Презентация к уроку литературы "Поэтическая мастерская" 6 класс


Ершова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 3
г. Каменск-Уральский

Тема урока: Поэтическая мастерская

Цель урока: 1. Повторить теорию стихосложения.
2. Развитие творческих способностей учащихся.

1
Оргмомент (тема, цель, этапы работы, предполагаемый результат урока) (1 слайд)

2
Система стихосложения
Существует несколько систем стихосложения: (2 слайд)

- Силлабическая (равное число слогов в строке) (слайд с примером)
- Тоническая (количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество) (слайд с примером)
- Силлабо-тоническая (равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются с определенной последовательностью) (слайд с примером)

ВОПРОС:
- В какой системе стихосложения написано большинство известных вам стихотворений? (силлабо-тоническая)

3

В силлабо-тонической системе стихосложения ударные и безударные слоги повторяются в определенной последовательности. Существует несколько видов такой последовательности и называется это …? (стихотворные размеры) (3 слайд)

Двусложные (чередуются 1 ударный и 1 безударный слоги)

Трехсложные (чередуются 1 ударный и 2 безударных слога)

Двусложные:
- хорей (с ударением на 1,3,5,7 слоги)
- ямб (с ударением на 2,4,6,8 слоги)

Трехсложные:
- дактиль (с ударением на 1,4,7,10 слоги)
- амфибрахий (с ударением на 2,5,8,11 слоги)
- анапест (с ударением на 3,6,9,12 слоги)

Ершова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 3
г. Каменск-Уральский

4
ВОПРОС: Что еще должно быть в стихотворном тексте? (рифма) (4 слайд)

Основные виды рифм в четверостишиях:
- парная, смежная (ААББ) (слайд с примером)
- перекрестная (АБАБ) (слайд с примером)
- кольцевая, опоясная (АББА) (слайд с примером)

5
Теорию мы с вами повторили, а сейчас "разминка для ума" (5 слайд)
У вас на партах карточки с заданием. Алгоритм выполнения задания на доске:
1. Разгадать ребусы, собрать из частей средство художественной изобразительности.
2. В одном из четверостиший найти и подчеркнуть зашифрованное в ребусе средство художественной выразительности.
3. Определить стихотворный размер этого четверостишия и способ рифмовки.

Все выполняется, пока звучит музыка.

Проверяем ребусы: 1- метафора, 2 – метафора, 3 – олицетворение, 4 – олицетворение, 5 –эпитет, 6 – эпитет, 7 – сравнение, 8 – сравнение

Если достаточно времени, спросить определения

Листочки подписываются и сдаются. (в журнал пойдут "4" и "5")

6
(6 слайд)Следующий этап работы называется "полет фантазии". Мы поиграем в буриме. Все знают правила игры, пока звучит музыка сочиняем четверостишие.

Проверяем варианты, сравним с оригиналом (7 слайд), определим размер и рифму

Еще один пример…

Проверяем варианты, сравним с оригиналом (8 слайд), определим размер и рифму

7 (9 слайд)

Мы повторили основные сведения по теории стихосложения, потренировались в поэтическом слоге. Домашнее задание будет творческим (10 слайд)

Вы можете сочинить стихотворение самостоятельно на тему "Весна" или поиграть в буриме и принести к следующему уроку оформленные стихи (буриме) на формате А4.


Полный текст материала Презентация к уроку литературы "Поэтическая мастерская" 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ершова Елена Геннадьевна  yjdjcnm
16.03.2009 3 16907 3980

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 Гаяночка • 19:02, 04.07.2011
Спасибо за Вашу работу.
[Материал]
avatar
2 Achatan • 19:02, 08.02.2011
Большое спасибо за оличные презентации по русскому языку и литературе.
[Материал]
avatar
1 lilia19660507 • 22:43, 26.10.2010
Большое спасибо за работу!
[Материал]