Экзаменационный материал по русскому языку (устно) для проведения итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы


Садикова Ирина Евгеньевна- учитель

Место работы- Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Козлово Спировского района Тверской области





















































Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Козлово










ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УСТНО)

для проведения итоговой аттестации

за курс основной общеобразовательной школы

в 2010 – 2011 учебном году

(9 класс)















Составлен на основе примерных экзаменационных билетов

(Вестник образования, 2007, №6)








Билет №1

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.


Перед Пушкиным была очень разнообразная языковая действительность – наречия сословные, профессиональные, областные. Соотнести всё это, выделить ценное, слить в единое целое – поистине титанический труд, требовавший огромных знаний и гениальной интуиции.

В пёстрой языковой стихии он находит несколько ориентиров: употребляемость слов и выражений, их необходимость, их свойственность русскому языку, их образность и ёмкость. Всё более как основу ценит он народную речь, которая объединяется для него с языком народных песен, былин и сказок: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка». Результат этого чтения виден в сказках самого поэта.

(Д. Самоёлов)


  1. Озаглавьте текст. Что отражает название, тему или идею?

  2. Обоснуйте принадлежность текста к определённому стилю речи.

  3. Прокомментируйте орфограммы и пунктограммы в последнем абзаце текста.

  4. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

  5. Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков русского языка и особенностях их произношения в потоке речи.


Вопрос 2. Речевая ситуация. В нашей школе проходит фестиваль народов России. Вас попросили выступить перед пятиклассниками. Расскажите им о роли русского языка в нашем государстве.

Билет №2

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Вот на эстраду вышел Александр Блок. Бу­ря рукоплесканий… Все взоры устремлены на поэта, а он стоит, чуть побледнев, прекрасный, статный, сдержанный. От волнения лишь слегка дрожит рука, лежащая на кафедре.

Как Блок читал? Трудно словами передать своеобразную манеру его голоса, тембр голоса, жест. Первое впечатление – монотонность, но монотонность, до предела музыкальная, вырази­тельная, насыщенная темпераментом. Он доно­сил до слушателя и мысль стиха, и ритм, и «тай­ный жар», и образ, но все так благородно, просто, сдержанно.

Лицо Блока величаво-сосредоточенно, жесты прекрасных рук ритмичны…

По окончании вечера огромная толпа прово­жала его вплоть до Ильинских ворот. Ему под­несли такое количество цветов, что все друзья и близкие несли их.

(Из сборника «Александр Блок в воспоминаниях современников»)


  1. Прочитайте текст выразительно. К какому стилю и типу речи он относится? Свой ответ обоснуйте.

  2. Определите способ связи предложений в тексте.

  3. Прокомментируйте орфограммы и пунктограммы текста.

  4. Проведите фонетический разбор выделенного слова.

  5. Расскажите о способах словообразования, приведите собственные примеры и примеры из текста.


Вопрос 2. Речевая ситуация. В вашем округе проходит ученическая конференция. Выступите с небольшим сообщением перед её участниками. Тема сообщения «Языковые нормы. Нужны ли они в повседневной речевой практике?».

Билет №3

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!


Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда?


Вот зачем такой знакомый

И родной для сердца звук –

Имя Пушкинского Дома

В Академии Наук.


Вот зачем, в часы заката

Уходя в ночную тьму,

С белой площади Сената

Низко кланяюсь ему.

А.Блок

(11 февраля 1921 г.)


  1. Подберите заголовок к тексту. Что он отражает, тему или основную мысль?

  2. Докажите принадлежность текста к определённому стилю речи.

  3. Прокомментируйте типичные для текста орфограммы и пунктограммы.

  4. Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.

  5. Расскажите о системе частей речи в русском языке и о принципах, которые положены в основу их классификации. Приведите примеры слов различных частей речи из текста и, при необходимости, свои собственные.


Вопрос 2. Речевая ситуация. После урока русского языка ваш одноклассник сказал о том, что он сомневается в необходимости использовании словарей в повседневной жизни. А как считаете вы? Опровергните или поддержите точку зрения своего товарища.

Билет №4


Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Как читал свои стихи Маяковский? Часто при­ходи(тся,ться) слышать этот вопрос…

Попробую передать, как Маяковский читал отрывок из поэмы «Человек»…

Он поднимался на эстраду непринужденно ра…хаживал завод…л остр…умную игру со слуша­телями как бы вызывая на словесный поединок. У него была ре…кая способность ра…говаривать сразу с множеством людей отвечать на плоские остроты иногда просто брань не опускаясь ни до злой или грубой шутки нечто вроде мастерс­тва фехтовальщика отражающего шпагой уда­ры дубин. Но случалось ему встречать и опасных противников: острого на язык наглеца – фель­етониста бульварной газеты или известного в Москве остр…умца – театрального критика; он побеждал их неожиданным поворотом мысли, обращая против них и собственную остроту. Это была точно игра атлета перехватывающего на лету гири поразительное искусство переходить от защиты к нападению. Но тут же когда его за­девало за живое он серьезно и обстоятельно го­ворил о поэзии о своей работе…

И после свободного монолога, после легких диалогов, остр…умных находок, тонкого юмора – вдруг проникновенные, и…полненные философ­ской глубины эпические строфы, когда торжественно, музыкально звучит рокочущий бас, как в финале симфонии медь труб…


(из воспоминаний Л.Никулина)


  1. Сформулируйте тему текста и подберите заголовок, её отражающий.

  2. Определите тип и стиль речи. Свой ответ аргументируйте.

  3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания во 2 абзаце. Обозначьте орфограммы и пунктограммы графически.

  4. Проведите морфемный и словообразовательный разбор выделенного слова.

  5. Найдите в тексте примеры именных частей речи. Расскажите об их общих грамматических признаках.


Вопрос 2. Речевая ситуация. Представьте себе, что после окончания 9-го класса вы поступаете в колледж, где с вами проводится собеседование. Расскажите членам приёмной комиссии о себе.

Билет №5

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.


«Сегодня» - могучее слово,

постичь его не суждено,

и неотвратимо сурово

и неповторимо оно.

В нём всё, чем сильна и слаба я,

Вся сложность мирской простоты,

ошибки походка слепая

и поступь стальной простоты…

В нём тает ещё прошлогодний

и сыплется завтрашний снег,

чего не успею сегодня,

свершить не сумею вовек.

(Л. Васильева).


  1. Озаглавьте текст. Что отражает ваш заголовок, тему или основную мысль?

  2. Определите стиль речи. Свой ответ аргументируйте.

  3. Прокомментируйте орфограммы и пунктограммы текста.

  4. Проведите фонетический разбор выделенного слова.

  5. Используя примеры из текста и, при необходимости, собственные, расскажите о местоимении как части речи и об использовании местоимений в качестве средства связи предложений в тексте.


Вопрос 2. Речевая ситуация. Вы участвуете в записи телевизионной передачи «Мир увлечений». Расскажите о своём увлечении так, чтобы телезрители поняли, почему своё свободное время вы посвящаете именно этому.

Билет №6


Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.


Первое самое раннее воспом…нание едем с поля. Высок… воз со снопами. Я сижу на ссамом верху. Видно спину лошад… . Воз плавно качает(?)ся. Звенят комары. Скр…пит телега. Пахн…т пылью. Запах спелых снопов.

Когда мне было пять лет отец ушёл работать в город. Он заслужил все поч…сти рабочего человека в доме у нас (пол)сундучка отцовских почётных грамот. Я (не)ходил за сохой но странное дело вздохи отца мне дороги и понятны.

В сорок седьмом году после засухи не было хлеба. Соб…рали ж…луди сушили и толкли лебеду… Мать вынула из сундука и зав…зала в узел последн…е что было два старин…ых, оставшихся от бабки холста отцовские сапоги выш…тые полотенца.


(В. Песков)


  1. Подберите к тексту два заголовка: один, отражающий тему текста; другой – основную мысль.

  2. Определите тип и стиль речи. Свой ответ аргументируйте.

  3. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания. Свой выбор объясните графически.

  4. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

  5. Используя примеры из текста, расскажите, в чём сходство и в чём различие имён прилагательных и причастий.


Вопрос 2. Речевая ситуация. Ваш класс едет в поезде на экскурсию в другой город. Одноклассники собрались в одном из купе и рассказывают разные истории. Расскажите и вы историю (можно забавную) из своей жизни.

Билет №7

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Все хорошие фотографы и кин_операторы знают что сущ_ствует закон кадра.

Он состоит в том что одна какая (нибудь) часть целого выд_л_(н, нн)ая из остального иску(с,сс)тве(н,нн)о скажем рамкой вид_искателем фотоаппарата колечком (с,з)дел_(н,нн)ым из пальцев или просто сосредоточ_(н,нн)ым вн_манием воспр_н_ма_(ться, тся) иначе нежели вместе с целым.

Очень наглядно это можно видеть например в Армени_ по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед_те и справ_ от вас все время находи(ться, тся) голуб_ватая д_лина а за ней бел_снежный шатер Арарата. Вдруг машина ост_навлива_(ться, тся) и вам пр_длага_(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн_менитой горой.

Но мы же и без того ею любу_мся. Вот она все время справ_ от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.

Оказыва_(ться, тся) около дорог сп_циально постро_(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид_те Арарат часть неба и часть д_лины как(бы) вставл_(н, нн)ыми в рамку и впеч_тление от красоты гор усил_ва_(ться, тся) стократ.

(В.Солоухин)


  1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

  2. Какова роль первого предложения в тексте? Как оно взаимодействует с последующей частью текста?

  3. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания. Свой выбор объясните графически.

  4. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

  5. Используя примеры из текста, охарактеризуйте глагольные морфологические признаки деепричастий и причастий.


Вопрос 2. Речевая ситуация. В молодёжном лагере на вечере «Давайте познакомимся» расскажите о своей малой родине (месте, где вы родились).

Билет №8


Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Случалось ли вам идти когда-нибудь осенью поздно вечером по отдаленным петербургским улицам?

Высокие стены домов, изредка освещенные тусклым блеском фонарей, кажутся ещё чернее неба. Местами здания и серые тучи сливаются в одну массу, и огоньки в окнах блестят, как движущиеся звёздочки. Дождь с однообразным шумом падает на кровли и мостовую. Холодный ветер дует с такой силой и, забираясь в ворота, стонет жалобно. Улицы пусты, кое-где плетется разве запоздалый пешеход или тащится извозчик, проклиная ненастье. Но скоро всё утихает, изредка только слышится продолжительный свист на каланче или скрип барки, качаемой порывами ветра, и снова всё погружается в безмолвие.

(Д.Григорович)


  1. Докажите, что это текст. Подберите заголовок, отражающий тему текста.

  2. Определите тип речи. Докажите своё мнение, составив план текста.

  3. Объясните трудные, с вашей точки зрения, случаи орфографии и пунктуации. Свой выбор объясните графически.

  4. Проведите фонетический разбор выделенного слова.

  5. Охарактеризуйте разряды имён прилагательных, иллюстрируя каждое положение своего высказывания примерами из текста и, при необходимости, собственными.


Вопрос 2. Речевая ситуация. На собрании одного из пятых классов расскажите об одном из музеев так, чтобы у ребят появилось желание пойти/поехать на экскурсию в этот музей.

Билет №9

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуя традиции, создаются трудовые навыки.

Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память – преодоление времени смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Совесть – это память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

(Д.Лихачёв)


  1. Докажите, что это текст. Определите его тему и основную мысль.

  2. Определите стиль речи. Докажите своё мнение.

  3. Объясните трудные, с вашей точки зрения, случаи орфографии и пунктуации. Свой выбор объясните графически.

  4. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

  5. Назовите части речи, которые имеют степени сравнения. Расскажите о значении и образовании степеней сравнения. Проанализируйте соответствующие примеры из текста и приведите собственные.


Вопрос 2. Речевая ситуация. На улице вы встретились с одноклассниками после каникул. Расскажите им о понравившемся вам фильме так, чтобы им тоже захотелось посмотреть его.

Билет №10

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Золотой осен..ий денек. Кругом т..шина. Лиш.. изредк.. прокурлыч..т в небе отлетающие журавли или пролетит с призывным криком кулич..к. Зем­ля принесла свои богатые плоды и теперь точно соб..рается на покой и отдых.

Дорога мягкая словно хороший ковер. Дожди см..чили землю и теперь она скрадыва..т и топот кон­ских к..пыт и ш..рох собачьих ног. Лес сильно пор..дел но все еще роскош..н в своем осен..ем уборе. Яркими полосами уходят (в) даль сизые, покрытые ночной р..сой зеленя. В глубоко дыш..щую грудь проникает густой воздух и пряный ар..мат увядающ..й листвы.

(По Н. Минху)


  1. Определите тему текста и его основную мысль. Подберите заголовок, отражающий основную мысль текста.

  2. Определите тип и стиль речи. Найдите в тексте эпитеты.

  3. Объясните трудные, с вашей точки зрения, случаи орфографии и пунктуации. Свой выбор объясните графически.

  4. Проведите синтаксический и пунктуационный разбор выделенного предложения.

  5. Расскажите о морфологических признаках глагола. Проанализируйте соответствующие примеры из текста.


Вопрос 2. Речевая ситуация. В летнем лагере после отбоя ребята вспоминают своих друзей, рассуждают о том, может ли быть у человека много друзей. Выскажите и обоснуйте своё мнение по этому вопросу.

Билет №11

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

(Не) возможно держать при себе а тем бол..е зауч..вать наизусть все книги которые вам могут когда (нибудь) понадобит..ся. (Не) лучше ли запи­сать самое главное? Можно коротко если позволяет память или подробно если на нее (не) льзя наде..ться. Подобные записи называют..ся конспектами. Пишите конспект как угодно — хоть поперек стра­ницы, пусть только вам будет удобно. Но внимание! Удобно должно быть и тогда когда пр..дется конс­пектом воспольз..ват..ся. Например на экзамене ког­да от в..лнения дрожат руки заплетается язык и прыгают строчки перед глазами.

Ну (ка) загл..ните в свой конспект. Если вы пи­сали плотно (плотно) без полей (н..) чего (н..) выде­ляя ручаюсь что вы попадете в конспект как в темный лес. Мелкие тесно написан..ые буквы сол..ются в спл..шную линию, хоть «караул!» кричи - (н..) чего (н..) найдешь.

Широкие поля, на них основные вопросы поставлен..ые в работе которую вы конспектируете. Если бу­мага в клетку пиш..м через строку. Абзацы об..зателъны самое важное по..черкиваем. Надеюсь что опасность заблудит..ся в собствен..ых записях м..новала.

(По Е. Басовской)

  1. Определите тему текста и его основную мысль. Подберите заголовок, отражающий основную мысль текста.

  2. Определите стиль речи.

  3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Свой выбор объясните графически.

  4. Проведите морфемный и словообразовательный разбор выделенного слова.

  5. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Какие ещё разряды наречий вы знаете? Приведите собственные примеры.


Вопрос 2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Язык – мой друг» выступите перед пятиклассниками, объясняя им, какова роль языка в жизни человека.


Билет №12


Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и (не)подвижно (в)дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с син..м южн..м небом и крепко спит, отражая в себе прозрачн..ю ткань пер..стых облаков, (не)подвижных и (не)скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепч..т (не)угомонные волны, сонно всползая на берег…

А море ластит..ся к берегу и волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет..ся к костру.

(М.Горький)

  1. Определите тему текста и его основную мысль.

  2. Найдите в тексте олицетворения.

  3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Свой выбор объясните графически.

  4. Проведите синтаксический и пунктуационный разбор выделенного предложения.

  5. Расскажите о морфологических признаках имён существительных. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные.


Вопрос 2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Язык – мой друг» расскажите ученикам начальных классов о русском речевом этикете.

Билет №13


Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Вновь поднимаюсь на верхний мостик, где в синеватой темноте ночи привычно шагает вахтенный штурман, а за стеклом рубки, слабо освещенной лампочкой компаса, неподвижно стоит рулевой. Мы стоим, беседуем, глядим в море; потом я один схожу на пустынную палубу, поднимаюсь на бак и долго стою, свесясь над бортом и наблюдая, как пенится, призрачным светом искрится рассекаемая форштевнем вода. Двурогий серп месяца всплывает над морем, в серебряном его свете одна за другой меркнут над мачтами звезды. Месяц поднимается выше; сверкающей кольчугой протягивается к нему длинная дорога. Неведомо откуда появившийся парусник, тихо покачиваясь, пересекает эту живую серебряную дорогу, и отчетливо, каждою снастью, чеканятся на серебряном фоне его мачты и черные паруса. Точно таинственный призрак, как ночное видение, без единого признака жизни проплывает мертвое судно, и опять блестит, бесчисленными чешуйками сияет раскинутая к месяцу дорога…

(По И.С. Соколову-Микитову)


  1. Определите тему текста и его основную мысль. Найдите ключевые слова, озаглавьте текст.

  2. Определите стиль текста. Свой ответ аргументируйте.

  3. Прокомментируйте трудные, с вашей точки зрения, случаи правописания и расстановки знаков препинания.

  4. Проведите фонетический разбор выделенного слова.

  5. Расскажите о синонимах. Подберите синонимы к словам: парусник, шагать, дорога, меркнуть, беседовать.


Вопрос 2. Речевая ситуация. На классном собрании обсуждается вопрос о популярных видах спорта. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу, приведите аргументы.

Билет №14

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.


Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Ненагружённое, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.


Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

(С.Я.Маршак.)


  1. Определите тему текста и его основную мысль. Найдите ключевые слова, озаглавьте текст.

  2. Определите тип текста. Свой ответ аргументируйте.

  3. Прокомментируйте трудные, с вашей точки зрения, случаи правописания и расстановки знаков препинания.

  4. Проведите синтаксический и пунктуационный разбор выделенного предложения.

  5. Расскажите об антонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нём антонимы.


Вопрос 2. Речевая ситуация. В туристическом походе ребята рассуждают о том, нужно ли защищать природу от человека. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Билет №15

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению

Думаю, чем дальше мы будем жить, тем чаще, настойчивей и серьёзней будем задумываться о природе, о будущем земли и о человеке, стоящем между этими, полярными когда-то, но ныне настолько сблизившимися полюсами, что существование человека и самой жизни вообще оказалось вроде бы неожиданно для человечества под угрозой исчезновения.

И все, кто обострённо чувствует время, кому не безразлично наше будущее, всё громче и громче бьют в тревожные земные колокола.

Не так уж всё благополучно в белоснежной тайге. Как и всюду на земле, современное течение жизни здесь не только многоводно и тревожно, но и многомерно; как и всюду, здесь зло и добро противостоят друг другу, и напористое зло под покровом тишины порою берёт верх над добром невидимо, коварно и жестоко!

Но в природе вообще, а в тайге в особенности, так всё взаимосвязано, в такой плотный клубок свито, что порыв нитки где-то, в каком-то месте может всё запутать, повернуть вверх дном…

(В.П. Астафьев)

  1. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова.

  2. Определите стиль текста. Свой ответ аргументируйте.

  3. Прокомментируйте трудные, с вашей точки зрения, случаи правописания и расстановки знаков препинания. Докажите графически.

  4. Проведите морфемный и словообразовательный разбор выделенного слова.

  5. Найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значение, охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения стилистической окрашенности. Расскажите, чем различаются свободные сочетания слов и фразеологизмы. Приведите собственные примеры фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений..

Вопрос 2. Речевая ситуация. В летнем международном лагере на вечере «Родина – что она значит для меня?» расскажите своим сверстникам из других стран о событии из истории России, которым вы гордитесь. Своё мнение аргументируйте.

Билет №16

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Солнце выгл…нуло давно на ра…чище(н,нн)ом небе и живительным тепло(творным) светом своим облило степь. Всё что смутно было на душе у козаков (в)миг слетело сердца их встреп…нулись как птиц…

Степь чем далее тем ст…новилась пр…краснее. Тогда весь юг всё то пространство которое сост…вляет нынешнюю Новороссию до самого Ч…рного моря было зелёною девстве(н,нн)ою пустынею. (Ни)когда плуг не проходил по (не)измеримым волнам диких р…стений. Одни только кони скрывавш…еся в них как в лесу вытаптывали их. (Ни)чего в природе (не)могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелёно(золотым) океаном по которому брызнули ми(л,лл)ионы разных цветов. Сквозь тонкие высокие стебли травы сквозили голубые синие и лиловые волошки ж…лтый дрок выскакивал (в)верх своею п…рамидальною в…рхушкою белая кашка зонтико(образными) шапками пестрела на поверхности занесё(н,нн)ый бог весть (от)куда колос пшениц… нал…вался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки выт…нув свои шеи. (Н.В. Гоголь)


  1. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Свой ответ подтвердите выбором ключевых слов.

  2. Определите стиль речи. Приведите примеры использованных в тексте изобразительно-выразительных средств.

  3. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свой выбор графически.

  4. Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.

  5. Расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о типах словосочетаний, видах слов в словосочетаниях. Иллюстрируйте своё высказывание примерами из текста.

Вопрос 2. Речевая ситуация. К вам в гости пришли друзья послушать новые музыкальные записи. Расскажите о своей любимой музыке или музыкальной группе, которая вам нравится.

Билет №17

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте ещё раз, в третий раз.

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается в течение жизни, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-то другим.

(Д.С. Лихачёв)

  1. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Свой ответ подтвердите выбором ключевых слов.

  2. Определите тип речи и средства связи предложений в тексте.

  3. Прокомментируйте трудные, с вашей точки зрения, орфограммы и пунктограммы текста.

  4. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

  5. Используя примеры из текста, расскажите о служебных частях речи.

Вопрос 2. Речевая ситуация. Расскажите своим родителям о друге, с которым вы познакомились на летнем отдыхе. Опишите его внешность, черты характера, увлечения.

Билет №18

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Пейзаж – это красота, а красота – категория духовная. Недаром пейзаж издревле сделался объектом искусства, объектом живописи, литературы и даже музыки…

У каждого были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но если Земля есть наша общая родина и если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины – перед грозным ликом вселенной, – если мы сознаём, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании (а Земля наша действительно прекрасна!), то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам общечеловеческого значения, которые помогали нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.

(В. Солоухин)


  1. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Свой ответ подтвердите выбором ключевых слов.

  2. Какова роль первого предложения в тексте. Как связана с первым предложением последующая часть текста.

  3. Прокомментируйте трудные, с вашей точки зрения, орфограммы и пунктограммы текста.

  4. Проведите фонетический разбор выделенного слова.

  5. Определите морфологический способ выражения главных членов в предложениях текста. Рассказ о других морфологических способах выражения главных членов иллюстрируйте собственными примерами.


Вопрос 2. Речевая ситуация. Одноклассники рассуждают о том, что нужно для успеха в жизни. Некоторые считают, что успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться, внешнего вида человека. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Билет №19

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.


В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости – словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.

(К.Д. Ушинский)

  1. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Свой ответ подтвердите выбором ключевых слов.

  2. Определите тип и стиль речи. Укажите способ связи предложений в тексте.

  3. Прокомментируйте наиболее трудные, с вашей точки зрения, орфограммы и пунктограммы.

  4. Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.

  5. Расскажите о классификации второстепенных членов предложения. Приведите примеры из текста и, в случае необходимости, собственные.

Вопрос 2. Речевая ситуация. Выступите перед участниками ученической конференции с сообщением на тему «Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения»

Билет №20

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению..

Река верная своим берегам то давала вместе с ними углы и колена то иногда уходила от них проч(?).

В одном месте крутой бок возвышений воздымался выше прочих и весь (от) низу (до)верху уб…рался в зелень столпившихся деревьев. Тут было всё вместе и клён и груша и низко(рослый) ракитник и берёза и ель и рябина опута(н,нн)ая хмелем. Тут мелькали красные крыши господских строений коньки и гребни сзади скрывш…хся изб а над всей этой кучей деревьев и крыш стари(н,нн)ая церковь возносила свои пять играющих верхуш..к. На всех них были золотые прорезные кресты пр…креплё(н,нн)ые золотыми прорезными цепями к куполам. И вся эта куча деревьев крыш опрокинувшись в…рхушками (в)низ отр…жалась в реке где карти(н,нн)о-безобразные старые ивы, стоя у берегов опустивши туда и ветки и листья как(бы) ра(с,сс)матривали это изобр…жение не могли им налюбова(т,ть)ся (в)течени… своей многолетней жизни.

(Н.В. Гоголь)

  1. Сформулируйте основную мысль. Подберите заголовок, отражающий тему текста.

  2. Определите тип речи и способ связи предложений в тексте. Свой ответ аргументируйте.

  3. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

  4. Проведите морфемный и словообразовательный разбор выделенного слова.

  5. Используя примеры из текста, расскажите о простом осложнённом предложении. Приведите примеры из текста и, если необходимо, свои собственные.


Вопрос 2. Речевая ситуация. На классном собрании вы обсуждаете вопрос о выборе профессии. Ребята по-разному представляют себе, что определяет профессиональную ориентацию: престижность профессии, высокая зарплата, профессия родителей, призвание и т.п. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.


Билет №21

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Ранняя погожая осень. Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.

Надышавшись ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину.

Темнеет. В саду разожгли костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. Вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее.

Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.

Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

(По И.Бунину)

  1. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Свой ответ подтвердите выбором ключевых слов.

  2. Определите тип и стиль речи. Укажите способ связи предложений в тексте.

  3. Прокомментируйте наиболее трудные, с вашей точки зрения, орфограммы и пунктограммы.

  4. Проведите морфемный и словообразовательный разбор выделенного предложения.

  5. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид. Расскажите о классификации односоставных предложений. В случае необходимости приведите собственные примеры.

Вопрос 2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Тайны родного языка» расскажите об этимологии и о происхождении некоторых слов русского языка.

Билет №22

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от надвигающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. (Л.Н. Толстой)

  1. Сформулируйте тему текста. Выделите микротемы. Свой ответ подтвердите набором ключевых слов.

  2. Определите тип и стиль речи. Укажите способ связи предложений в тексте.

  3. Прокомментируйте наиболее трудные, с вашей точки зрения, орфограммы и пунктограммы.

  4. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

  5. Дайте общую характеристику сложного предложения и его видов. Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные. Проанализируйте средства синтаксической связи между частями сложного предложения.


Вопрос 2. Речевая ситуация. После урока русского языка вы с одноклассниками обсуждаете вопрос о том, нужно ли изучать грамматику родного языка. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Билет №23

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Однажды мы поехали рыбачить на Старую канаву и возвращались на следующий день. Подошёл маленький поезд, и мы влезли в тот вагон, где было побольше народа. Женщины везли кошёлки с брусникой и грибами, а два охотника сидели, свесив ноги в открытых дверях, и курили. Сначала женщины разговаривали о своих сельских делах, но вскоре таинственная прелесть лесных сумерек вошла в вагон, и женщины, вздохнув, замолчали.

Через полчаса поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат. Солнце садилось в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья.

Тогда самая молодая женщина запела, глядя на закат, и глаза её казались золочёными. Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин начал ей подпевать. Самая молодая женщина тихонько заплакала, но никто даже не обернулся в её сторону, потому что это были слёзы не боли и горечи, а переполнявшего сердце восхищения.

( По К. Паустовскому)

  1. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Свой ответ подтвердите набором ключевых слов.

  2. Определите тип и стиль речи. Укажите способ связи предложений в тексте.

  3. Прокомментируйте наиболее трудные, с вашей точки зрения, орфограммы и пунктограммы.

  4. Проведите синтаксический и пунктуационный разбор выделенного предложения.

  5. Расскажите о классификации сложносочинённых предложений. Проиллюстрируйте своё высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.


Вопрос 2. Речевая ситуация. На уроке русского языка расскажите своим одноклассникам об одном из русских лингвистов и его вкладе в развитие науки о языке.

Билет №24

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Прошла неделя другая. Дни были ещё жаркие а ночи прохладные. В городе наступила такая т…шина что было слышно как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская п…утинка. И вот в такую(то) бе…шумную ноч(?) Таня проснувшись услышала…

Трудно было объ…снить что она услышала потому(что) это были н… звуки а как(бы) (полу)забытые воспом…нания (не)заметно переходившие одно в другое.

И хотя Таня условилась ра…будить Петьку она полежала думая о том как трепещ…т листья осины как зелёный поблескивающий листве(н,нн)ый дым окружа…т берёзу и как важно к…чаю(т,ть)ся на своих дли(н,нн)ых черенках молодые кленовые листья.

Потом эти звуки стали влажными точно по дорог… к ней они окунулись в речку. И Таня вспомнила как она с одной девочкой проплыла поз(?)ним вечером по серебря(н,нн)ой дорожке которую по Немухинке прол…жила луна.

(В. Каверин)

  1. Докажите, что это текст. Подберите заголовок, отражающий тему текста.

  2. Определите тип речи и способ связи предложений в тексте. Свой ответ аргументируйте.

  3. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

  4. Проведите фонетический разбор выделенного слова.

  5. Расскажите о классификации сложноподчинённых предложений. Иллюстрируйте своё высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.


Вопрос 2. Речевая ситуация. К вам в гости приехал сверстник из другого города (села, региона, одной из стран СНГ). Опишите достопримечательности (достопримечательность) своего города (или ближайшего города) или окрестности своего села.

Билет №25

Вопрос 1. Ознакомьтесь с текстом, проведите его анализ по предложенному плану и подготовьтесь к выразительному чтению.

Сквозь густые кусты орешника перепута(н,нн)ые цепкой травой спуска…тесь вы на дно оврага. Под самым обрывом таи(т,ть)ся источник дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапч…тые сучья большие серебристые пузыри колыхаясь подн…маю(т,ть)ся со дна покрытого мелким бархатным мохом. Вы бросаетесь на землю вам лень пошевельну(т,ть)ся.

Но вот наступа…т вечер заря запылала пожаром и обхватила (пол)неба. Воздух (в)близи как(то) особе(н,нн)о прозрачен словно стекля(н,нн)ый (в)дали ложи(т,ть)ся мягкий пар вместе с росой падает алый блеск на поляны ещ… (не)давно облитые потоками жидкого золота. Солнце село звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Сине..т небо, отдельные тени и…чезают, воздух наливае(т,ть)ся мглою. Пора домой в деревню, в избу где вы ночу…те.

(И.С. Тургенев)

  1. Докажите, что это текст. Определите его тему и микротемы. Подберите заголовок, отражающий тему текста.

  2. Определите тип и стиль речи. Свой ответ аргументируйте.

  3. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

  4. Проведите морфемный и словообразовательный разбор выделенного слова.

  5. Расскажите о классификации сложных бессоюзных предложений. Иллюстрируйте своё высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.


Вопрос 2. Речевая ситуация. На уроке обществознания расскажите одноклассникам о том, как вы относитесь к политике. Интересуетесь ли политическими событиями? Объясните причины своего интереса или равнодушия к данному вопросу.








Список учащихся,

проходящих итоговую аттестацию

за курс основной общеобразовательной школы

в 2007-2008 учебном году

по русскому языку (устно),

9 класс:

1. Игнатьева Екатерина

2. Максимов Илья



Полный текст материала Экзаменационный материал по русскому языку (устно) для проведения итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Садикова Ирина Евгеньевна  Sadi2010
31.12.2011 1 9229 908

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК