Рабочая программа учебного курса "Произношение"; 1 - 2 классы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Учебного курса «Произношение»

Учителя-логопеда

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

с тяжелыми нарушениями речи

1-2 классы

________ 2 года_______

(сроки реализации)

 

 

 

 

 

Составитель: учитель- логопед Полякова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022г.г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе следующих нормативно­ правовых документов:

1. Федеральный закон РФ " Об образовании" (ст.34, пп.1,2, с. 55, п.3).

2. Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Проект федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

4. Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

6. Планируемые результаты начального общего образования. / Биболетова М.З., Алексеева Л.Л.. Анащенкова С.В. - М.: Просвещение, 2010.

7. Авторская программа В.Г.Чиркиной для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ) V вида, Москва, «Просвещение», 2013 г.


 

Рабочая программа «Произношение» (фронтальные занятия) определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи у обучающихся с ТНР; направлена на оказание помощи в освоении ими общеобразовательных программ по родному языку; составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области «Филология» в начальной школе («Школа-России», "Школа 2100")

Программа отражает специфику обучения детей, имеющих тяжёлые нарушения речи: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи; алалию, дизартрию, ринолалию, заикание. У большинства обучающихся наблюдаются серьёзные отклонения в развитии произносительной стороны речи: физиологические нарушения дикции (нечёткое произношение отдельных слов и звукосочетаний), замены звуков, пропуски и перестановки звуков, искажения звукослоговой структуры слова.

У многих детей речь характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения. Обучающиеся стремятся изменить слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки оказываются часто безуспешными. При построении предложений нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми. Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи (монологической), очень важной для обучения и усвоения детьми знаний, происходит в процессе обучения очень медленно. У значительной части детей в сложных условиях адаптации к школьному  обучению, при изменении  ведущего типа деятельности, выявляются трудности  речевой коммуникации, формирования монологической речи, связанных с ними особенностей психического развития и др.   

Наряду с речевыми проблемами у данных детей наблюдаются задержка развития ряда важнейших функций, большинство из которых всегда имеет то или иное отношение к формированию речи: не полноценная сформированностьпраксиса, гнозиса, нарушение координации, ориентировки в большом и малом пространстве.

Наличие множественных системных нарушений речи и факторов, обусловливающих их развитие, говорит о том, что качественное совершенствование речи этих детей вне условий коррекционного воздействия затруднено.

Актуальность данной программы определяется тем, что в ней рассматривается система преодоления общего недоразвития речи у обучающихся школы, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребёнка. Дети ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами речевого поведения. Очевидно, что уже с младшего школьного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативную способность.

Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Задачи:

  • Сформировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза слого-звукового состава слова.

  • Корригировать дефекты произношения.

  • Уточнить значение имеющихся у детей слов; обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  • Уточнить значения используемых синтаксических конструкций; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов и предложений, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  • Развивать навыки построения высказывания на основе отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, для выстраивания связной речи в тех или иных целях общения.

  • Развивать неречевые процессы: внимание, память, мышление.

Структура программы включает разделы, направленные на коррекцию описанных выше нарушений.

Сроки реализации программы. Коррекционный курс «Произношение» (фронтальные занятия) реализуется в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающая область».

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю в 1 классе – 33 учебные недели, 66часов в год, и 1 час в неделю во 2 классе – 34 учебные недели, 34 часа в год.

Программа построена с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

При составлении программы учитывались программы по обучению грамоте и русскому языку, принципы специальной (коррекционной) педагогики:

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. На основе данного принципа подобрано содержание индивидуальных логопедических занятий в тематическом планировании; осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся.

Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность коррекционного (педагогического) процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции развития, если у нас нет объективных данных о ребёнке, о причинах и характере нарушений.

Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. Программа позволяет составить тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий, основываясь на результатах мониторинга уровня речевого развития для каждого обучающегося.

Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В процессе коррекционной работы мы опираемся на несколько сохранных анализаторов (речеслуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический) и индивидуально-психологические особенности личности обучающегося.

Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Успех коррекционной работы в значительной степени зависит от сотрудничества с родителями и другими участниками образовательного процесса. 

Принцип коммуникативности, который предполагает развитие всех видов речи в целях общения.

Принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение языковой действительности, что является условием успешного корригирования и развития речи.   

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, находить необходимую информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, расширяются представления об окружающем мире, развиваются и совершенствуются навыки творческой деятельности.

Общая характеристика предмета

В системе обучения раздел «Произношение» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения.

Включает в себя следующие линии обучения:

  • формирование произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

  • развитие языкового анализа, синтеза, фонематического слуха;

  • развитие ритмической и звуковой структуры слова;

  • формирование навыка чёткого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трёх-пятисложных слов, различных слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со 2 класса).

Цель курса - воспитание у младших школьников внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к письменной речи.

Задачи:

1.Занятия по формированию произношения призваны:

  • формировать навыки чёткого правильного произношения слов, постепенно возрастающей звуковой сложности;

  • развивать фонематическое восприятие;

  • развивать формы языкового анализа и синтеза, фонематические представления;

  • формировать умение построить и чётко слитно произнести простое распространённое предложение из слов определённой сложности с соблюдением правильной интонации и ударения;

  • корректировать нарушения звукослоговой структуры слова;

  • формировать просодические компоненты речи (темп, ритм, паузации, интонации, логическое ударение).

2.Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к образованию:

  • устойчивое внимание;

  • способность к запоминанию;

  • способность к переключению;

  • познавательную активность;

  • произвольность общения и поведения;

  • анализаторы (слуховой, зрительный, кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения

3. Воспитывать:

  • культура общения;

  • интерес и любовь к родному языку;

  • навыки и приёмы самоконтроля.

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счёт усложнения и различной сочетаемости упражнений.

Произносительные навыки обучающихся формируются в ходе всего учебного процесса при непосредственном общении с учителем. Обучение произношению в первую очередь ведётся на основе слухового восприятия. При этом на занятиях работа направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, просодических средств, речевого дыхания, устранение фонематического недоразвития и подготовку к звуковому анализу речи.

Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области просодической системы русского языка.

Программой по произношению предусмотрена подготовка обучающихся к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.

Обучение детей произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы.

Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в словосочетаниях, предложениях и связной речи. Обучающиеся овладевают правильным произношением слов и предложений, соблюдением ритма, темпа, ударения, интонации в соответствии с условиями речевого общения.

Также проводится работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами её выражения на основе наблюдения основных единиц языка: текста, предложения, слова.

Предусмотрены систематические упражнения, направленные на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи.

Данной программой учтён неоднородный состав обучающихся, поступивших в 1 классы, по уровню дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению.

Порядок изучения звуков на уроках произношения соотнесён с порядком усвоения букв на уроках обучения грамоте. При ознакомлении обучающихся с новым звуком закрепляется правильная артикуляция, формируются полноценные фонематические процессы, представления о звуковой структуре слова, идёт подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей работе над произносительной стороной речи, развитие дыхания и мелкой моторики. В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов с постепенно нарастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова вводятся в связную речь с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации. Обучающиеся учатся анализировать звуковой состав речи, выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, что является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Во 2 классе проводится работа по дифференциации твёрдых и мягких, звонких и глухих, а также часто заменяемых в речи согласных звуков (с-ш, з-ж, ц-ч, т-ч, т-ц, ч-щ, ч-с, л-р и др.) У обучающихся закрепляются навыки чёткого и правильного произношения звуков в устной речи, формируются навыки звукослогового анализа и синтеза слов, продолжается работа по закреплению форм словоизменения и словообразования. Расширяется и уточняется лексический запас слов.

В течение 2 лет ведётся работа по овладению обучающимися полноценной устной речью и созданию условий для успешного усвоения письма и чтения.

Технологии:

- Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;

- Физкультурно-оздоровительные: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки, биоэнергопластика, кинезетерапия, пальчиковая гимнастика су-Джок.

- Педагогические технологии: развивающее обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества, ИКТ, адаптивные технологии;

Специфика содержания и методов обучения детей с ТНР является особенно существенной в младших классах школы, где формируются предпосылки для овладения школьной программой старших классов, в значительной мере обеспечивается коррекция расстройств речи и нарушений психомоторного развития.

Методы и приёмы обучения

Практические

Упражнения

Подражательно-исполнительские

Творческие

Речевые

Игровые

Игры Дидактические

Подвижные

Творческие

Моделированиезнаково-символическое

Наглядные

Наблюдение

Рассматривание рисунков, картин, схем, профилей артикуляций

Прослушивание магнитофонных записей

Показ образца задания, способа действия

Словесные

Рассказ

Пересказ

Беседа (предварительная и итоговая), обмен впечатлениями

Показ образца

Пояснение

Объяснение

Педагогическая оценка

Самооценка


 


 

В системе уроков планируется использование следующих типов уроков:

- Урок усвоения новых знаний.

- Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).

-Урок  актуализации знаний и умений  (урок повторения).

- Урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

- Урок контроля знаний и умений.

- Урок коррекции знаний, умений и навыков.

- Урок комбинированный.

-Урок – игра. В игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

-Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики, контроля уровня обученностиобучающихся.

В процессе обучения целесообразно использовать различные виды деятельности:

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам, наглядным опорам, плану.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Прочтение учебного текста без дислексических ошибок. Понимание учебного текста. Умение ответить на поставленные вопросы по тексту, пересказать прочитанное.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений, текстов без дисграфических ошибок. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с нормами русского языка. Письменное изложение содержания прочитанного или прослушанного текста по развернутому, вопросному или краткому плану, опорным словам, наглядным опорам.

При проведении уроков используются беседы, дифференцированные задания, самостоятельная, фронтальная, индивидуальная, групповая работа и работа в парах, задания творческого характера.

Основными видами письменных работ по произношению являются: тесты, комплексные контрольные работы.

Связь предмета «Произношение» с остальными предметами (разделами) учебного плана.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта (обучение грамоте, развитие речи, окружающий мир, математика) и опирается на их содержание.

Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и обучения грамоте.

Обучение грамоте связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в слогах, словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква.

На уроках развития речи, окружающего мира и на уроках произношения обучающиеся овладевают речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся на уроках произношения осуществляется с учётом требований программы по развитию речи и окружающему миру.

Во втором классе закрепляется правильное произношение всех звуков речи в словах и предложениях любой сложности (в пределах, указанных в программах «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика» и в других предметах).

Место курса произношения в учебном плане.

Курс «Произношение» (фронтальные занятия) реализуется в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающая область».

В соответствии с планом внеурочной деятельности курс «Произношение » рассчитан на два варианта:

1 вариант - на 134 часа: в подготовительном - 1 классах отводится 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели);

2 вариант – 100 часов: в 1 классе отводится 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе - 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Согласно учебному плану по 2 варианту, фронтальные занятия могут проводиться как в первой, так и во второй половине дня в соответствии с расписанием уроков.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Произношение» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение данного предмета способствует формированию у учащихся представлений о русском языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Изучение предмета «Произношение» формирует у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств в успешном решении коммуникативной задачи.

Русский язык - основа всего процессаобучения учащихся, средство развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.

Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Произношение»;

представление о причинах успеха в учёбе;

общее представление о моральных нормах поведения;

осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Произношение», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к рабочей тетради;

элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

Обучающийсяполучит возможность для формирования:

положительного отношения к школе;

первоначального представления о знании и незнании;

понимания значения произношения в жизни человека;

первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни

бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.


 

Метапредметные  результаты

Регулятивные результаты

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;

адекватно воспринимать предложения учителя;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

составлять план действий для решения несложных учебных задач;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;

Познавательные результаты

Обучающийся научится:

ориентироваться в информационном материале предлагаемым учителем, осуществлять поиск необходимой информации при работе с предложенными заданиями;

под руководством учителя проводить дифференциацию звуков;

понимать отношения между понятиями звук, слог, слово;

использовать собственный опыт в решении познавательных задач;

слушать собеседника и понимать речь других;

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака.

Коммуникативные результаты

Обучающийся научится:

принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;

воспринимать различные точки зрения;

понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;

контролировать свои действия в классе;

слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;

формулировать свою точку зрения;

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

Предметные результаты

Произносительная сторона

Обучающийся научится:

различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

различать непарные твёрдые согласные [ ж] [ш ], [ ц] непарные мягкие согласные

[ч’ ], [щ’], находить их в слове, правильно произносить различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

правильно произносить и различать следующие звуки: гласные [а], [у], [о], [ы], [и], [э]; твёрдые согласные [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х];

произносить мягкие согласные звуки в сочетании с [и];

дифференцировать твёрдые и мягкие согласные в сочетаниях с [ы]—[и].

правильно произносить и различать звуки [с]-[с'], [б]-[б'], [д]-[д'], [з]-[з'], [г]-[г'], [ш], [л]—[л'], [ж], [р]-[р'], [с]-[ш], [з]-[ж], [р]-[л], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к], [з]-[с], [ж]-[ш].

правильно произносить звук [j] в конце слога, слова, в середине слова после гласного, в начале слова, перед гласной, дифференциация [j]-[и], [j]-[л'].

дифференцировать твёрдые и мягкие согласные в сочетании с гласными (сы-си) и мягким знаком (с-сь, ас-ась)

дифференцировать [ц]- [с'],звуки [ц]- [с], [ц]- [т]

дифференцировать звуки [щ]-[с],[щ]-[с'], [щ]- [ш]

дифференцировать звуки [ч]-[т'],[ч]-[с], [ч]-[ц], [ч]-[ш], [ч]-[т],[ч]- [щ]

Обучающийся получит возможность научиться:

правильно произносить и различать все звуки русского языка.

Навыки анализа звуко-слогового состава слова.

Обучающийся научится:

выделять начальный ударный гласный из слов (Оля, утка).

определять последовательность гласного в ряду из 2—3 гласных: а, у; а, и, у.

совершать анализ и синтез обратных слогов; выделять последний согласный из слов;

выделять слого-образующий гласный из слов мох, пух и т.д.

выделять первый согласный и слогообразующий гласный из слов сани, совы и т. д.

делить слова на слоги, составлять слоговый схемы слов.

выделять мягкий согласный из состава слова

Обучающийсяполучит возможность научиться:

составлять схемы слов;

овладеть звуко-слоговой структурой слова.


 

Ритмическая и звуко-слоговая структура речи

Обучающийся научится:

произносить слоги: открытых (па), обратных (aп), закрытых (пап), со стечением двух согласных (авт, фта), сочетания слогов (ту-aт, aт-та, ту-та-ты, сто-ста-сты и т.д.);

чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с правильным ударением, различной сложности и сочетаний;

чётко произносить окончания слов в связи с изменением его формы;

выделять ударный слог в двух- и трёхсложных словах, составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

включать заученные слова в предложения и тексты.

Вербальные психические процессы

Обучающийся научится:

различать на слух усвоенные звуки и звукосочетания;

различать усвоенные звуки в составе слова;

запоминать 3-4 инструкций выполнения действий, повторение в заданной последовательности слоговых рядов (по-пе, ка-жа, ус-ас-ос, спа-ста и т.д.);

запоминать в заданной последовательности 3-4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата, липа, лента, лимон, малина, венок, каток и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

заучивать стихотворные и прозаические тексты с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма;

запоминать и повторять в заданной последовательности 3-4 слова;

запоминать последовательность инструкций.


 


 

Содержание курса

Содержание курса структурировано на основе изучения речевой деятельности и включает в себя формирование речевых навыков и навыков познавательной деятельности.

В программепредставлена научно и методически обоснованная последовательность изучения звуков (фонем) с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляционной доступности для детей с отклонениями в строении и функционировании органов артикуляционного аппарата и нарушениями различения акустических характеристик звуков.

Объём работы над звуко-слоговой и ритмической структурой слова на начальном этапе обучения включает изучение отдельных слов определенного слогового состава, определённых фонетических групп звуков, улучшение слуховой памяти и различения звуков; решается задача развития навыков звукового анализа и синтеза, т. е. осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Далее (во 2 классе) происходит формирование навыков чёткого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из 3—5 сложных слов, различных типов слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных).

Фронтальные занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

Учебный материал строится с учётом принципа от простого к сложному, учитывает особенности онтогенеза и изучается в следующей последовательности

1 класс (2-й вариант)

Развитие зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, уточнение схемы тела, развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений) с учетом программы по обучению грамоте и математике; развитие внимания, памяти.

Развитие артикуляторной моторики. Упражнения для мимических мышц лица. Формирование движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Обеспечение правильного и точного выполнения артикуляторных движений (без напряжения и вялости). Нормализация темпа движений; плавности переключения от одного движения к другому; ритма и координации движений языка, губ; объема движений.

Формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. Развитие синхронности речевого дыхания и голоса.

Развитие эмоциональной выразительности устной речи. Закрепление логического и вербального ударения.

Закрепление навыков четкого и правильного произношения звуков в устной речи.

Уточнение артикуляции произносимых звуков:

уточнение произношения и звучания гласных звуков а, у, о, и, э, ы. Выделение каждого из гласных звуков в ряду других звуков, из слова. Дифференциация звуков а-у, а-о, о-у, и-э изолированно, в слогах и словах;

Закрепление артикуляции и звучания правильно произносимых звуков. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, не требующих коррекции: м-м’, х-х’, п-п’, к-к’, в-в’, т-т’, н-н’ (с учетом последовательности усвоения букв по букварю с определенным опережением).

Автоматизация свистящих звуков с, с’, з, з’, ц.

Дифференциация звуков с-с’, з-з’, с-з, с-ц.

Закрепление звукослоговой структуры слов, включающих свистящие звуки:

повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками типа соц-цос, за-са-за, ста-сто-сту с меняющимся ударением;

закрепление произношения слов различной структуры со свистящими звуками в начале слова (самолет, скамья, старуха), в середине (косынка, капуста), в конце слова (пылесос).

Автоматизация звуков л, л’.

Дифференциация звуков л-л’ изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки л-л’ типа клумба, колбаса, свекла, каникулы, велосипед.

Автоматизация звуков р-р’.

Дифференциация звуков р-р’.

Закрепление звукослоговой структуры слов со стечением согласных, включающих звуки р-р’ (паркет, тетради, квартира).

Дифференциация звуков р-л, р’-л’, л’-й, р’-й изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Закрепление звукослоговой структуры:

двухсложных слов с двумя стечениями согласных (кнопка, стайка, плотник);

трехсложных слов с одним-двумя стечениями согласных (рыбалка, спасибо, скамейка, рисунки, шкатулка).

Автоматизация звуков ш, ж.

Дифференциация звуков ш-ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Закрепление произношения серий слогов и слов различной структуры со звуками ш-ж:

повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками жа-ша-жа, шож-жош;

закрепление произношения слов различной структуры с шипящими звуками (шкаф, шапка, шторы, каштаны, катушка).

Дифференциация отработанных свистящих и шипящих звуков с-ш, з-ж.

Закрепление звукослоговой структуры серий слогов и слов:

воспроизведение серий слогов со стечением согласных дра-дро-дру, кра-кро-кру-кры;

воспроизведение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя стечениями согласных (кнопка, стайка, плотник);

воспроизведение трехсложных слов с одним-двумя стечениями согласных (рыбалка, спасибо, скамейка, рисунки, шкатулка).

Автоматизация звука щ в слогах, словах, предложениях и текстах.

Автоматизация звука ч в слогах, словах, предложениях, текстах.

Дифференциация звуков с’-щ, ч-т’, ч-ц, ш-щ, щ-ч.

Развитие звукослоговой структуры слова:

воспроизведение серий слогов с оппозиционными звуками и со стечением согласных (ща-ча-ча-ща, пчи-пте-пчи и др.);

воспроизведение серий слогов с меняющимся ударением;

воспроизведение трех- и четырехсложных слов с двумя-тремя стечениями согласных (распустились, простокваша).

Коррекция нарушений чтения и письма. Работа над наиболее распространенными ошибками чтения и письма и их механизмами.

Анализ трудных случаев написания слов. Сравнение количества звуков и букв в словах. Употребление разделительногоь и ъ, употребление гласных после ь и ъ.

Закрепление фонематического анализа на материале слов сложной звукослоговой структуры (4-5 слогов). Определение количества, последовательности, места звуков в слове (какой по счету, соседи звука). Составление графических схем слов, их сравнение, подбор слов, сходных по звукослоговой структуре (бутылка - копилка, дворник - плотник). Звуковой анализ различных форм слова, определение сходства и различия (дома - домом - домами). Выделение слов определенной звукослоговой структуры из предложений, текста.

Закрепление слогового анализа слов сложной слоговой структуры с опорой на гласные звуки. Определение ударного слога и ударного гласного звука. Закрепление терминов «слово», «слог», «звук», «согласный звук», «гласный звук», «мягкий звук».

Развитие анализа предложений на слова (на материале предложений из 5-6 слов с предлогами).

Уточнение и обогащение словаря с учетом программы по развитию речи.

Закрепление форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференциация, образование прилагательных от существительных).

Развитие связной речи (пересказ, рассказ-повествование, описание с использованием наглядности, с помощью учителя) в процессе автоматизации и дифференциации звуков в связной речи.


 

2 класс

Дифференциация графически сходных рукописных букв: строчных и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавных Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М и др.

Закрепление эмоциональной выразительности, четкой дикции, правильного звукопроизношения в спонтанной связной речи.

Автоматизация сложной звукослоговой структуры в процессе:

воспроизведения слоговых рядов (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением (та-ти-но-та-ду, ми-со-ла-хи-на), с оппозиционными звуками;

воспроизведения серий слогов со стечением согласных (шва-ста-зва, шос-сош);

повторения и самостоятельного употребления слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление).

Определение ударного слога и ударного гласного в словах из 4-5 слогов. Сравнение двух форм одного и того же слова с различным ударением.

Автоматизация умения подбирать и анализировать родственные слова.

Уточнение значения и звукового оформления учебной терминологии по программе русского языка, математики и другим предметам.

Закрепление дифференциации звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к, с-з, ш-ж), свистящих и шипящих звуков (с-ш, с’-щ, з-ж, ч-т’, с-ц, ч-щ, ч-ц).

Закрепление дифференциации твердых и мягких согласных. Автоматизация умения обозначать мягкость согласных звуков с помощью ь, букв и, е, ё, ю, я.

Автоматизация навыка слогового и звукового анализа на сложном речевом материале. Определение последовательности, количества, Места звуков в словах типа квартира, взмахнул, подбросил и др.

Сравнение звукового и буквенного состава слова.

Автоматизация правильного согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже в беспредложных и предложных словосочетаниях (в красной банке, на большом мосту).

Закрепление глагольного управления. Правильное употребление существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа с предлогами.

Дифференциация предлогов в - на - под, над - под, в - из, на - с, под - из-под, за - из-за, к - от в устной и письменной речи. Уточнение значений одного и того же предлога (в значении местонахождения где? - в столе – предложный падеж; в значении направления действия - куда? - в стол - винительный падеж). Закрепление правильного написании предлогов.

Формирование умения логически, последовательно составлять небольшие тексты-повествования, рассказы-описания с использованием наглядности и с помощью учителя.

Закрепление навыков звукового, морфологического, синтаксического анализа в письменной речи.

Коррекция дислексии, дисграфии, дизорфографии с учетом их симптоматики и механизмов у детей данной группы. Закрепление орфографических навыков.

Виды и формы контроля

Контроль качества проведённой работы проводится 2 раза в год в виде:

  • тестов;

  • диагностических работ;

  • проверки техники чтения;

  • речевых конференций в конце года с целью выявления динамики в развитии устной

речи.

Динамика результатов прослеживается на уроках чтения, русского языка, окружающего мира и занятиях «Развитие речи»

Оценка достижения планируемых результатов проводится в соответствии с Положением «О системе оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

Содержание оценки строится вокруг оценки сформированности:

внутренней позиции школьника;

основ гражданской идентичности;

самооценки;

мотивации учебной деятельности;

морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем;

способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Учёт артикуляционных и фонематических умений и навыков имеет ряд специфических особенностей.

Оценку качества звуковой стороны речи следует проводить достаточно часто, что необходимо для своевременного выявления ошибок произношения и дифференциации фонем и причин, вызывающих затруднения.

Для развития самоконтроля обучающихся необходимо регулярно информировать ребёнка о том, насколько он приблизился к образцовому произношению и какие недостатки ещё не устранены. Суждение учителя-логопеда должно содержать оценки, понятные ученику, доброжелательные и точные.

Речь ученика оценивается дифференцированно, с учётом уровня его речевого развития, общей динамики продвижения в овладении речью, знаниями и умениями, которые он приобретает в рамках раздела «Произношение» за определённый период обучения.

Учитель-логопед должен фиксировать достижения обучающихся в формировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, осуществлять текущее и её итоговое тестирование, отмечать индивидуальные продвижения по следующим параметрам:

  • умение правильно и чётко произносить поставленные или исправленные звуки речи в словах различной слоговой сложности в пределах требований программы;

  • сформированность фонематического слуха (оценивается умение

узнавать, различать и выделять из слова усвоенные в произношении

звуки, чётко дифференцировать их от близких по артикуляции и звучанию);

  • овладение звуко-слоговой структурой слова (отмечается: правильное воспроизведение числа слогов в слове в сочетании с произносительными ошибками сложных по артикуляции звуков; правильное воспроизведение числа слогов в слове с нормативным произнесением всех звуков);

  • состояние просодической стороны речи — интонация, ритм, выразительность, общая внятность речи;

  • реализация усвоенных речевых навыков на уроке в пределах изученного лексикона; в спонтанной речи в естественных коммуникативных ситуациях.

При оценке произносительных навыков надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Например, у детей с нарушением строения и функции органов артикуляционного аппарата необходимо добиться в первую очередь приближённого произношения звуков речи, и обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех акустически и артикуляционно близких звуков речи.

Большое внимание обращается на позитивную динамику развития фонологической компетенции и минимизацию произносительных трудностей.


 

Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Произношение»

1 класс (2 часа в неделю, 33 недели -66 часов)

 

 

Тема урока

 

Кол - во

часов

 

Дата проведе-ния

 

Направления коррекционной работы

1 четверть ( 18 часов)

 

6

Диагностический этап

01

Понятие о речи. Функции речи.

 

1

 

19.09.

2016.

 

Знакомство детей с понятием «речь», функциями речи. Умение отвечать на вопросы, составляя полную фразу.

02

Понятие о предложении. Понятие о слове.

 

 

1

 

20.09

2016г.

 

 

Формирование представлений о предложении. Деление предложений на слова. Составление предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Передача повествовательной интонации предложения.

03

Понятие о звуке. Гласные звуки. Признаки глас- ных звуков.

 

 

 

1

 

 

26.09.

2016г.

Формирование представлений о звуках речи. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Знакомство с гласными звуками. Выделение гласных звуков из состава слова.

Соотнесение слова и схемы слова

04

Гласный звук [а]

 

1

 

27.09.

2016г.

Выделение звука из ряда гласных, слогов, из состава слова ( из начала, середины, конца слова в ударной позиции)

05

Гласный звук [о]

 

1

 

03.10.

2016

Выделение звука из ряда гласных, слогов, из состава слова ( из начала, середины, конца слова в ударной позиции

06

Гласный звук [у]

 

1

 

04.10.

2016г.

Выделение звука из ряда гласных, слогов, из состава слова ( из начала, середины, конца слова в ударной позиции)

07

Гласный звук [ы]

1

10.10.

2016г.

Выделение звука из ряда гласных, слогов, из состава слова ( из начала, середины, конца слова в ударной позиции)

08

Гласный звук [э]

1

11.10.

2016г.

Выделение звука из ряда гласных, слогов, из состава слова ( из начала, середины, конца слова в ударной позиции)

09

Гласный звук [и]

1

17.10.

2016г.

Выделение звука из ряда гласных, слогов, из состава слова ( из начала, середины, конца слова в ударной позиции)

10

Понятие о слоге.

Слогообра-

зующая роль гласных звуков.

1

18.10.

2016г.

Слоговой анализ двух- и трех-

сложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова.

Выделение гласных звуков в слове.

11

Понятие об ударении.

 

1

24.10.

2016г.

Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам.

12

Ударные и

безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я)

1

25.10.

2016г.

Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Работа со схемами слов.

Осуществление сотрудничества в парах и группах при выполнении учебных задач.

II четверть (16 часов)

13

Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый.

 

1

07.11.

2016г.

 

 

Знакомство с согласными звуками. Развитие фо­нематического восприятия и слуха. Выделение согласных звуков в слогах, словах. Определение места изучаемых зву­ков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов.

Использование приема планирования учебных действий: определение с опорой на заданный алгоритм характеристику звука.

14

Звуки [м]-]

 

1

08.11.

2016г.

Выделение звуков из состава слова . Дифференциация [м]-. [м’]. Подбор слов к схеме.

Звуковой анализ слогов.

Преобразование слогов.

15

Звуки [н]-[н]

1

14.11.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [н]-. [н’]. Подбор слов к схеме.

Звуковой анализ слогов.

Преобразование слогов.

16

Звуки [в]-]

 

1

 

15.11.

2016г.

 

 

 

Выделение звуков из состава слова . Дифференциация [в]-[в’]. Подбор слов к схеме.

Звуковой анализ слогов.

Преобразование слогов.

17

Звуки [п]-[п’]

1

21.11.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [п]-[п’]. Подбор слов к схеме.

Звуковой анализ слогов.

Преобразование слогов.

18

Звуки [к]-[к’]

1

22.11.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [к]-[к’].

Звуко-слоговой анализ слова кап.

Звуковой анализ слов типа мак.

19

Звуки [т]-[т’]

1

28.11.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [т]- [т’].

Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим.

20

Звуки [с]-[с’]

1

29.11.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [с]- [с’].

Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, сваи.

21

Звуки [х]-[х’]

1

05.12.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [х]- [х’].

Анализ слогов ха,хи.

Звуко-слоговой анализ слов мох, уха.

22

Звуки [к]-[к’], [х]-[х’]

1

06.12.

2016г.

Дифференциация звуков [к]-[к’], [х]-[х’].

23

Звуки [з]-[з’].

1

12.12.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [з]- [з’].

Соотнесение слова и схемы.

Звуко-слоговой анализ слова коза.

24

Звуки [с]-[с’], [з]-[з’]

1

13.12.

2016г.

Дифференциация звуков [с]-[с’], [з]-[з’].

25

Звуки [б]-[б’].

1

19.12.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [з]- [з’].

Звуко-слоговой анализ слов бусы, бант.

26

Звуки [п]-[п’], [б]-[б’]

1

20.12.

2016г.

Дифференциация звуков [п]-[п’], [б]-[б’].

27

Звуки [д]-[д’].

1

26.12.

2016г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [д]- [д’].

Звуко-слоговой анализ слов дубок, диван.

28

Звуки [т]-[т’], [д]-[д’]

1

27.12.

2016г.

Дифференциация звуков [т]-[т’], [д]-[д’].

III четверть (18часов)

29

Звуки [г]-[г’].

1

16.01.

2017г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [г]- [г’].

Звуко-слоговой анализ слов гуси, Ганс.

30

Звуки [к]-[к’], [г]-[г’]

1

17.01.

2017г.

Дифференциация звуков [к]-[к’], [г]-[г’].

31

Звук [ш].

1

23.01.

2017г.

Выделение звуков из состава слова.

Звуко-слоговой анализ слов шуба, мышка, камыш.

32

Звуки [с]-[ш].

1

24.01.

2017г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [с]- [ш].

33

Гласная Я в начале слова и после гласных

2

30.01.

2017г.

 

31.01.

2017г

Слог Я, слово Я. Соотнесение слов и слоговых схем.

Обозначение мягкости согласных буквой Я. Дифференциация А- Я.

Звуко-слоговой анализ слов Яша, Яна, Катя.

34

Звук [ж].

1

06.02.

2017г.

Выделение звука из состава слова.

Звуко-слоговой анализ слова пижама.

35

Звуки [ш]-[ж].

1

07.02.

2017г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [ш]- [ж].

36

Звуки [ж]-[з].

1

20.02.

2017г.

 

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [ж]- [з].

37

Звуки [л]-[л].

1

 

21.02.

2017г.

Выделение звуков из состава слова.

Дифференциация [л]- [л’].

Звуко-слоговой анализ слова лампа, клумба, волна, лиса, пальма.

38

Гласная Е в начале слога и после гласных

2

27.02.

2017г.

 

28.02.

2017г.

Е – гласная.

Обозначение мягкости согласных гласной Е. Дифференциация Э-Е.

Звуко-слоговой анализ слов ель,енот,еда, лес, небо, снег..

39

Гласная Ё в начале слога и после гласных

2

06.03.

2017г.

 

07.03.

2017г

 

Ё– гласная.

Обозначение мягкости согласных гласной Ё. Дифференциация О-Ё.

Звуко-слоговой анализ слов ёжик, даёт.

40

Звуки [р]-[р’].

1

. 13.03.

2017г

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [р]- [р’].

Звуко-слоговой анализ слов Марс, Уран, Сатурн..

41

Звуки [р]-[р’], [л]-[л’]

1

14.03

2017г

Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’].

42

Звуки [в]-[в’], [ф]-[ф’]

1

20.03.

2017г

Дифференциация звуков [в]-[в’], [ф]-[ф’].

43

Гласная Ю в начале слога и после гласных

1

21.03.

2017г.

 

.

Ю– гласная.

Обозначение мягкости согласных гласной Ю. Дифференциация У-Ю.

Звуко-слоговой анализ слов юла, Юра, Люба, пюре.

IV четверть (14 часов)

44

Звук [ц].

1

03.04.

2017г.

Выделение звука из состава слова.

Звуко-слоговой анализ слов овца, курица.

45

Звуки [с]-[ц].

1

04.04.

2017г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [с]- [ц].

46

Звук [й].

1

10.04.

2017г.

Выделение звука из состава слова.

Звуко-слоговой анализ слов зайка, майка.

47

Звук [ч].

1

11.04.

2017г.

Выделение звука из состава слова.

Звуко-слоговой анализ слов чайка, очки, чашка, чайник.

48

Звуки [ч]-[т].

1

17.04.

2017г.

 

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [ч]- [т’].

49

Звуки [ч]-[с].

1

18.04.

2017г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [ч]- [с].

50

Звук [щ].

1

24.04.

2017г.

Выделение звука из состава слова.

Звуко-слоговой анализ слов чайка, очки, чашка, чайник.

51

Звуки [щ]-[ч].

1

25.04.

2017г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [щ]- [ч].

52

Звуки [щ]-[с].

1

02.05.

2017г.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация [щ]- [с].

53

Обозначение мягкости согласных посредством - Ь-

1

08.05.

2017г.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова

54

Разделительный -Ь-

1

15.05.

2017г.

.

 

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в середине слова.

55

Разделительный -Ъ-

1

16.05.

2017г.

 

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в середине слова

56

Дифференциа-

ция разделитель-

ных – Ь-, Ъ.

2

22.05.

2017г

23.05.

2017г.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в середине слова


 

В базисном учебном плане на уроки произношения во 2 классе отводится 1 час в неделю. В году - 34 недели.

Календарно -тематическое планирование по учебному предмету «Произношение»

2 класс (1 час в неделю, 34 недели – 34 часа).

 

 

Тема урока

 

Кол - во

часов

 

Дата проведе-ния

 

Характеристика деятельности учащихся

1 четверть (9 часов)

 

2

Диагностический этап

01

Гласные и согласные звуки.

 

 

1

 

16.09.

2016.

 

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Осуществлять сотрудничество в парах и группах при выполнении учебных задач.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить

 гласные звуки

02

Звонкие и глухие согласные звуки

1

23.09.

2016

03

Дифференциация звуков П-Б-П’-Б’.

 

1

30.09.

2016

04

Дифференциация звуков Т-Д-Т’-Д’.

 

1

07.10.

2016

05

Дифференциация звуков

К-Г-К’-Г’.

 

1

14.10.

2016

06

Дифференциация звуков В-Ф-В’-Ф’

 

1

21.10.

2016

07

Дифференциация звуков С-З-С’-З’.

 

1

28.10.

2016

II четверть (7 часов)

08

Дифференциация звуков Ж-Ш.

 

1

11.11.

2016

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм характеристику звуков.

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произно-сить.

 

09

Дифференциация звуков С-Ш.

 

 

1

18.11.

2016

10

Дифференциация звуков З-Ж.

1

25.11.

2016

11

Дифференциация звуков С'-Щ.

 

 

1

02.12.

2016

12

Дифференциация звуков С-Ц.

 

1

09.12.

2016

13

Дифференциация звуков Ч-Т'.

 

 

1

16.12.

2016

 

14

Дифференциация звуков Ч-Щ.

 

1

23.12.

2016

III четверть (10 часов)

 

Дифференциация звуков Ш-Щ.

 

 

13.01.

2017

Дифференцировать глас-ные и согласные звуки.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие согласные звуки.

Определять и правильно произносить, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу, вопросам.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

 

 

Дифференциация звуков: Ч-Ц.

 

 

20.01.

2017

 

Дифференциация звуков Р’-Р-Л’-Л.

 

 

 

27.01.

2017

 

Дифференциация: а-я

 

 

03.02.

2017

 

Дифференциация: у-ю

 

 

10.02.

2017

 

Дифференциация: о-ё

 

 

 

17.02.

2017

 

Дифференциация: ы-и

 

 

03.03.

2017

 

Дифференциация: э-е

 

 

 

10.03.

2017

 

Дифференциация

разд. Ъ и Ь знаков.

 

 

 

17.03.

2017

 

Дифференциация сочетаний типа МЯ-МЬЯ

 

07.04.

2017

IV четверть (8часов)

 

Предлоги.

Дифференциация предлогов: в-на-под

1

14.04.

2017

.

Определять границы предложения, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений,  соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Определять количество слов в предложении с предлогом и без него, вычленять слова из предложения.

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Анализировать модели слов,  сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

 

 

Дифференциация предлогов: над-под.

 

 

1

21.04.

2017

 

Дифференциация предлогов: в-из.

 

1

28.04.

2017

 

Дифференциация предлогов: на-с.

 

1

05.05.

2017

 

Дифференциация предлогов: под - из-под.

 

1

12.05.

2017

 

Дифференциация предлогов: за - из-за.

 

 

1

19.05.

2017

 

Дифференциация предлогов к - от.

 

 

1

26.05.

2017


 


Полный текст материала Рабочая программа учебного курса "Произношение"; 1 - 2 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полякова Ирина Александровна  Публикатор
04.03.2022 0 2523 211

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК