Статья "Примерные игры на развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями"


Примерные игры на развитие слухового восприятия

неречевыми звучаниями

Педагог, до проведения игры, объясняет правила новой игры или напоминает знакомую детям игру на наглядной основе, используя прием драматизации.

Игра «Все в круг».

Оборудование: канат, барабан (или какой-либо другой инструмент), ширма. Ход игры. Перед ребенком из каната выкладывается круг. Педагог стучит в барабан и идет, потом бежит по кругу вдоль каната, меняя при этом темп игры на барабане. По окончании звукового сигнала совершается прыжок в круг с включением вокализации «А!». Все эти действия ребенок повторяет несколько раз с опорой на слухо-зрительное восприятие. Затем взрослый подает звуковые сигналы из-за ширмы, то есть ребенок воспринимает звук на слух. Данная игра может проводиться с изменением условий: используются разные по интенсивности источники звука; звук подается с учетом увеличения расстояния и с изменением места расположения. Звуковые сигналы можно подавать с целью их различения или опознавания.

Игра «Возьми кубик».

Оборудование: набор разноцветных кубиков по количеству детей, какой-либо музыкальный инструмент, ширма.

Ход игры. Перед ребенком на полу лежит цветной кубик. По звуковому сигналу, который подается на слухо-зрительной основе, ребенок начинает обходить кубик. По окончании звукового сигнала ребенок быстро берет свой кубик, поднимает его вверх и громко воспроизводит какой-либо гласный звук. Затем звуковые сигналы подаются из-за ширмы. Данная игра может проводиться с изменением условий: расстояние, интенсивность звучания, различение, опознавание.

Игра «Прыгни в обруч».

Оборудование: набор цветных обручей по количеству детей, какой-либо музыкальный инструмент, ширма.

Ход игры. Перед ребенком на полу лежит цветной обруч. По звуковому сигналу на слухо-зрительной основе ребенок обходит обруч. По окончании звукового сигнала ребенок впрыгивает в свой обруч, сопровождая это какими-либо голосовыми или речевыми реакциями. Игра в дальнейшем может проводиться с изменением условий.

Игра «В колесе».

Оборудование: колесо, какая-либо звучащая игрушка, покрывало.

Ход игры. Ребенок садится в колесо, его накрывают покрывалом. Педагог подает звук, а ребенок сбрасывает с себя покрывало, поворачивается в ту сторону, откуда был звук (определение источника звука), и что-нибудь громко произносит. После этого педагог помогает ребенку вылезти из колеса, произнося: «Опа! Вот! Там! Тут!» и т. д.

Игра «Услышал – бросай!».

Оборудование: какая-нибудь музыкальная игрушка, небольшие кубики, поднос, канат, ширма

Ход игры. Ребенок сидит на ковре вдоль положенного на пол каната. Перед ним поднос с кубиками. Педагог находится за ширмой. Услышав поданный педагогом звук, ребенок бросает один кубик, услышав еще звук – бросает второй кубик. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся на подносах все кубики. Расстояние между ребенком и источником звука постоянно увеличивается, меняются и временные интервалы между звучаниями.

Игра «Быстро – медленно».

Оборудование: какой-либо звучащий инструмент, ширма.

Ход игры. Педагог за ширмой подает звук в быстром и медленном темпе, а ребенок в ответ идет или бежит от стены к стене, сопровождая движения слогосочетаниями типа: татата, та-та-та и т. д. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Быстро – медленно».

Оборудование: какая-нибудь звучащая игрушка, бубен, две палки, ширма.

Ход игры. Педагог за ширмой подает сигналы в быстром и медленном темпе. Ребенок соответственно заданному темпу стучит палкой о палку (может стучать палками о пол, присев на корточки). Когда звучание прекращается, ребенок опускает руки с палками вдоль туловища. Как вариант он может отстукивать темп на бубне. Педагог каждый раз подтверждает правильность выполнения задания.





Игра «Едем на машине».

Оборудование: какой-либо звучащий источник, кольца в качестве заместителя руля, ширма

Ход игры. Ребенок с кольцами в руках стоит. Педагог за ширмой подает звуки в разном темпе. Ребенок под звуки имитирует движение машины, крутит руль в разном темпе и сопровождает это голосовыми реакциями. Когда звучание прекращается, ребенок поднимает кольца над головой и громко произносит какие-либо звукосочетания или слова.

Игра «Громко – тихо».

Оборудование: какой-либо звучащий источник, ширма.

Ход игры. Педагог за ширмой подает звуки разной интенсивности. Ребенок идет по кругу либо на носочках, либо топая ногами, сопровождая движения проговариванием разной интенсивности. При прекращении звучания ребенок останавливается, при возобновлении – снова идет.

Игра «Узнай, где звучит?».

Оборудование: несколько барабанов или других музыкальных игрушек.

Ход игры. Взрослые (несколько человек) прячутся за ширмами. Педагог приводит ребенка, ставит его в центре комнаты и дает инструкцию: «Слушай и покажи, где звучит». После этого кто-то из взрослых начинает подавать звук. В ответ на это ребенок идет в направлении звука, а взрослый, играя на инструменте, подтверждает правильность его действия.

Игра «Один – много».

Оборудование: какая-либо музыкальная игрушка, две палки (как вариант может быть бубен), ширма.

Ход игры. Педагог за ширмой производит один или много звуков на инструменте, а ребенок соответственно стучит палкой о палку один или много раз, воспроизводя одновременно какие-либо звуки, слоги, слова. Как вариант ребенок может воспроизводить количество звучаний фарами в бубен или палками о пол, присев на корточки.

Игра «Один – много».

Оборудование: какой-либо музыкальный инструмент, кубики (или шарики), подносы, ширма.

Ход игры. Перед ребенком находится пустой поднос, на некотором расстоянии лежит много небольших кубиков. Педагог за ширмой подает один или много звуков, а ребенок берет соответствующее количество кубиков и кладет их на свои подносы, сопровождая действия слогосочетаний проговариванием

Игра «Повтори ритм».

Оборудование: какие-либо звучащие игрушки, бубны, ширма.

Ход игры. Педагог сначала на слухо-зрительной, а затем на слуховой основе(за ширмой) подает сигналы с выделением первого звучания, затем второго; трехсложные с последовательным выделением первого, второго, третьего звучаний. Ребенок воспроизводит ритмы на бубне с выделением по интенсивности соответствующего звукового ритма. Выделение звуковых ритмов сопровождается соответствующим проговариванием слогосочетаний. Как варианты ответных реакций может быть отхлопывание, отстукивание с обязательным проговариванием.

Игра «Что летает?».

Оборудование: барабан, гармонь, самолет, птичка, ширма.

Ход игры. Перед ребенком стоят игрушки. Педагог сначала на слухо-зрительной основе, а затем за ширмой подает звуковые сигналы разной высоты: барабан – низкое звучание, гармонь – звучание в высоких регистрах. На низкое звучание ребенок имитируют полет самолета, сопровождая проговаривание низким голосом ввв; на высокое звучание – полет птички с проговариванием высоким голосом пипипи.

Игра «Покажи, что звучит».

Оборудование: будильник, игрушки или картинки(паровоз, машина, машина скорой помощи и пожарная машина), стекло, железо (натуральные образцы) и т. д., ширма.

Ход игры. Ребенок сидит за столом, на котором

расположены все наглядные средства. Ему предлагается прослушать записи звучания данных объектов. Ответные действия ребенка – показ объектов, их называние (кто как может), имитация звучания. Проведение игры включает элементы обучения.

Игра «Угадай, кто это?» (варианты игр: «Угадай, кто и где кричит?», «Угадай, кто и как кричит?», «Угадай, где живет?» Оборудование: игрушки или картинки животных, птиц, макеты мест обитания, звукозаписи звукопроявлений.

Ход игры. Ребенок сидит за столом, на котором расположены объекты или картинки. Ему последовательно дается прослушать звукозаписи. Ответные действия ребенка – показ объектов, воспроизведение звукоподражаний, называние объектов.










Полный текст материала Статья "Примерные игры на развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна  Публикатор
09.05.2023 0 435 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК