«Развитие воображения детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной изобразительной деятельности»


Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественных скачек в своем психическом развитии.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.
Как отмечает Л.С.Выготский творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием развития почти всякой умственной деятельности человека.
Программа «Развитие», по которой работает наше дошкольное образовательное учреждение, направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Однако данные психологических диагностик выявляют низкий уровень развития воображения детей нашего детского сада.
В связи с этим я попыталась найти способы развития воображения детей, интересные детям, воспитателю и нечасто встречающиеся в практике работы детского сада.
Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.
В последнее время в практике дошкольного образования наметилась тенденция к раннему интеллектуальному развитию детей. Воспитатели все больше внимания уделяют обучению, а не развитию и воспитанию. Однако
многочисленные исследования доказали, что маленький ребенок формируется в специфических детских видах деятельности – игре, лепке, аппликации, конструировании и др. Здесь он самовыражается, решает поставленные им же самим задачи. Посредством этой деятельности у него вырабатываются важнейшие качества – произвольность, контроль, то есть все то, что ему потом пригодится в школе. Поэтому так важно обращать особое внимание базисным вещам – развитию воображения, образного мышления, творческого начала, инициативности, активности, сопереживания и т.п.
Чем меньше будет у взрослых желание стремиться дать специализацию с самого раннего возраста ребенка, чем больше мы будем заниматься его общим развитием, способностью ориентироваться в природе, обществе, изобразительной деятельности, используя при этом самые разные материалы и способы, чем больше у него будет средств самовыражения, и тем более творческим человеком он станет, и тем лучше сформируются у него общие способности.
Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество.
В основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию и лепке.
Главное – воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.
Нетрадиционная техника изобразительной деятельности не исчерпывается средствами перечисленными в данной работе. Главное, чтобы дети поняли, что все в их окружении может иметь необычное проявление. Нужно только не бояться и экспериментировать, учить создавать что-то новое, необычное, не похожее ни на чье другое. В ходе проводимой работы оказалось возможным активизировать продуктивное воображение детей путем специального обучения, направленного на развитие возможности использования специфических для младших дошкольников средств воображения.


Полный текст материала «Развитие воображения детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной изобразительной деятельности» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Столярова Наталья Леонидовна  Елена1901
воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 407"
29.06.2012 1 6444 695
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 black_panther76 • 14:57, 30.06.2012
Наталья Лонидовна, вы представили интересный опыт работы!Четко и грамотно представлены этапы работы в данном напрвлении. СПАСИБО!