточной моторной готовности, которая развивается и совершенствуется на первых двух этапах коррекционной работы. Для успешного овладения качественным навыком письма используется три метода:

  • копировальный (обведение букв по точкам, или обведение букв написанных учителем простым карандашом)
  • линейный метод (соблюдение пропорций ширины и высоты букв)
  • метод доступности (идем от более простых с точки зрения графики букв к более сложным)

Техническое обеспечение:

  • Изображения букв и их элементов (таблица с алфавитом, карточки)
  • Медленное написание буквы учителем на доске
  • Прописи
  • Калька
  • Тетрадь
  • Шариковая ручка

Таким образом, используя комплексный подход и поэтапность в подготовке ребенка к письму мы увеличиваем его возможности качественно овладеть навыком письма и повысить качество его письменных работ.


Полный текст материала Статья "Комплексный подход в преодолении трудностей овладения навыком письма в работе учителя-дефектолога" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соломаха Любовь Владимировна  Публикатор
06.11.2017 0 252 15
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0